ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2009 г.         

Перейти в раздел [Здоровье]

Врачевание болезней

При возникновении заболевания больной обычно обращается за помощью к врачу. Распознав заболевание, врач назначает лечение. Эффект от лечения неодинаковый у разных пациентов, что традиционная медицина объясняет рядом факторов: возрастным, половым, профессиональным, социальным и генетическим (наследственным). Однако есть еще одна причина заболеваний, которую необходимо устранить, чтобы наступило полное выздоровление. Эта причина раскрывается в христианском представлении о человеке и его болезни.

По слову святого апостола Павла, существо человеческое трехчастно, то есть человек состоит из тела, души и духа. Следовательно, лечебное воздействие, направленное на одну из трех составляющих – телесную, недостаточно для полного выздоровления человека. Хирург и Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий указывает на главнейшую роль духа в человеке: «… в жизни нашей дух принимает самое глубокое участие: он воспринимает все, что происходит в теле нашем и в душе нашей, и, наоборот, сам имеет огромную власть и глубочайшее влияние на жизнь нашего тела. Все, что происходит в теле, все физиологические процессы направляются духом нашим. Дух творит тело, дух в теле созидает себя, свою форму. Дух властвует над материей тела… И если вся наша жизнь, все помыслы и желания направлены к святому, доброму, великому и истинному, то дух наш все более и более углубляется и возрастает и наконец получает великую власть над душой и телом».

Духовным щитом – нравственным чувством – Творец защитил всякого человека от совершения зла и сохранения его нравственной и духовной чистоты. «Это чувство особенно дано христианину через благодать Крещения и Миропомазания» (св. Иоанн Кронштадтский). Выделяя в структуре личности духовный, душевный и телесный уровни, святые отцы различали болезни «от естества» (телесные) и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей (К. Зорин).

Различают 8 страстей, из них две: чревоугодие и блуд – плотские (коренятся в биологических потребностях и инстинктах), остальные 6 страстей духовные: гордость, тщеславие, уныние, гнев, печаль, сребролюбие – они совершаются без всякого содействия тела. Некоторые из страстей, родившихся в душе, переходят в тело, а некоторые наоборот (Прп. И. Лествичник).

По учению святых отцов-аскетов, грех овладевает человеком не сразу. Сначала приходит помысл – простая мысль на какую-то тему (прилог к душе помысла). Если мысль греховна и он склоняется (соглашается) на сторону помысла (греховную мысль), перестает ей сопротивляться – наступает пленение, порабощение ума греховным помыслом. Со временем порок становится навыком, делается как бы природным свойством души – это страсть, заключительная фаза рабства греху. Она открывает просторную дорогу греховным деяниям, словам, мыслям и чувствам. Теперь страсть беспрепятственно понукает своей жертвой. По учению святых отцов, каждой страсти соответствует служитель темных сил – бес. «Такова хитрость у лукавых бесов – они постоянно заняты нами… какую страсть замечают в нас, к тому нас и побуждают, такие и расставляют нам сети» (св. Паисий Величковский).

Склонность к той или иной страсти наследственная, однако передаются не сами страсти, а пагубные склонности (к гневу, гордости и проч.). У разных личностей имеется очевидная врожденная склонность к одним видам греха, к другим – очевидное природное отвращение (К. Зорин). Страсти возбуждают три причины: духовная, социально-психологическая и биологическая, которые действуют на человека раздельно либо в совокупности. Святой Иоанн Кронштадтский грех называет «застарелой болезнью, язвой, нечистотой, растлением, удалением от Бога» и утверждает, что «никто не может уврачевать эту ужасную болезнь, это растление, кроме Самого Господа, Который сошел с небес, облекся в наше тело, жил на земле, пострадал за нас и умер, дав нам Пречистое Тело и Кровь Свою в пищу и питие как Премудрый врач». По словам св. Иоанна Кронштадтского, «…Господь испытует сердца и утробы праведно и наказует за злое стремление сердца…». Наказание в виде болезни следует за совершенным грехом. Итак, по христианскому представлению болезнь Богом посылается за грех, поэтому исцелиться от болезни можно только с помощью Бога. Что-бы получить помощь от Бога в исцелении, нужна крепкая вера в Него, в Его скорую, всесильную помощь.

Традиционная медицина лечит телесные болезни, Православная Церковь врачует всего человека. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе и в итоге о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, врачевал «всего человека» (Ин. 7: 23). В Священном Писании и творениях святых отцов приводятся поразительные случаи исцелений по слову святых апостолов и угодников Божиих, большинство из которых не было врачами, за исключением св. апостола Луки. Они обрели благодать перед Богом за подвижническую и праведную жизнь, непоколебимую веру в Триипостасного Бога и Сына Господа Иисуса Христа, получили дар исцеления болящего человека. В Деяниях святых апостолов приводится случай исцеления человека, «хромого от чрева матери его», святым апостолом Петром. Убогий просил милостыню при Красных воротах Иерусалимского храма. Святой апостол Петр сказал ему: «серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи. И взяв его за правую руку поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив стал, и начал ходить…» (Деян. 3: 2-6).

Множество чудных исцелений болящих святыми угодниками приводится святителем Димитрием Ростовским в «Житиях святых». В России особо почитаются Святитель Николай Чудотворец, святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Александр Свирский, Оптинские и Киево-Печерские старцы, в Тюменской области – святой Иоанн Тобольский. Исцеления подаются от мощей святых угодников Божиих, целебными свойствами обладают освященные в храме вода, артос, просфора, елей, пшеница. Как необходимое условие исцеления в Священном Писании называется вера во всемогущество Триипостасного Бога и сына Его Господа Иисуса Христа. При воскрешении Лазаря, находившегося в гробе четыре дня, Иисус Христос обратился к Марфе (сестре Лазаря) со словами: «…не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин 11: 39-40). Прозрение слепого, сидящего при дороге к Иерихону, наступило после его настойчивой просьбы помиловать его: «…но он еще громче кричал: «Сын Давидов! помилуй меня…» Иисус сказал ему: «прозри! Вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18: 39-43).

«…Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержавши на врачей все свое имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади (к Иисусу), коснулась края одежды Его, и тотчас течение крови у нее остановилось». После ее признания перед Господом и предстоящим народом, что она к нему прикоснулась, «Он сказал ей: дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Народ окружал Господа и теснил, но только эта болящая женщина с глубокой верой коснулась края его одежды и получила исцеление (Лк. 8: 43-48).

Женщине хананеянке, просящей исцелить дочь, «…Иисус сказал в ответ: о женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Лк. 15: 22-29).

«Живой союз души нашей с Богом, разрушаемый ежедневно разными грехами, нужно непременно восстановлять, обновлять покаянием, молитвою, чистотою и целомудрием, милостью и состраданием к ближним, стараться умягчать окаменение сердечное и возносить сердце горе. Для восстановления Своего Божественного Союза с нами Господь установил Таинство Причащения Пречистых Тела и Крови Своей» (св. И. Кронштадтский).

Итак, в излечении болезни или недуга (причиной которых является грех) необходима неотложная, неослабная и постоянная борьба со грехом, для победы над ним призывание благодатной помощи Божией, которая подается по крепкой вере в Бога. «…заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешили, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи» (Прем. 11, 27 и 12, 2). «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4).

В Церкви Христовой, наделенной Своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, сегодня в чинах исповеди, причащения, соборования подается духовное исцеление.

«Покаяние и исповедь – вот что нужно сегодня», «…покаянием человек может изменить решение Бога» (старец Паисий Святогорец).

Для восстановления истинного здоровья души святитель Иоанн Златоуст предлагает пять путей покаяния: осуждение своих грехов, прощение грехов ближним, пламенная и усердная молитва, идущая из глубины сердца, милостыня, смиренномудрие.

«Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего… и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31: 5). «…Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6: 14). «…Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. 4: 24).

Иногда болезнь посылается во спасение для очищения от совершенных неисповеданных человеком грехов. Промысл Божий может смягчить клинические проявления болезни. Верующих больных Господь укрепляет в терпении и дает силы к перенесению страдания, отгоняет малодушие и панический страх, помогает мобилизовать и правильно сориентироваться в том, что надо делать (выбор врача, методов лечения, поиск лекарств и т.д.). О целесообразности и необходимости в болезни прибегать к врачебной помощи советует Священное Писание: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание…

Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того он и дал людям знание, что-бы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его… Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… и дай место врачу, ибо и его создал Господь и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38: 1-15).

Во власти Творца влагание помыслов православным врачам в диагностике и лечении заболеваний, так как они обращаются за помощью ко Господу при лечении больного: «… воззови ко мне – и Я отвечу тебе…» (Иер. 33: 3). Для христианина, прибегающего к услугам врача, важным является православное понимание болезни. Необходимо сочетать усилия врачей с духовными способами исцеления, которые предлагает нам Православная Церковь: молитвой, покаянием, причащением, соборованием.

Некоторые болезни протекают хронически, иногда ребенок рождается с телесным дефектом или нарушением психики, становится инвалидом с детских лет. В этих случаях христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности.

По слову святого Иоанна Златоуста, «…кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Страдание надо переносить со смирением, терпением, надеждой и доверием к всеблагой воле Божией. «Терпение – это самое сильное лекарство, которое лечит тяжелые и долголетние беды» (старец Паисий Святогорец). Нередко люди теряют терпение и мужество перед лицом страданий, которые предвидят в будущем, возникает огромный соблазн обратиться к небогоугодным способам диагностики и врачевания, которые противоречат воле Божией. Необходимо отличать исцеляющую силу благодати Святого духа, подаваемую по вере в Господа Иисуса Христа через участие в Церковных Таинствах и молитвах, от губительной душу человека силы падших духов, которая используется в магических действиях оккультистами (колдунами, чародеями, ворожеями, экстрасенсами и т.д.).

Святой апостол Матфей предупреждает: «… бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Матф. 10: 28). С древних времен человеку запрещено обращаться к прорицателю, гадателю, ворожее, чародею, обаятелю, вызывающему духов, волшебнику и вопрошающему мертвых, «ибо мерзок перед Господом всякий делающий это» (Втор. 17: 10-12).

Удивительно, как много людей, потерявших терпение и разумение, попадают в сети, расставленные оккультистами (служителями падших духов). Господь показал святому Антонию Великому, как тщательно окутано паутиною все падшее человечество. Святой, видя это духовно, воскликнул, что спастись невозможно. Господь же ответил ему, что возможно, но только по благодати.

Шарлатаны с помощью обмана, несбыточных обещаний, иногда лести активно расширяют круг клиентов. Долгое время у них неохваченными оставались православные. Маги перешли на так называемую «алтарную магию»: надели кресты, платки, взяли иконы, духовную литературу, в ворожбе стали использовать молитвы, псалмы Давида, имена святых. В молитвы вставляют призывания падших духов, тем самым принося им жертвы, и хулят Бога, после чего просьба ворожей исполняется нечистым духом с вредом для клиента. Нельзя брать у оккультистов никаких амулетов, ладанок или любых других предметов, в том числе икон, духовной литературы, продуктов, воды, одежды, так как все это нечисто.

Православная Церковь не рекомендует обращаться к следующим оккультным источникам: сатанизм, спиритизм, кабалистика, «Диагностика Кармы» (Лазарев), «Система ДЭИР » (Д. Верещагин), кодирование, гадание, «хиромантия», астрология, экстрасенсы и «бабки-знахарки», заговоры, целители-самозванцы, сектанты, колдуны, маги, гипнологи, жрецы, тибетские ламы, йоги, лжепророки-предсказатели (Джуна, Ванга, Нострадамус и др.). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7: 15). Нельзя обращаться к оккультистам: Кашпировскому, Чумаку, Лонгу, Тарасову, Глоба Павлу и Тамаре, Порфирию Иванову, Анастасии, А. Свет, Д. Андрееву («Роза мира»), в центры: «Истина», «Радуга», «Богородичный центр»; читать и держать у себя дома литературу по черной магии, об энергиях, реинкарнации, карме, чакрах, ауре, «НЛО », книги по восточным учениям (началах янь, инь, «Бхагават-Гита») и т.д. Не надо верить в приметы, сны. Необходимо подходить с вниманием к выбору телепередач и друзей.

В соответствии с существующими «Основами законодательства об охране здоровья граждан…» в ст. 54 определено, что право оказывать медицинскую помощь могут лица, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование. У нас нет закона, который бы запрещал или регулировал деятельность оккультистов. Минэконом развития РФ, федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с нового года легализовали всех отечественных оккультистов, вписав отдельной строчкой (93.05.12.150 – услуги астрологов, спиритов, гадалок, магов, экстрасенсов) в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Сотрудникам падших духов не только разрешили губить души людей, наносить вред их психике, телесному здоровью, но и проверяют их на демонические способности. В Москве функционирует «Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения», сотрудники которого одновременно (на 2-м этаже центра) изучают паранормальные способности оккультистов всех видов (зав. лабораторией С. Зинин); ими установлено, что «мощная энергетика» отдельных колдунов деструктивна, так как пациенты после сеанса попадают в больницу с осложнениями и нервными припадками (КП от 14.03.09). Понятно, чем больше падших духов с колдуном, тем он опаснее.

По данным сотрудников Московского НИИ психиатрии, ежегодно после посещения колдунов на лечение к ним поступают более 100 человек с диагнозами: депрессия либо невроз. Недавно проведенное психиатрическое исследование среди колдунов выявило, что 30% из них страдают психопатией и шизофренией (часто сопровождается бредом). Человек, который пришел на прием к колдуну-шизофренику, здоровым от него не выйдет.

Поводом к публикации материала послужило крайне тяжелое состояние больной А. 19-ти лет, которая в детском возрасте дружила с девочкой, у матери которой были книги по черной и белой магии, а с 17-ти лет в течение двух лет она регулярно лечилась у целительницы из Екатеринбурга (воздействием на точки позвоночника) и заболела тяжело после очередного сеанса. Сами оккультисты за невыполнение заданий падших духов или потерю клиента (покаявшегося и причастившегося) истязаются очень сильно: биением, жжением и т.д. Однажды ко мне за исцелением обратилась молодая женщина-экстрасенс, занимающаяся оккультизмом более 5-ти лет. Беспокоило сильное жжение во всем теле. При обследовании у нее не было установлено телесной причины болезни и рекомендовано оставить свое занятие и обратиться к священнику. У священника она исповедовалась, но причащаться не стала, занятие не оставила и не исцелилась (что было выяснено на повторном осмотре).

Много таких обманщиков, которые наживаются на боли людей, превращая эту боль в коммерцию, и губят человеческие души. Оккультисты и прочие люди, делающие беззаконие, ведут себя как вирусы (которым свойственен вампиризм), обрекая ограбленных на долгую болезнь или гибель, забирая их «животворную силу» и имущество. «Сказал также Иисус ученикам своим: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17: 1).

Участь всех, «делающих беззаконие», в геенне. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою…» (Откр. 21: 8). По религиозному представлению о человеке и болезни – болезнь есть следствие совершенного греха. Чтобы вскрыть духовную причину болезни, необходимо проанализировать свои слова, мысли, дела и обратиться в духовную лечебницу – Православную Церковь. На лечение у врача желательно получить благословение у священника (духовника) или в молитве у Господа.

Некоторые этапы лечения болезни.

1 этап – духовный (в Православной Церкви):
– покаяние на исповеди и причащение Святых Даров;
– молитвенное обращение ко Господу об исцелении (сугубая молитва, сорокоуст, неусыпаемая Псалтирь, обедня, молебен);
– соборование;
– борьба со страстями и исправление своей жизни (стремление к праведности).

2 этап – телесный (в учреждениях традиционной медицины):
– основной принцип – послушание (соблюдение всех предписаний врача по благословению духовника).

В болезни надо сохранять терпение и разумение, не нарушать главную заповедь о служении только Богу одному. Спастись можно только по благодати Триипостасного Бога Пресвятой Троицы. Стяжание этой благодати через веру в Бога и Таинства Церкви есть смысл жизни всякого человека. Истинное целительство, прозорливость – это удел святых и праведников и даются только православным подвижникам, десятилетиями подвизавшимся в подвиге смирения, поста, молитвы, это есть дары Святого Духа, и только воля Божия определяет получение таких даров. Оккультисты не праведники, служат падшим духам, принося им в жертву человеческие души. Не отдавайте им свои души, души родных, близких и любого человека, от оккультистов зло и погибель человеку!

Причина же всех болезней – наши грехи, поэтому надо обязательно обращаться в «духовную лечебницу».

Чтобы болезни отступили от нас, надо жить с Богом, укреплять свою веру, пользоваться таинствами церковными. Надо поддерживать не только телесное, но и духовное здоровье.

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23).

Лариса Федоровна Руднева,
г. Тюмень


Список литературы:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997 г.
2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила моя в немощи.
3. Зорин К. Гены и 7 смертных грехов. М., 2006 г.
4. Св. Иоанн Кронштадтский. Путь к Богу. М., 2007 г.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Тюмень., 2000 г.
6. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. М., 1906 г.
7. Протоиерей Иоанн Иванов. Добро и зло рода человеческого по свидетельству Священного Писания. СП б, 2004 г.
8. Свт. Иоанн Златоуст. О путях спасения. М., 1997.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.