ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2009 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

Без веры и Церкви жизнь не устроить

В последнее время часто стало звучать мнение, что если молодежь вдруг одумается и обратится к Церкви, то все ее проблемы, такие как наркомания, массовые суициды, семейные конфликты и т.д.– исчезнут, чуть ли не внезапно. И это мнение небезосновательно. Ведь в течение веков основным призванием христианства было распространение любви и справедливости. Как на Востоке, так и на Западе, Церковь была высшим учителем всех нравственных ценностей. И все нравственные ценности нашей теперешней цивилизации можно возвести к христианским источникам и, прежде всего, к Евангелию Христову.

Мы живем в век умственного хаоса. Все, что произошло в мире в XX веке и продолжает совершаться теперь, свидетельствует о переживании человечеством глубокого религиозного кризиса. Помня уроки истории, современный человек невольно обращается к Церкви и ждет помощи именно от нее. Однако грубой ошибкой человека во всех этих действиях является то, что Церковь всегда остается для него запасным вариантом, последней попыткой выйти из сложившейся ситуации. «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), – говорит Христос. А люди сегодня смотрят на Церковь как на устаревший институт, на своего рода архаизм. Поэтому основной задачей каждого христианина является демонстрация миру на собственном примере жизненности и востребованности веры.

Для начала хотелось бы остановиться на одном немаловажном аспекте. Речь идет о существе христианства, которое зачастую понимается неверно. Очень точное определение ему дал знаменитый богослов XX века, живший в эмиграции, прот. Георгий Флоровский: «Христианство не есть, прежде всего, учение или дисциплина, которую отдельные люди могут воспринимать для собственного употребления и руководства.

Христианство есть именно община, то есть Церковь». Очень доступно говорит замечательный мыслитель того же времени Ильин Иван Александрович: «Евангелие есть книга веры, свободы и совести, а не книга законов и правил». Смысл процитированных слов таков: если мы смотрим на Церковь только как на свод правил, которые помогут нам неплохо устроиться в этой жизни, то этот взгляд является неверным. Религия, в которой есть место морали, но нет места Богу, обречена на смерть (таких примеров в истории немало, наиболее ярким для нас является пример Л.Н. Толстого). В Церковь идут не за хорошей жизнью, а за поиском ее смысла.

Итак, зададимся вопросом, есть ли у современной молодежи нужда в Церкви? Если попытаться ответить на этот вопрос, не подумав, то, скорее всего, ответом будет – «нет». Во-первых, потому, что еще не искоренен предрассудок, который навязывает мнение о том, что в Церкви никого кроме бабушек быть не может. Во-вторых, само слово «современный» содержит в себе идею несовместимости Церкви и молодежи. Это тоже предрассудок. Но все-таки, в чем причина того, что большинство верующих людей относится к зрелому, пожилому возрасту?

Почему процент верующих среди молодежи ниже, чем процент верующих в других возрастных группах? Дело в том, что школьное образование и общественное воспитание по-прежнему воспринимают религиозное воспитание в лучшем случае настороженно. Даже чаще всего враждебно. Но ведь для всего цивилизованного мира развитие религиозного самосознания общества давно является главным ценностным направлением. По поводу снижения религиозного самосознания молодежи западный мир бьет тревогу.

В сознании же российской педагогической и родительской общественности это крайне малозначащий фактор. В молодом возрасте центр жизни человека по большей части заполняет его собственное «эго», его – «я». Но ведь то, что находится в центре нашего существования, определяет и образ нашей жизни – религиозный и не религиозный. Если в центре жизни пребывает Бог, значит, человек живет религиозной жизнью. Если же Бог не занимает центрального места, такая жизнь определяется как нерелигиозная. Человек формально может считаться верующим, быть крещеным и даже ходить в Церковь, однако если в центре его индивидуального существования нет Бога, то он живет нерелигиозной жизнью. Это и есть состояние большей части молодых людей, даже воцерковленных. И по той же причине верующих среди молодежи меньше, чем среди людей старшего возраста.

Дело в том, что молодежь всегда одинакова, то есть ей всегда и везде присущи одни и те же черты и качества. Можно говорить о падении или возрастании морального облика, характерные же черты этого возраста остаются практически неизменными. Поэтому важно в отношениях и в работе Церкви с молодыми людьми опираться на их верующих сверстников. Почти никакие средства не способны повлиять на молодежь. Пожалуй, это под силу только Церкви.

Христиане призваны к постоянной работе над собой: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 48). Глубокая, осмысленная вера в Бога, сильная любовь к Нему, стремление следовать Его примеру являются наиболее действенными предпосылками к самообразованию, к повышению своей культурности, к которым так стремится молодежь. Пока сам человек не осознает этого, никакой авторитет не будет иметь на него влияния. Прекрасно поясняет евангельские слова о совершенстве (см. выше) Ильин И.А.: «...Это значит, что христианин имеет перед своим духовным взором Божье совершенство, которым он и измеряет все житейские дела и жизненные обстояния.

Христианин не только созерцает Совершенство, но и себе вменяет в обязанность совершенствование: отсюда у него живой опыт греха и чувство собственной недостойности; он судит себя, обличает, кается и очищается; и в каждом деле, в каждом поступке своем вопрошает о совершенном и зовет себя к нему. Вот откуда в христианстве этот дух ответственности, самообвинения, покаяния, дух прилежания, добросовестности, труда, самообуздания, дисциплины, подвига».

Религия – дело сильного человека, вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину «нищим духом», что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44), – такого отношения к окружающим нас людям не было до Христа, после и, скорее всего, не будет никогда.

В христианстве Сам «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8), а любовь – это источник добра. В Церкви человек не только приобретает этот опыт, но и сам учится нести его людям. Именно добра, идущего от чистого сердца, ищет и к нему стремится юное поколение. Христианство не останавливается на высоте своих идеалов, но настаивает на их воплощении в жизни. Такое, кстати, стремление к воплощению своих идеалов присуще молодому поколению каждой исторической эпохи. Удивительные по содержанию, даже пугающие каждого ортодоксального верующего слова произносит Господь: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Ап. Иаков, заставляя задуматься, задает такой вопрос: «Что пользы... если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 2, 14) и отвечает прямо: «...Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).

«Иногда мне думается, – размышляет в дневниках выдающийся богослов и мыслитель прот. Александр Шмеман, – что каждый человек призван сказать или сделать что-то одно, может быть, даже и маленькое, но подлинное, и то, что только он призван сказать или сделать. Но жизнь так устроена, что его вмешивают во все, и тогда он теряет себя и свое и не исполняет своего призвания. Он должен все время делать вид, что он действительно все понимает, все может и обо всем имеет что сказать. И все становится поддельным, фальшивым, показным». Очень меткие и правдивые слова. Именно молодому возрасту присущи чуткость ко лжи, фальши и всякого рода подделке. Он тратит все силы на поиск реализма в жизни, он не признает никаких фраз и «идолов» без дела, он томится и мучается, если не находит искомого. Сегодня часто обвиняют Церковь в ее несовременности. Однако следует признать, что подобного рода обвинения являются средством защиты своей безответственности.

Молодому поколению с его импрессивностью не составит труда освоить нужную ему информацию. Ободряюще по этому поводу звучат слова прот. Г. Флоровского: «У меня часто бывает странное чувство. Когда я читаю древних классиков христианского богословия, отцов Церкви, я нахожу, что они более актуальны для моего времени с его бедствиями и проблемами... Отцы боролись с жизненными проблемами, с теми проявлениями вечных вопросов, которые описаны и изложены в Священном Писании. Я бы рискнул сказать, что св. Афанасий и бл. Августин гораздо более современны, чем многие из наших теперешних богословов. Причина здесь простая: они говорили о реальных вещах, были озабочены не столько тем, во что человек может поверить, сколько тем, что Бог сделал для человека».

Итак, у современной молодежи, несомненно, есть нужда в Церкви. Печально, что она этого не видит. Пока церковность молодежи будет ограничиваться одними лишь усмешками в адрес Церкви, пока ее религиозность будет выражаться так называемой «верой в душе» или «верой в сердце», до тех пор, пока она свои личные интересы будет приносить в жертву моде, а лучше сказать, интересам толпы, никаких существенных перемен к лучшему в их жизни не произойдет. Равным образом не следует приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки. Сопричастность молодого человека Церкви должна быть естественной и радостной, не отрывающей его от современной ему жизни и культуры. Ибо во все времена христиане присутствовали в мире как его закваска, как соль земли.

Зачастую люди мечтают начать жизнь «с чистого листа», даже не представляя, что такая возможность легко осуществима. Лучше, чем прот. Александр Шмеман, по этому поводу сказать не получится: «Христианин прошлого знал не только умом, но и всем своим существом, что, принимая крещение, он вступает в радикально новые отношения со всеми аспектами жизни и с самим «миром», что вместе с верой он получает новое понимание жизни. Крещение было для него отправной точкой, стержнем, направляющим всю его жизнь, дающим ответы на все вопросы, разрешающим все проблемы».

И все же не нужно быть пессимистами, утверждать, что современная молодежь потеряна для Церкви. Молодежь тянется к храму, что-то их влечет туда. Не нужно забывать, что христианство – это не система запретов. Это путь, который должен отнимать у человека само побуждение ко греху. Нужно вести этим путем молодых людей. Открывая для них слова Спасителя: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф.11: 28). Встретив Господа, эти молодые люди уже никогда не поверят сказкам либеральных авторитетов, пугающих общество «мрачной», «охранительной», «подавляющей» и «запрещающей» Церковью. Сегодняшнее молодое поколение, обозревая все происходящее в мире, все чаще и чаще стремится переосмыслить важные жизненные вопросы, пытаясь найти на них ответы. И этот самый поиск ведет и будет вести их никуда иначе, как в Церковь.

Диакон Кирилл Сысоев,
штатный клирик храма Рождества Христова,
города Нижневартовска

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.