Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией
Матери и продолжается две недели – от 14 до 27
августа. Успенский пост дошел до нас с древних времен
христианства
В беседе Льва Великого, произнесенной им около
450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост:
«Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания.
Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для
лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени
осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы –
зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в
августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия
Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда
подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и
непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно
Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от
здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа
имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее,
подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве
за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост
учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым
воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как
подающего нам освящение, а другого – умилостивление
и ходатайство за нас».
Успенский пост не такой строгий, как Великий, но
более строгий, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста
устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то
есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания
пищи; во вторник и четверг – «с варением пищи, но без
елея», то есть без масла; по субботним и воскресным
дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах
освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов,
«если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника,
то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит
гроздие во весь месяц август».
В праздник Преображения Господня по церковному
Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по
понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно
входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным,
наподобие того, как душа наша соединяется с телом,
проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое,
как душа и тело составляют одного живого человека.
И потому, постясь телесно, в то же время необходимо
нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне,
постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», –
заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание
от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений,
услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.
Там – оставление пищи скоромной – более питательной и
употребление пищи постной – менее питательной; здесь –
оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение
в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной
песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не
очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если
пост не принесет тебе исправления, то возненавидена
будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские
законы запрещали во время Великого и Успенского постов
публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста
Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года так объясняется
происхождение этого праздника: «По причине болезней,
весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в
Константинополе обычай износить Честное Древо Креста
на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение
болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы,
полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь
Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и
далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по
всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Православной Церкви этот праздник
соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году.
Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир
Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных
чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А
на происхождение в день Честного Креста бывает ход
освящения ради водного и просвещения ради людского,
по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник Всемилостивому
Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского
в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
По принятому в Православной Церкви чину в этот
день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение
воды. Вместе с освящением воды освящается также мед
нового сбора (отсюда народное название праздника –
медовый Спас).
Православный календарь.ru
|