Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа
по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот
день Святая Церковь воспоминает праведную кончину
Божией Матери – событие, окрашенное одновременно
печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении
Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.
О земной жизни Пресвятой Богородицы после
Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем
из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала
в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом
Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала
праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую
благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия
Матерь возвратилась в Иерусалим.
Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах,
с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее
Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась.
По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по
распоряжению первосвященников у Гроба Господня была
поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.
Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел
Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей
через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую
ветвь – символ победы над смертью и тлением. Пресвятая
Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну
Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и
сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед
кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество
прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить
Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных
родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти
все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл
апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший
светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам
Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица
обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и
просила благословить всех почитающих Ее память. Она
также молила Сына Своего защитить Ее от темной
сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем
Богоматерь радостно предала Свою душу в руки
Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
От благоухающего тела Ее больные тотчас стали
получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию.
Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами
понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол
Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от
Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром
появился облачный круг в виде венца, озаренный
сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого
места погребения. За процессией следовали и иудеи,
не веровавшие во Христа.
Первосвященники послали своих служителей, чтобы
те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело
Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой.
Иудейский священник Афония (по другим сказаниям
Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр
Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки,
и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
Три дня апостолы пребывали у гроба Божией
Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно
слышалось ангельское пение. Как говорит святитель
Филарет Московский, полное и совершенное утешение
апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее
Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы,
отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и
вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от
Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся,
яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери
было восхищено на небо.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа – Богу, «Иже
даде его», не коснулась Благодатной Заступницы
нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева
Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре
праздника, – в рождении сохраняется девство, и
со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении
Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в
то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться
в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким
сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной
жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику
Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими
от смерти души земнородных, вселяя в них Успением
Своим предощущение жизни вечной.
Православный календарь.ru
|