Нередко от православных христиан,
как мирян, так и монашествующих,
можно услышать о том, что знания
для верующего человека не нужны,
то есть не обязательно читать много
книг, но достаточно «живой веры».
При этом цитируется премудрый
царь Соломон: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает
познания, умножает скорбь» (Еккл.
1.18) и св. Апостол Павел: «Знание
надмевает…» (1 Кор.8.1).
Противники знаний и учения считают, что для спасения души достаточно
знать основы Православного вероучения
(т.е. Символ веры), читать Евангелие,
молиться и приступать к Таинствам
Церкви. Также ими часто приводятся
примеры некнижных святых – отцов-пустынников Древней Церкви.
С этим можно бы и согласиться, но
есть много неувязок и противоречий. В
нашей современной церковной жизни
(да и в истории Русской Церкви) мы
видим явные последствия перекоса в
сторону «некнижности». Неучеными
были отшельники Египта и Палестины,
русские крестьяне… Однако, во-первых,
они вообще читать не умели, потому и
не имели книг. Но, тем не менее, в
храме за Богослужениями или во время
иных собраний единоверцев они всегда
слышали слово Божие, его толкование
из уст просвещенных людей. Слышали,
внимали и следовали ему.
Во-вторых, пустынники, которых приводят в пример сторонники «некнижной»
веры, имели воистину живую веру (помноженную на чистоту души и тела, в
коих они нередко были воспитаны с младенчества, в отличие от нас, имеющих
массу греховных навыков неофитов),
веру, которая горы переставляла.
Сегодня мы живем в эпоху т.н.
всеобщей грамотности, когда читает
и пишет каждый. И как бы мы ни
уклонялись от книжности к «простой
вере», нас постоянно омывают информационные потоки: книги и пресса –
светские, церковные, антицерковные,
околоцерковные, псевдодуховные и
т. д. Но поступающую информацию все
же надо фильтровать. Книжные мы или
не книжные, но ее мы черпаем, пьем.
И здесь-то сказывается – знаем ли мы
свою веру, Священное Предание и, соответственно, следуем ли ей в своей
жизни или же из-за некнижности, а попросту – невежества, склоняемся пред
всяким встречным ветром?
Наблюдая нынешнюю церковную
жизнь, с уверенностью можно сказать,
что мы, современные русские христиане
(про греческих, сербских и других не
скажу, не знаю), не имеем апостольской
харизмы или твердой, пламенной,
«горопреставляющей» веры отцов-пустынников, которая «оскудевающая
(пробелы в знаниях) восполняет». И
чтобы не потеряться, не утонуть в
бурном потоке омывающей нас информации и не пройти мимо подлинной, евангельской и святоотеческой
духовности, все же надо, по призыву
диакона Андрея Кураева, недостаток
благочестия восполнять знанием. Как
воздух, нам необходимы святоотеческое богословие, экзегетика (толкование Библии), церковная история.
Изучая и познавая творения святых
отцов, мы имеем хорошую возможность не сбиться со спасительного
пути к прелести и лжедуховности.
О необходимости постоянного учения
для христианина говорили и писали богомудрые отцы древности и близкие к нам
по времени: Иоанн Златоуст, Григорий
Богослов, Василий Великий, Оптинские
старцы, Феофан Затворник, Игнатий
Кавказский, Иоанн Кронштадтский и
многие другие.
Простая, т.н. «некнижная», вера, т.е.
вера, не опирающаяся на богословские
знания, подобна дому на песке из известной притчи Спасителя (Мф. 7.24-27).
А уж дождей, разливов и ветров в
современной церковной жизни предостаточно: борьба с ИНH и паспортами,
прославление Григория Распутина и
Иоанна Грозного (кто следующие, уж
не Иосиф ли и Лаврентий Кавказские?),
наставления и откровения «блаженных
старцев и стариц», псевдопатриотические выступления!
Человек, не имеющий своего твердого мнения в вопросах церковной жизни,
не верящий Спасителю, что врата адовы
не одолеют Его Церковь (Мф. 16.18), но
руководимый «благими намерениями»,
сразу или постепенно оказывается вне
Ее спасительной ограды. Это страшно
и печально. У многих из нас болит
сердце о «пензенских затворниках».
Один мой друг по Оптиной Пустыни
несколько лет назад организовал подобное сидение (правда, надземное) в
Иркутской области. А жаль его, хороший
был послушник, искренне верующий, но
сторонник такой вот «некнижной веры»!
Помоги им, Господи, выйти из этого
духовного тупика!
Если Сам Христос назвал Себя
Учителем, а нас, христиан, Его учениками, то что должны делать ученики?
Правильно, учиться! А потому и не следует пренебрегать книжным учением.
Причем пусть нашим чтением будут не
новомодные книжки экзальтированных
авторов о «Славике», «блаженных» Пелагии и Антонии и проч., от которых так
и веет антицерковным духом, а здоровая
святоотеческая литература: свт. Иоанн
Златоуст (кто его всего перечитал?!) и
другие вышепомянутые святые отцы.
Если мы их полюбим, поймем, соделаем
спутниками нашей жизни, то обязательно проникнемся и их духом, т.е. – Духом
Святым. А тогда, если и попадутся нам
в руки сомнительные книги с многообещающими заголовками или встретятся
суперправославные проповедники с
блеском в глазах, призывающие на
очередное «всемирное покаяние», то
наше православное чутье, приобретенное благодаря святым отцам, поможет
распознать подделку – отделить зерна от
плевел и не отравиться духовно.
Иерей Ростислав Петров, г. Мегион,
Нижневартовское благочиние
|