ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2008 г.         

Чтобы не отравиться духовно

Нередко от православных христиан, как мирян, так и монашествующих, можно услышать о том, что знания для верующего человека не нужны, то есть не обязательно читать много книг, но достаточно «живой веры». При этом цитируется премудрый царь Соломон: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1.18) и св. Апостол Павел: «Знание надмевает…» (1 Кор.8.1).

Противники знаний и учения считают, что для спасения души достаточно знать основы Православного вероучения (т.е. Символ веры), читать Евангелие, молиться и приступать к Таинствам Церкви. Также ими часто приводятся примеры некнижных святых – отцов-пустынников Древней Церкви. С этим можно бы и согласиться, но есть много неувязок и противоречий. В нашей современной церковной жизни (да и в истории Русской Церкви) мы видим явные последствия перекоса в сторону «некнижности». Неучеными были отшельники Египта и Палестины, русские крестьяне… Однако, во-первых, они вообще читать не умели, потому и не имели книг. Но, тем не менее, в храме за Богослужениями или во время иных собраний единоверцев они всегда слышали слово Божие, его толкование из уст просвещенных людей. Слышали, внимали и следовали ему.

Во-вторых, пустынники, которых приводят в пример сторонники «некнижной» веры, имели воистину живую веру (помноженную на чистоту души и тела, в коих они нередко были воспитаны с младенчества, в отличие от нас, имеющих массу греховных навыков неофитов), веру, которая горы переставляла.

Сегодня мы живем в эпоху т.н. всеобщей грамотности, когда читает и пишет каждый. И как бы мы ни уклонялись от книжности к «простой вере», нас постоянно омывают информационные потоки: книги и пресса – светские, церковные, антицерковные, околоцерковные, псевдодуховные и т. д. Но поступающую информацию все же надо фильтровать. Книжные мы или не книжные, но ее мы черпаем, пьем. И здесь-то сказывается – знаем ли мы свою веру, Священное Предание и, соответственно, следуем ли ей в своей жизни или же из-за некнижности, а попросту – невежества, склоняемся пред всяким встречным ветром?

Наблюдая нынешнюю церковную жизнь, с уверенностью можно сказать, что мы, современные русские христиане (про греческих, сербских и других не скажу, не знаю), не имеем апостольской харизмы или твердой, пламенной, «горопреставляющей» веры отцов-пустынников, которая «оскудевающая (пробелы в знаниях) восполняет». И чтобы не потеряться, не утонуть в бурном потоке омывающей нас информации и не пройти мимо подлинной, евангельской и святоотеческой духовности, все же надо, по призыву диакона Андрея Кураева, недостаток благочестия восполнять знанием. Как воздух, нам необходимы святоотеческое богословие, экзегетика (толкование Библии), церковная история. Изучая и познавая творения святых отцов, мы имеем хорошую возможность не сбиться со спасительного пути к прелести и лжедуховности. О необходимости постоянного учения для христианина говорили и писали богомудрые отцы древности и близкие к нам по времени: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Оптинские старцы, Феофан Затворник, Игнатий Кавказский, Иоанн Кронштадтский и многие другие.

Простая, т.н. «некнижная», вера, т.е. вера, не опирающаяся на богословские знания, подобна дому на песке из известной притчи Спасителя (Мф. 7.24-27). А уж дождей, разливов и ветров в современной церковной жизни предостаточно: борьба с ИНH и паспортами, прославление Григория Распутина и Иоанна Грозного (кто следующие, уж не Иосиф ли и Лаврентий Кавказские?), наставления и откровения «блаженных старцев и стариц», псевдопатриотические выступления!

Человек, не имеющий своего твердого мнения в вопросах церковной жизни, не верящий Спасителю, что врата адовы не одолеют Его Церковь (Мф. 16.18), но руководимый «благими намерениями», сразу или постепенно оказывается вне Ее спасительной ограды. Это страшно и печально. У многих из нас болит сердце о «пензенских затворниках». Один мой друг по Оптиной Пустыни несколько лет назад организовал подобное сидение (правда, надземное) в Иркутской области. А жаль его, хороший был послушник, искренне верующий, но сторонник такой вот «некнижной веры»! Помоги им, Господи, выйти из этого духовного тупика!

Если Сам Христос назвал Себя Учителем, а нас, христиан, Его учениками, то что должны делать ученики? Правильно, учиться! А потому и не следует пренебрегать книжным учением. Причем пусть нашим чтением будут не новомодные книжки экзальтированных авторов о «Славике», «блаженных» Пелагии и Антонии и проч., от которых так и веет антицерковным духом, а здоровая святоотеческая литература: свт. Иоанн Златоуст (кто его всего перечитал?!) и другие вышепомянутые святые отцы. Если мы их полюбим, поймем, соделаем спутниками нашей жизни, то обязательно проникнемся и их духом, т.е. – Духом Святым. А тогда, если и попадутся нам в руки сомнительные книги с многообещающими заголовками или встретятся суперправославные проповедники с блеском в глазах, призывающие на очередное «всемирное покаяние», то наше православное чутье, приобретенное благодаря святым отцам, поможет распознать подделку – отделить зерна от плевел и не отравиться духовно.

Иерей Ростислав Петров, г. Мегион, Нижневартовское благочиние

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.