ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2008 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Успение Божией Матери

15/28 августа весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери.

На первый взгляд празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что в нем мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует, призывая к тому и нас. Одно уже слово «успение» (сон) показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенная и явилась только переходом в вечную блаженную жизнь.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Согласно ему, Богоматерь по Воскресении Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь (Деян. 12, 1 – 3); затем переселилась с апостолом Иоанном Богословом в Эфес; отсюда Она посетила праведного Лазаря на о. Кипр и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до кончины своей Она возвратилась на жительство в Иерусалим. Здесь Она часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, гроб Христа, Гефсиманию, Елеон. Там Она усердно молилась. Во время молитвы Ее на Елеоне за три дня до смерти Ей была возвещена кончина архангелом Гавриилом, который вручил Ей райскую светящуюся ветвь, символ победы над смертью и нетления. Эту ветвь Святая Дева завещала апостолу Иоанну нести пред Ее гробом. О дне близкой кончины Ее апостол Иоанн известил апостола Иакова, брата Господня, тогдашнего епископа Иерусалимской церкви, а последним об этом заблаговременно были оповещены Иерусалимские и окрестные христиане.

Богородица пересказала собравшимся на Ее погребение слова архангела, показала им райскую ветвь и сделала предсмертные распоряжения. Свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, она завещала двум бедным вдовам, усердно служившим Ей; похоронить себя Она завещала в Гефсимании между могилами своих праведных родителей и Иосифа-обручника. Во время предсмертных распоряжений Святой Девы послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и в дом ворвался вихрь: это по повелению Божию ангелы восхитили и принесли на облаках расшедшихся по концам вселенной апостолов. Сами апостолы, видя друг друга, выражали изумление необычайному собранию. Собраны были не только 12 апостолов, но и 70. Позже других явился апостол Павел.

15 августа Святая Дева возлежала на одре, усыпанном цветами, ожидая пришествия Своего Сына. Вдруг воссиял несказанный свет, помрачивший светильники; кровля горницы открылась и сошел сам Христос с тьмами ангелов, со святыми праотцами и пророками. Она обратилась к Сыну, прося Его благословить чтущих Ее память. Богородица просила также защитить Ее от темной сатанинской силы, т. е. от воздушных мытарств. Затем Богоматерь безболезненно предала душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение, в котором часто повторялись слова благовещенского приветствия (Лк. 1, 28). От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием.

Этот венец плыл за процессией до самого места погребения, при чем раздавалось немолчное пение ангелов. За процессией, дивясь ей, шли иудеи, не веровавшие во Христа. Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в ярость и послали слуг и воинов разогнать процессию, убить учеников Христа и сжечь тело Богоматери. Когда преследователи стали настигать процессию, облачный венец спустился на землю и, как стеною, окружил процессию. Преследователи слышали пение, но ничего не видели за облаком. Встретившийся иудейский священник Афоний (Софония), коснувшийся одра, чтобы опрокинуть его, был чудесно наказан отсечением рук, которые повисли на одре, но после раскаяния получил исцеление.

Положив тело Богоматери во гроб, апостолы пробыли при гробе трое суток и воспевали днем и ночью псалмы. И все это время в воздухе слышалось пение небесных сил. Затем для опоздавшего апостола Фомы открыта была гробница: тела Богоматери там не оказалось. Но в этот же день, после вечерней трапезы апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами. Они невольно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам», и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо. После этого апостолы опять на облаках возвратились в те места, откуда были взяты.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. «Праздник Успения пресвятой Богородицы, - говорит протоиерей Валериан Кречетов, - несет в себе какую-то особую печать тишины, любви, печали, которая светится… В этот день и в природе все успокаивается, и земля приносит свои плоды, и душа человека пребывает в покое и радости».

Наконец, вслушаемся в слова великого светоча Православной Церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Братия! звания небесного причастницы, вы видели на иконе всечестного и славного Успения Богоматери, как Она мирно почивает: какое спокойствие и отражение небесной радости на Ее лике! Это точно сон, краткий переход от земли на небо. Поучимся же и сами рачением к добродетели и презрением к пороку сделать смерть свою мирным сном…Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников - блаженная, а для ожесточенных грешников - мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящею и будущею жизнию, и мы не знаем далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями».

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.