Освященный Архиерейский Собор,
движимый заботой о верных чадах
Русской Православной Церкви и
заботой о свидетельстве миру об
Истине Христовой, внимательно
рассмотрел деятельность Преосвященного епископа Анадырского и
Чукотского Диомида.
Освященный Архиерейский Собор,
движимый заботой о верных чадах
Русской Православной Церкви и
заботой о свидетельстве миру об
Истине Христовой, внимательно
рассмотрел деятельность Преосвященного епископа Анадырского и
Чукотского Диомида.
Начиная с января 2007 года, от
имени Преосвященного Диомида стали
распространяться публичные обращения, которые нарушили мир в Церкви,
смутили верующих, явившись для них
соблазном, а также вызвали недоумения
у внешних.
Преосвященный епископ Диомид отсутствовал на Архиерейском Соборе без
уважительной причины. Его ссылка на болезнь не была подтверждена официальным медицинским заключением. В
то же самое время публичные деяния Преосвященного в преддверии Собора,
включая проведение им епархиального собрания, свидетельствуют о физической
способности его приезда в Москву.
Не имея возможности выслушать собрата лично, Собор тем не менее счел
необходимым высказать свое суждение в связи с его деятельностью. Собор ознакомился с письменными обращениями
епископа Диомида, а также со свидетельством церковных представителей, вступавших с ним в диалог. Особое внимание
было уделено богословско-каноническому анализу, предоставленному Синодальной
богословской комиссией, а также посланию Духовного собора Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры, увещевательному письму Преосвященного епископа Сергиево-Посадского Феогноста, комментариям
преподавателей Московской Духовной академии и оценкам многих других членов Церкви.
По исследовании всех документов,
свидетельств и обстоятельств дела
самую тяжкую вину Преосвященного
епископа Диомида Освященный Собор
усматривает в том, что своими обращениями и заявлениями он культивирует
дух раскола в Церкви, разрушая ее
единство, заповеданное Самим Господом (Ин. 17, 21). Нам особенно больно
об этом свидетельствовать после восстановления единства внутри Поместной
Русской Православной Церкви 17 мая
2007 года. Именно в это время враг рода человеческого, недовольный вновь
обретенным братским общением, возбуждает дух разделения.
Отдельные утверждения и выражения, присутствующие в обращениях епископа Диомида, ведут к конфронтации
Церкви с государством и обществом.
Некоторые высказывания претендуют
на исключительную правоту воззрения
автора по поводу тех вопросов, в отношении которых в Церкви всегда до-
пускалось разномыслие, - в частности,
по вопросам, затрагивающим политическое устройство общества. В результате
делается попытка отождествить Святое
Православие с определенным политическим выбором.
Высказывая свои мнения по актуальным проблемам церковной жизни,
которые сами по себе заслуживают
обсуждения, епископ Диомид делает это
не в духе братской любви, а в форме
грубых обличений своих собратьев.
Угрожая расколом Церкви, автор обращений вынуждает принять его точку
зрения, а не проявляет заботу о соборном выявлении истины, основанной
на Священном Писании и Священном
Предании Святой Церкви.
Адресовав свои обращения ко всей
Церковной Полноте, Преосвященный
Диомид превысил канонические права
епархиального архиерея и проявил посягательство на те полномочия, которые в
Русской Православной Церкви принадлежат Архиерейскому Собору, Священному
Синоду и Святейшему Патриарху. Поступая таким образом, епископ Диомид
нарушил 34 правило Святых Апостолов
и действующий Устав Русской Православной Церкви (X.15).
В обращениях Преосвященного
Диомида Собор нашел много примеров
клеветы, дезинформации и прямой лжи
относительно действий Предстоятеля
Церкви и отдельных архипастырей.
Охранение чистоты Святого Православия не может совершаться с помощью вышепоименованных поступков.
Ибо, как говорит Господь Иисус Христос,
«по плодам их узнаете их. Собирают ли
с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7, 16). Волнующие
совесть вопросы необходимо ставить
в установленном порядке на Архиерейском Соборе, перед Священным Синодом, Святейшим Патриархом. Иерарху,
вступающему в дискуссию со своими собратьями, необходимо соблюдать
смирение, уважение и братскую любовь,
не пытаясь заранее предопределять решений Церковной Полноты по тому или иному вопросу.
Епископ Диомид несет полную ответственность за соблазн некоторых членов
Церкви, приведший их к конфронтации
со Священноначалием и настоящим
Освященным Архиерейским Собором, и
признан виновным за раскол, нестроения и развал пастырской деятельности
во вверенной ему епархии.
Мы молимся о примирении душ и
водворении единомыслия в Анадырско-Чукотской епархии, призываем ко всеобщей молитве о сохранении единства
нашей Матери-Церкви.
В то же самое время, осознавая
ответственность перед Богом, Собор
считает необходимым действовать
твердо, чтобы не допустить разрастания
раскольнического духа.
В виду серьезности проступков Преосвященного епископа Диомида и группы
клириков Собор постановляет:
1. Решительно осудить деятельность
Преосвященного епископа Анадырского
и Чукотского Диомида, содержащую
в себе нарушение канонических норм
(34 Апостолького правила, 6 правила II
Вселенского Собора, 13,14 и 15 правил
Двукратного собора, 9 правила Антиохийского собора) и вносящую соблазн в
церковную жизнь.
2. За совершение канонических преступлений, выразившихся в клевете и
лжи в адрес Священноначалия, за возбуждение раскольнических настроений
и действий епископ Диомид извергается из священного сана.
3. Желая содействовать исправлению
и духовному исцелению собрата, Собор
призывает епископа Диомида к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния
за содеянное перед всей Церковной Полнотой в лице Священного Синода
на его ближайшем заседании.
4. Священному Синоду в случае раскаяния епископа Диомида иметь суждение о его дальнейшем служении.
5. Решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана
епископа Диомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указания,
содержащиеся в пункте 3 настоящего определения.
6. За уклонение в раскол игумена Илию (Емпулева) лишить священного
сана. Протоиерея Владимира Мордвова, иеромонаха Антония (Шляхова) запретить в священнослужении впредь до
раскаяния.
|