Возлюбленные о Господе
всечестные отцы пресвитеры,
досточтимые диаконы,
боголюбивые иноки и инокини,
благочестивые миряне – верные
чада нашей Святой Матери –
Русской Православной Церкви!.
Освященный Архиерейский Собор,
проходивший с 24 по 29 июня 2008 года
во граде Москве, обращается ко всем
вам со словами апостольского приветствия: «Благодать [вам], милость, мир
от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа
нашего» (2 Тим. 1, 2).
Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом
году исполняется 1020 лет со времени,
когда по воле Божией, трудами святого
и великого князя Киевского Владимира,
наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию
в Киевской купели крещения.
Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет,
задачи Русской Церкви не изменились.
Она, как и в прежние века, призвана
освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом
и Спасителем, привнося в человеческое
общество плоды живительного действия
Духа Святого: «любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие,
веру, кротость, воздержание» (Гал. 5,
22-23).
Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда
неосознанно для самих себя, и третье
тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность
благовестия Христова.
Как знамение победы Христовой,
настоящим Освященным Архиерейским
Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в
разные эпохи и в разных местах, но
совокупно явившие миру торжество
Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти.
Это святитель Воронежский Антоний
(Смирницкий), святитель Шанхайский и
Сан-Францисский Иоанн (Максимович),
преподобные жены игумения Иулиания
и монахиня Евпраксия Московские.
На нынешний год приходится еще
одна памятная дата – 90-летие страдальческой кончины Царской семьи.
Воздавая честь святым царственным
страстотерпцам, мы все должны черпать
в почитании их подвига силы и мужество
и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере
(ср.: Евр. 13 ,7). Мы также убеждены
в том, что современное общество и
государство должны дать нравственную
оценку совершенному в 1918 году преступлению.
Общение епископата, клира и паствы, ставшее возможным благодаря
состоявшемуся в прошедшем году восстановлению единства Русской Церкви,
являет добрый пример взаимной поддержки и братской любви. Пусть же
радость и духовная польза, обретенная
в совместных трудах и молитвах, станут залогом и фундаментом прочного,
непоколебимого единства Церкви, вопреки всем соблазнам и раздорам,
учиненным врагом рода человеческого, пытающимся внести разделение в
единое Тело Христово. Церковь наша
объемлет людей разных национальностей, поколений, культур. Многие
из них имеют различные взгляды на
отдельные стороны церковной жизни.
Однако мы должны помнить слова
Спасителя: «Да будут все едино, как
Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин.
17, 21). И пусть нас не разделяют ни
государственные границы, ни человеческие различия, ни естественные
среди христиан разномыслия. Святой
апостол Павел пишет: «Все у вас да
будет с любовью» (1 Кор. 16, 14). Пусть
духом христианского братолюбия будут
проникнуты все наши дискуссии, равно
как и вся наша жизнь.
Путь, которым все мы призваны
идти за Господом и Спасителем, – это
тернистый путь, требующий от учеников
Христовых твердого стояния в вере.
Божественная Истина не всегда с готовностью приемлется миром, лежащим во
зле. По слову Писания, «мы проповедуем
Христа распятого, для Иудеев соблазн, а
для Еллинов безумие» (1 К ор. 1, 23).
Идея прав человека стала одной из
главных при формировании законов и
политики государств. Данную идею подчас используют для оправдания греха и
для того, чтобы принизить роль религии
в жизни общества, лишить людей возможности жить по своей вере.
Собор изложил православный взгляд
на эту проблему, одобрив Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. В
этом документе говорится о неотделимости человеческих прав от нравственных
ценностей и от ответственности личности
перед Богом и другими людьми.
Православие, по существу своему, -это не идеология, не форма культуры,
не лозунг на стяге каких бы то ни было
политических сил, но образ жизни во
Христе в соответствии со словами Евангелия: «Я есмь путь и истина и жизнь»
(Ин.14, 6).
Мы должны помнить о том, что христианин призван искать прежде всего
«Царства Божия и правды Его» (Мф. 6,
33) и в соответствии с таковым пониманием цели христианской жизни осуществлять свою деятельность в мире.
Крепко держась неизменных евангельских принципов, Церковь остается
твердой в своем служении и чуждой
всех возможных крайностей. Пастырям
и чадам церковным следует избегать как
самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем,
так и позиции молчаливого соглашательства с «духом мира сего» (см.: 1 Кор. 2.
12), дабы не подчиниться ему.
Весь народ Божий Архиерейский
Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию,
взирая на которую, все прославляли бы
Отца Небесного (см. Мф. 5, 16).
Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам,
которые не смогли избежать соблазна
разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви,
последовав расколоучителям. Церковь,
исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью
и смирением принять в свое лоно всех,
кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием
прибегнет к ее материнскому покрову.
Для сохранения единства Церкви,
мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд,
который призван блюсти чистоту веры,
канонический порядок и незыблемость
нравственных принципов Православия.
Будем молиться, дабы все мы единодушно исполнялись познанием воли Божией, «во всякой премудрости и разумении
духовном, чтобы поступали достойно Бога,
во всем угождая [Ему], принося плод во
всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10).
Обращаемся к вам, дорогие отцы,
братья и сестры, со словами радости и
надежды: «Бог же мира, воздвигший из
мертвых Пастыря овец великого Кровию
завета вечного, Господа нашего Иисуса
(Христа), да усовершит вас во всяком
добром деле, к исполнению воли Его,
производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки
веков! Аминь» (Евр.13, 20-21).
|