Истинная вера только одна.
Это - вера православная. Всякая неправославная вера имеет в себе или примесь лжи, или вся ложна.
Отец лжи есть диавол, а Бог ненавидит ложь.
Кажется, все это для православного христианина самые простые, самые неоспоримые истины.
Если он верует во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то он должен веровать и в то, что
она одна есть столп и утверждение спасительной истины, что в нее,
как в сокровищницу, Апостолы и богоносные мужи - учители Церкви
- вложили все, что православному христианину нужно для спасения.
А стало быть: слушайся Церкви, пользуйся ее таинствами, делай
то, что она тебе заповедует, и спасешься. А за поведует она соблюдать и исполнять заповеди Божии. Вот и все...
К чему же после этого православному христианину еще вопрошать: "Угодны ли Богу другие
веры: лютеранство, латинство и прочие, им же несть числа?" Ответ ясен сам по себе. Не говорю
уже о язычестве, магометанстве, иудействе с его талмудом. Даже о христианских исповеданиях верный сын Церкви скажет то, что
говорил незабвенный святитель Феофан: "Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, одно
знаю: если я оставлю Православие и уйду в латинство, то, несомненно, погибну". Бог всем хочет спастись и в разум истины придти; Его пути
неисповедимы; кто не мог познать истины чистой, какова истина нашего святого Православия, с того меньше и взыщется, а все же взыщется. Кто
же и имел к тому полную возможность и познал сокровище Православной истины, но изменил сей истине,
тому нет прощения: он погибнет, аще не покается.
Казалось бы, ясно, как Божий
день: "Высших себе не ищи и креплыших не испытуй: яже ти повелена
суть - в сих пребывай" - и довлеет тебе! Кто ты, что хочешь знать неиспытуемые суды и судьбы Божии?
Знай себя, и будет с тебя.
Но вот есть такие пытливые люди, которые не довольствуются такими бесспорными истинами и готовы спорить даже против них. Они хотят
проникнуть в суды Божии и как бы возражать Самому Господу Богу. Забывают мудрое слово Апостола: "Не
властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого?" (Рим. 9, 21).
Или ты недоволен, что ты являешься
сосудом для "почетного употребления"? Смирись в уме своем, возблагодари, что обладаешь чистым сокровищем истины, молись, да пребудешь
в истине и предоставь Богу судьбы тех людей, которые не принадлежат
к твоей матери-Церкви, хотя бы они и родные тебе по плоти. Тебе тяжело это слышать? Но ужели думаешь,
что ты милостивее Господа Бога, премудрее Церкви, сей сокровищницы
мудрости Божией? Укоряй себя, что ты не хочешь, не умеешь, не радишь
о том, чтобы родных своих делать соучастниками сокровищ благодати,
столь преизобильно изливаемой от
Церкви в ее таинствах, в ее богослужении, в ее учении о спасении нашем.
Это твой долг, ты должен озаботиться
присоединить к Церкви наипаче присных тебе по крови, но еще чуждых
по духу людей. А ты как будто хочешь, чтобы Церковь насилием привлекла
их к себе, в свои недра, помимо их воли и соизволения, и притом уже
после их смерти? Ты хочешь, чтобы Бог, Господь наш Иисус Христос, создавший Церковь Свою для хранения
чистой истины, допустил пребывать в ней сознательной, упорной лжи в виде
тех заблуждений, коих держатся латиняне, лютеране и другие инославцы,
держатся столь крепко, что считают православную Церковь причастного
какой-то ереси: возможно ли это?
Конечно, един Ведущий сердца
человеческие знает, насколько сознательно кто из неправославных
отстоит от православной истины и держится лжи: ожесточенный фанатик иезуит, называющий православие
"песьей верой", ставящий ложь в ряд нравственно-допустимых понятий
чрез свое правило: "цель оправдывает средства", или же простой французский крестьянин, едва умеющий читать и вовсе незнакомый
с тонкостями богословских споров, верующий в простоте сердца, как его учит духовный отец и с верою принимающий таинства своей церкви? Известно слово Господа, что
знавший волю господина своего и не сделавший бит будет много, а
не знавший и не сделавший по воле его бит будет мало. Кто ведает пути
Господни? Пути милосердия Его?
Вот, может быть, для таких-то простецов, почти не повинных в своем
уклонении от Православия, "земные перегородки", по выражению митрополита Киевского Платона, "и не
доходят до неба". Но это уж дело Божие, а не наше, и надеяться на сие рассуждение православному, и в этой
надежде искать оправдания измене для себя, было бы преступно... Это
ведь не общецерковное учение, а лишь мнение одного святителя; его могут разделять многие, но это еще не Церковь.
Для православного христианина
нет и нужды углубляться в исследования: можно ли спастись в неправославии? Если бы было можно, то
Церковь и принимала бы инославных в свои недра без всякого отречения
от лжеучений, которые она считает еретическими, неправославными. Не
было бы и разницы исповеданий.
Очевидно, Церковь уклоняется от общения в молитве и таинствах с
инославными, как чуждыми ей, как не-чадами ее. И чада ее не имеют
права мудровать по-своему и должны склоняться пред ее божественным
авторитетом. Спасение было бы возможно даже и для сатаны, но Бог не
насилует свободы Своих созданий, а сатана по своей богопротивной
гордыне никогда не склонит свою волю к смиренному признанию своего
богоотступничества. Прочтите поучительную повесть в житии преподобного Антония Великого о том, как два
беса приходили к нему с вопросом: возможно ли для них покаяние? Ангел
Божий возвестил угоднику Божию, что Господь не отвращается никого, кто
приходит к Нему в покаянии, хотя бы и сам сатана пришел, но "злоба
древняя не может быть новою добродетелью".
Люди - не бесы, не духи злобы: они имеют полную возможность
смириться и принести покаяние, но надо, чтоб это они приняли своим
произволением, открыли свое сердце для благодати, которая всегда готова
помочь нам в деле спасения нашего.
А мы, любя их, должны все меры употреблять, чтоб содействовать
им в сем деле, располагая их к общению с Церковью, раскрывая
им, если, конечно, не станут отвергать, все сокровища благодати,
Церковью хранимые. И сие будет бесконечно благотворнее пытливых вопрошений о том, угодны ли
Богу веры, в коих, по свидетельству нашей матери-Церкви, ложные
мудрования примешаны к чистой
истине Православия. Надо жалеть
заблуждающихся, а не потворствовать им в заблуждениях. Тем паче
беречь себя от заражения сими заблуждениями.
Ереси, конечно, Богу не угодны: это плевелы среди пшеницы
чистого учения, и, как вредные семена, примешанные к пшенице,
делаются отравою, когда пшеница обратится в хлеб, так и ложные
учения, воспринятые в сердце вместе с чистым учением Церкви,
вредят душе христианина. Можно ли даже и спрашивать: угодны ли
Богу такие, отравленные ложным учением, исповедания веры ?
Ясно, что неугодны. На вопрос о возможности спасения в сих
исповеданиях общий ответ: только в Церкви православной обрести
можно спасение. Так учит сама Церковь. Так и должно быть.
Ибо спасение только в истине, а истина только одна, как и Церковь - одна: "Верую во единую
Святую Соборную и Апостольскую Церковь", - говорит наш Символ веры.
Архиепископ НИКОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ), 1914 г.
|