ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2007 г.         

Вера в глубинке

В семидесяти километрах от Тобольска на высоком взгорье расположилось древнее село Горнослинкино. Село это помнит еще эпоху Петра I. Отсюда, из "осетровой ямы" могучего Иртыша, к царскому столу доставляли сибирского осетра. Об этом часто вспоминают старожилы. Иртыш и сейчас щедро делится своими дарами с тружениками села.

Богат этот край рыбой, ягодами, грибами, кедровой шишкой. Со всех сторон село обступает былинно-сказочный лес. На лугах пасутся коровы, овцы, по улицам бродят козы. Около домов можно часто встретить плескающихся в лужах уток, гусей.

Люди живут в основном трудами своих рук. Держат скот, домашнюю птицу, промышляют в лесу грибы, ягоды. Мужчины ловят рыбу, добывают пушнину.

Село имеет две широкие улицы и насчитывает не более 250 домов. Когдато оно было славным и зажиточным. По мнению многих, сейчас - "не так". В селе была типовая церковь в честь Святителя Николая. Но ее постигла участь, подобная участи многих российских храмов. В 30-е годы церковь была закрыта. Крест, купола и колокола сняты. В 50-60-е годы в храме размещался клуб, где проводили собрания, вечеринки, танцы и другие развлечения. В клубе принимали школьников в пионеры. Однажды в клубе, бывшей церкви, было собрание. Курили, кто-то обронил окурок, и она сгорела. Сегодня на фундаменте старой церкви построена новая общеобразовательная школа.

Местные жители до сих пор вспоминают яркий случай, связанный с закрытием храма. Рассказывают, правда, по-разному. Дело происходило примерно так. Местный житель Шамарин Василий Яковлевич решился снять с церкви крест. Снимая крест, он говорил: "Если есть Бог на свете, пусть завернет мне голову назад!" Василий Яковлевич работал в лесхозе. Через некоторое время после снятия креста он поехал на Иртыш. На него напали какие-то люди и избили. С того времени голова у него повернулась в левую сторону назад и неестественно болталась. Так он и ходил по селу много лет (из воспоминаний Шмелевой Феофании Петровны).

В советский период, несмотря на притеснения, у некоторых жителей села в домах было много икон. Например, в доме Шаповаловой, которая жила на краю села, чуть ли не весь дом был завешен иконами. Старые люди не переставали молиться, говорили: "Без Бога не до порога".

В 1988 году в России широко отмечалось празднование тысячелетия Крещения Руси. Святая Русь всколыхнулась, люди потянулись к Церкви. Началось деятельное возрождение порушенных храмов, повсеместно наблюдалось массовое крещение.

Обретали свою веру и жители с. Горнослинкино. Все началось с бабушек, которые молились Богу по домам. Особой набожностью выделялась безграмотная старушка Шмелева Феофания Петровна, которая пришла к вере благодаря своему мужу, Шмелеву Павлу Васильевичу. Она имела крепкую веру и умела искренне молиться. Из-за отсутствия храма Феофания Петровна вынуждена была регулярно в церковные праздники выезжать в с.Уват на богослужения, где и познакомилась с игуменом Зосимой (Горшуновым), ныне архимандрит. Отец Зосима благословил ее на организацию совместных молитв. Феофания Петровна, будучи неграмотной, обратилась за помощью к Слинкиной Анне Ивановне, секретарю сельской администрации, как к человеку отзывчивому. Вместе с Анной Ивановной они поехали в Тобольск за благословением к Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию. Получив благословение Владыки, старушки начали собираться на общую молитву и почувствовали, как это важно и нужно.

В начале 90-х годов председателем сельского совета был Сафонов Николай Спиридонович, человек широкой и доброй души. Я встречал его несколько раз мимоходом и слышал о нем много хорошего. Анна Ивановна трудилась в сельсовете бессменным секретарем. Когда менялась власть, она не раз исполняла обязанности главы администрации села.

Анна Ивановна, поддержав старушек, неожиданно для себя обрела некогда забытую веру в Бога. Она выступила инициатором создания приходской общины и стала во главе ее. Единогласно на одном из собраний ее избрали старостой. Сафонов Николай Спиридонович не отговаривал Анну Ивановну, а относительно себя говорил: "Поздно мне, Аннушка, поздно... теперь-то к Богу!". Они много говорили о вере, о Боге, о возрождении сельской церкви. Он, можно сказать, положил начало возрождению духовности.

22 апреля 1995 года, накануне великого праздника Пасхи Христовой, православная община обрела молитвенную комнату. Ютилась она на 2-ом этаже Горнослинкинской администрации в уголке небольшого кабинета. Выделил этот кабинет новый председатель сельского совета Слинкин Анатолий Андреевич. Теперь бабушки могли собираться и молиться вместе. Феофания Петровна своей ревностью и молитвой, Анна Ивановна своим стремлением помочь другим и умением организовывать дело постепенно собрали вокруг себя верующих. Из города Тобольска в село изредка приезжал отец Зосима. Он помогал организовывать приход, произносил проповеди, совершал церковные таинства, причащал верующих Святых Христовых Тайн. Но чаще прихожане молились, как могли, сами. Первое впечатление посещения с. Горнослинкино и молитвенной комнаты у меня было своеобразным. Я поднялся на второй этаж сельской администрации и услышал, что где-то очень даже неплохо поет церковный хор. Открыл дверь и увидел, как вдоль стенки, сложа руки, сидят старушки, а в красном углу магнитофон "совершает службу". На стенах висели иконы, горели свечи. Обстановка вполне церковная. Молитвенную комнату во главе со Слинкиной А.И. и Шмелевой Ф.П. стали посещать Слинкина Нина Николаевна, Чупрунова Галина Николаевна, Созонова Галина Николаевна, Самоловова Татьяна Ильинична, Белкина Параскева Федоровна, Слинкина Татьяна Андреевна, Слинкина Любовь Семеновна, Самоловова Пелагея Петровна, Шамарина Галина Анисимовна. Это были первые постоянные прихожане. Многих я хорошо знаю. Слинкина Нина Николаевна скончалась в 2001 году. Она была ревностной прихожанкой храма. Не помню случая, чтобы, когда я служил, ее не было в храме, Царство ей Небесное. Ее супруг, Слинкин Андрей Никитич, до храма "не дошел", все собирался, говорил: "Надо!" При каждой встрече охотно брал благословение, протягивал сложенные руки и говорил: "Ну, батюшка, благослови!". Скончался он в 2004 году на 81 году жизни.

В молитвенной комнате периодически проводилось крещение, отпевание, соборование и даже венчание. 5 февраля 1996 года отец Зосима повенчал пять пар, что очень запомнилось верующим. Со временем в молитвенной комнате стало тесно и неудобно. Неудобство в основном заключалось в том, что верующие своим пением мешали работать администрации или, наоборот, "разборки" в кабинете главы, который располагался напротив, мешали молиться верующим.

Анна Ивановна стала хлопотать о выделении отдельного дома. Директор совхоза Первушин Дмитрий Матвеевич согласился отдать дом, где находилась ветеринарная лечебница. Вопрос был согласован с администрацией села, у приходской общины появился молитвенный дом. Прихожане приложили немало усилий, чтобы дом приобрел убранство храма. Здание протекало, долго не выветривался запах медикаментов, но все это пережили. Со временем в молитвенном доме был устроен алтарь, скромный иконостас, появился клирос. В храме стала совершаться Божественная литургия. Для верующих это событие стало большой радостью.

Анна Ивановна была не только организатором приходской жизни, но и ревностной прихожанкой. Она научилась искренне молиться, каяться, причащаться Святых Христовых Тайн. Ее тянуло в храм. Когда я приезжал для совершения богослужения, первым, кого я встречал, были Анна Ивановна и Фаина Петровна (баба Фая). Анна Ивановна серьезно заботилась о храме, о людях. Она болела за приход. Эти чувства передавались и мне. Становление прихода осуществилось благодаря ее постоянным заботам и ее личному духовному подвигу.

В 2003 году Анна Ивановна вышла на пенсию. Она всю себя посвятила проблемам прихода, неутомимо трудилась, отдавая здоровье и время для своих односельчан, все куда-то торопилась, боялась не успеть. В июне 2004 года по ее инициативе и с моего согласия начались реконструкционные работы по молитвенному дому. В здании был произведен капитальный ремонт, сделан просторный пристрой. Молитвенный дом неожиданно для всех приобрел вид настоящего типового храма. В вопросах реконструкции храма на первых порах не было понимания и поддержки со стороны администрации, о чем Анна Ивановна очень переживала. На частном уровне ее всячески поддерживал Селезнев Леонид Иванович. Он после работы, вечерами, с бригадой готовил пиломатериалы. Серьезный подход к делу нормализовал ситуацию. Глава администрации Тубол Иван Михайлович проникся важностью задуманного дела, помогал лесом, тракторами.

В сентябре 2004 года на молитвенный дом были водружены купол и крест, но этого Анна Ивановна уже не увидела. Она заболела и неожиданно для нас перешла в мир иной накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3 декабря 2004 года. Для прихожан и многих сельчан это была большая скорбь и утрата.

Слинкина Анна Ивановна родилась 23 декабря 1949 года в деревне Верхняя Заимка Уватского района в простой крестьянской семье. Родители, труженики села, всю жизнь прожили в д. Верхняя Заимка. Отец, Белкин Иван Тимофеевич, родился в 1910 году, скончался в 1964 году. Мама, Филатова Параскева Федоровна, родилась 8 октября 1913 года, она жива до сих пор, ей сейчас 92 года (ее старшей сестре Марии Федоровне исполнилось 95 лет).

Анна Ивановна росла в многодетной семье, где было шестеро детей. Старший ее брат, Одинцов Анатолий Иванович, родился 2 марта 1938 года, живет в с. Красный Яр. Второй брат, Белкин Николай Иванович (22 декабря 1940 года рождения), скончался внезапно 6 марта 1993 года, похоронен в Горнослинкино. Рядом с ним теперь могила Анны Ивановны. Белкина Валентина Ивановна, ее старшая сестра, родилась 19 августа 1946 года (на праздник Преображения Господня). Белкина Любовь Ивановна родилась 17 января 1954 года. Белкина Галина Ивановна родилась 5 июня 1957 года. Живут они в г. Тобольске.

Анна Ивановна была в семье четвертым ребенком. Все сестры и братья родились в Верхней Заимке, когда была еще жива бабушка, Филатова Ксения Яковлевна (1867-1964 гг.). Она была очень набожной, много молилась, учила молиться детей.

- Анна Ивановна вся в нее, - говорили родственники. Наверное, это не случайно.

- Мне всю жизнь этого не хватало, мне так хорошо в храме, такое блаженство, - говорила Анна Ивановна, когда начала ходить в церковь. В Красном Яре храма не было.

- Мама молилась, а отец верил в душе! - Такую характеристику о родителях дали дети. Ксения Яковлевна похоронена в Красном Яре. Анна Ивановна росла таким же ребенком, как и все советские дети. Училась в школе, была октябренком, пионером, однако, вера в Бога таилась где-то глубоко в душе. Десятилетку она закончила в Красноярской школе. Однажды на практику в Красный Яр приехал молодой специалист, ветеринар, Слинкин Виктор Николаевич. Они познакомились, поженились и вместе уехали в Горнослинкино. В лесхозе им дали квартиру. Виктор Николаевич работал в лесхозе лесником, Анна Ивановна - секретарем в сельском совете. На одном месте в качестве секретаря сельсовета она проработала 27 лет. Заочно училась на агронома в сельскохозяйственной академии г. Тюмени, закончила 3 курса.

По своим внутренним качествам Анна Ивановна была женщиной волевой, целеустремленной, идейной. Она вступила в партию. Все свои силы без остатка отдавала работе и работала с энтузиазмом. К людям она относилась с пониманием, по-доброму. Пользовалась большим авторитетом среди сельчан. Случалось, и не редко, когда ее вызывали уладить домашний конфликт между мужем и женой, ее предпочитали милиции.

Со временем Анна Ивановна, человек с обостренным чувством справедливости, увидела несоответствие реальной жизни партийным лозунгам. Внутри одно за другим появлялись противоречия. Как человек ищущий, она пыталась разобраться в себе, в ситуации, в жизни. Все чаще начала общаться с семьями христиан.

- Эти люди не могут обмануть, подвести тебя. Надежные люди, - говорила она. У нее завязалась дружба со Шмелевой Феофанией Петровной, а затем и появилось горячее желание возродить духовную жизнь в селе. Бывая в отпуске или командировке, она всегда посещала храм. Находила там утешение, успокоение, ей нравилась обстановка в храме, служба, пение.

Первым из священнослужителей, с кем познакомилась и начала общаться Анна Ивановна, был отец Зосима. С его благословения она начала большое дело для села - возрождение приходской общины, обрела веру, стала старостой православной общины. Мне пришлось с ней много работать, общаться, молиться, решать организационные вопросы по возрождению храма. Я почувствовал, убедился, насколько глубоко она восприняла церковные традиции, любовь к Богу, любовь к храму, к людям. У нее в этом отношении многому можно было бы поучиться. Последнее время она жила храмом. Вера для нее не была понятием каким-то отвлеченным. Свою веру она выражала делами. Вечером, когда все ложились спать, она садилась в прихожей на кресло и, бывало, читала Псалтирь, молитвы до двух часов ночи. Делала это ежедневно, пропускала только в банный день, когда сильно уставала. Она не любила, когда осуждали в разговоре священнослужителей, семинаристов, защищала их. Членам своей семьи старалась "подкладывать" книжки христианского содержания, особенно мужу, когда он болел.

- Нас, сестер, она уговаривала ходить в церковь. Приносила аудиокассеты с православными записями. Таким образом вела нас к Богу, - вспоминала ее сестра Галина Ивановна.

- С ней было легко. Она умела поговорить, понять, разложить все по полочкам, она для меня была как духовная мать, - вспоминает о ней заведующая Воскресной школой храма Слинкина Валентина Андреевна. Она знала Анну Ивановну с детства, иногда ходила с мамой, Ниной Николаевной Слинкиной, в церковь. Анна Ивановна мечтала организовать Воскресную школу и подключила ее к этому.

Сегодня в с. Горнослинкино красуется небольшой деревянный храм. Он является заключительным итогом и главным плодом жизни Анны Ивановны. В него она вложила всю свою любовь, но неожиданно и быстро Господь призвал ее к Себе.

- Отец любил Анну Ивановну больше всех и забрал ее к себе, - по-своему рассуждала ее сестра Валентина Ивановна.

Последние месяцы и дни жизни Анны Ивановны особенно для меня памятны. Сколько переживаний, молитв было вложено в это время. Надежда на ее выздоровление не покидала до конца, но Бог судил по-иному...

Игумен Фотий (Евтихеев), г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.