Существует несколько версий
обретения этого чудотворного
образа, которые, различаясь в
некоторых деталях, сводятся к
одному: явление Урюпинской
иконы Божией Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ
был найден двумя отшельницами, посвятившими свою жизнь
служению Богу и жившими в уединенном месте, неподалеку
от станицы Урюпинская, в урочище, называемом Каменный
Баерак. Это место представляло собой крутой скат к реке Хопер,
покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в
ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое
время она хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен
в казачью станицу Урюпинскую, входящую в область Войска
Донского. В 1854 году икона была
поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой
Богородицы, где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему
было привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных
благодарными мирянами, которые молились перед образом и получили исцеления.
21-го октября 1856 года на имя
местного высокопреосвященного было
прислано Ириной Лазаревой следующее донесение:
"В восьмой день июня 1827 года
мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне
нашего Урюпинского юрта, икону
Божией Матери без всякой надписи
с ее наименованием. Мы тогда же
довели до сведения о сем местных
священников и станичных правителей
и перенесли ее в свое жилище, где
и молились. Сожительствовавшая со
мной девица одержима была до того
24 года недугом, и я сама болела
более 24 лет, страдая от ран в обеих
ногах. Однажды мы долго молились
об избавлении от одержащих нас
болезней... и через неделю получили
просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении
некоторым больным, и те с верой
прибегали к нему и получали скорое
в болезнях своих исцеление. Слух о
чудесах сих стал распространяться в
народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли
икону Божией Матери в приходскую
Покровскую церковь".
При этом донесении приложен
список многих лиц, получивших в
различное время исцеление от язв,
ран, паралича, ревматизма, падучей
болезни и прочих недугов. Приведем
здесь некоторые чудеса, известные по
документам, хранящимся в Донской
духовной консистории за N 3015.
"1880 года августа 18 дня я был
болен падучей болезнью; при этом со
мной была сильная тоска: я не мог
найти себе помощи ни у докторов,
ни у лекарок. По частным слухам я
ездил на источник, где явилась икона
Божией Матери, искупался в нем и
в то же время получил исцеление.
В настоящее время приношу благодарственное моление Царице неба и
земли, в чем подписуюсь: Михайловской станицы казак Алексей Иванов Миронов".
"1883 года июня 8 дня я приходила
в станицу Урюпинскую с двумя дочерьми: Прасковьей 16 лет и Зинаидой
5 лет. Из них первая около четырех
месяцев страдала лихорадкой, и никакие лекарства не помогали ей, а у
последней болела голова - она не
могла ее держать прямо и сделалась
слабоумной. По прибытии в станицу я
отправилась с ними в Покровскую станичную церковь, где отстояла утреню
и обедню и отслужила Божией Матери
перед Ее чудотворной иконой молебен.
На возвратном пути из Урюпинской в
хутор Беспалов дочери мои совершенно выздоровели: старшая не чувствовала никакой лихорадки, а младшая
- никакой боли в голове и притом
голову держала прямо и стала говорить разумно". За безграмотностью
Екатерины Павловны Афиногеновой расписались священник и псаломщик
Покровской церкви.
Приведем, наконец, показание
доктора Суровцева. "В начале марта
1894 года, - пишет он, - меня пригласили пользовать больную Елизавету
Андреевну Ефаеву в станице Урюпинской. При исследовании болезни мной
найдены у больной расширение сердца и водянка ног и грудной полости.
Употребление медицинских средств не
принесло пользы больной; болезнь не
уступала лечению. Семидесятилетняя
больная страдала очень сильно, и болезнь с каждым днем увеличивалась.
Около 25 числа марта водянка распространилась по всем частям ног, в
полости живота и в грудной полости.
Сердцебиение было учащенно-слабое,
поверхностное, сопровождавшееся
удушьем, вследствие чего больная
не могла лежать и впадала в бред.
29 марта я посоветовал пригласить к
больной других местных врачей для
совещания о болезни, сознавая и не
скрывая от окружающих, что надежды
на выздоровление нет. 30 марта 1894
года родные больной принесли в дом
Ефаевой местную икону Божией Матери из Покровской церкви и пригласили
причт этой церкви отслужить молебен Богоматери. Во время молебна
больная сама встала с постели, хотя
прежде и не могла ходить без посторонней помощи, прошла в смежную
комнату с той, где служили молебен,
и остановилась, а затем сидела в полусознательном состоянии в кресле.
После молебна больная была перенесена на постель, где заснула в первый
раз спокойным сном. По пробуждении
больная почувствовала выздоровление.
31 марта я не нашел у нее водянки
ни в полостях грудной и брюшной и ни
в ногах; удушье прошло, расширение
сердца уменьшилось, пульс полный и
почти нормальный. Ефаева чувствует
себя совершенно здоровой, ходит без
посторонней помощи и занимается
обыкновенными делами до настоящего времени. 1895 г., 5 января. Врач,
коллежский советник Андрей Львович
Суровцев".
"1890 года около 15 июня я, нижеподписавшийся, Луковской станицы
урядник Спиридон Вуколович Вуколов приехал в станицу Урюпинскую
и служил молебен перед явленной
иконой Божией Матери, прося Ее об
исцелении моей болезни, которой я
страдал 15 лет и которая выражалась в
расслаблении всего тела, доходившего
иногда до полной недвижимости. По
объяснению врачей, это был паралич
ног. После молебна я почувствовал
себя легче, а теперь выздоровел окончательно и вот явился в храм благодарить Царицу Небесную и отслужить
перед явленной Ее иконой молебен с
акафистом. 1890 г., октября 3 дня. С. Вуколов".
Ежегодно 8 июня из Покровской
церкви совершался многотысячный
Крестный ход к месту обретения иконы. Здесь, на Святых горах, у родника
была устроена часовня. Последний
Крестный ход сюда был совершен в
1927 году, когда праздновался столетний юбилей иконы. Затем Крестные
ходы запретили, саму местность переименовали в Комсомольские горы, а
часовню передали устроенному здесь
санаторию.
Паломничество к иконе ненадолго возобновилось во время Великой
Отечественной войны, но затем вновь
было прекращено. Традиция совершать Крестные ходы с чудотворным
Урюпинским образом Божией Матери
возродилась с назначением в Волгоградскую епархию Митрополита Германа (Тимофеева) в 1991 году.
Тропарь иконе Божией
Матери Урюпинская
Явилася еси на древе в Донской земли, /
благодатная Твоя икона, Богородице, /
больныя исцеляти, заблуждшия обращати; /
тем же умильно молимся Тебе: /
избави град наш от всякаго зла /
и спаси люди, к Тебе притекающия.
Празднуется 21 июня (8 июня по старому стилю).
|