Русская Православная Церковь
празднует девятнадцатого августа один из двунадесятых праздников - Преображение Господне,
который в народе называют Яблочным Спасом.
Согласно Евангелию, Иисус
Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит идти в
Иерусалим, много пострадать от
старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и на третий день воскреснуть.
Через несколько дней после этих слов Иисус возвел трех апостолов:
Петра, Иакова и брата его Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед
ними. "Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Мф. 17;2).
Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - явились преображенному
Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался
голос Бога Отца, свидетельствующий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в
Котором Мое благоволение; Его слушайте". Услышавшие это апостолы испугались и пали ниц (Мф, 17;3 - 6).
Праздник приурочен к одному из главных событий в евангельской истории. Преображение Иисуса Христа
произошло на горе Фавор. Появление рядом с Христом Моисея и Илии
- двух самых почитаемых иудейских пророков отнюдь не случайно: Моисей - вероучитель еврейского народа,
духовный вождь и наставник, который "лицом к лицу говорил с Господом"
и получил от него 10 заповедей, а Илия - пророк, который, по иудейским
мессианским преданиям, должен возвестить приход Освободителя, Помазанника, Сына Человеческого
(все это - различные имена Машиаха, (Мессии). Превращение одежд Иисуса в блистающие,
белые, как снег, - божественное свидетельство того, что Он был чист от греха, несмотря
на клеветнические утверждения Его вечных оппонентов - фарисеев и
саддукеев (последователей двух главных религиозных школ в иудаизме I в. н.э.). Наконец,
глас, который услышали апостолы и который исповедовал Иисуса "Сыном возлюбленным", - это неоспоримое
указание на Божественную природу Сына Человеческого.
Праздник светлого и радостного Дня Преображения приходился на
время Великого Поста, когда паства должна каяться в грехах и воздерживаться от радостей и услад. Эта
"накладка" создавала массу неудобств. В результате пришлось "передвинуть"
праздник на 6 августа, потому что через 40 дней, 14 сентября, Церковь
отмечает Воздвижение Честного Креста - в память Христовых страданий и смерти.
Как считают богословы, Преображением на горе Фавор Христос явил
апостолам Славу Своего Божества,
чтобы во время Его грядущих страданий и смерти они не усомнились в
том, что Иисус - Единородный Сын Божий.
В древности и средние века церковные праздники зачастую имели
еще одну смысловую нагрузку, помимо
главного духовного торжества: они
становились праздниками народными,
к примеру, освещения нового урожая
или что-то в этом роде. В Греции
на Преображение освящали только
что созревшие грозди винограда. В
России, в силу климатических причин,
более популярным фруктом являются
яблоки. В результате появился обычай;
до дня Преображения яблок не есть,
а в праздник приносить их в церковь,
а затем обмениваться освященными
плодами по аналогии с тем, как на
Пасху обмениваются освященными
пасхальными яйцами.
Справедливости ради следует упомянуть, что этот запрет на "допреображенские" яблоки ввели сами люди,
которые просто "скопировали" его с устава монашеской жизни. Монахам
предписывалось воздерживаться от яблок до 19 августа. Но если учитывать, что "церковь" - слово греческое
и переводится как "собрание людей", то можно считать эту традицию вполне церковной.
По мнению известного старца Паисия Святогорца, нужно все делать в
свое время, и тогда не будет греха; если есть традиция не кушать яблок до
Преображения Господня, значит, и не нужно нарушать уставы благочестивых
предков, если они никак не противоречат заповедям Божиим. Невкушение
яблок и винограда до Преображения
- это своего рода пост, а к посту нужно относиться серьезно.
Жития святых повествуют нам о
случае из жизни преподобного Макария Желтоводского (память его 25
июля/7 aвгуста): "В 1439 г. казанские
татары, напав на Нижний Новгород,
разорили Макариеву обитель, убили
иноков, а его самого отвели в плен
к хану Улу-Махмету. Хан, увидев
величественную осанку святого и
услышав, что он человек добрый,
кроткий и смиренный, отпустил его
и по его просьбе даже освободил
многих пленных. Тогда святой Макарий с освобожденными из плена
отправился в Галицкую страну, более чем за 200 верст. Дорогой
истощился у них запас хлеба, и все страдали от голода. Вдруг они увидели завязшего
в болоте лося. Но так как в это время был Петров пост, то святой запретил им нарушать пост, говоря;
"Надейтесь на Бога: лось будет в ваших руках, когда пройдет пост".
Лося пустили, надрезали ему ухо,
а святой Макарий молился, чтобы Господь укрепил голодных, и тогда
не только взрослые, но даже и дети
пробыли без пищи еще три дня. Наступил день святых апостолов Петра
и Павла, и отпущенный лось тогда явился перед путниками. Они без
труда поймали его и употребили в
пищу. Этот пример должен напомнить нам о том, что на все в нашей
жизни есть воля и промысл Божий, и, если мы потрудимся немного над
собой, Господь подаст нам полезную для нас пищу на каждое время.
Этот светлый праздник напоминает людям о необходимости духовного
преображения, которое, может быть, и нужно начать с отсечения своеволия и сластолюбия.
Иерей Иоанн Шишл янни ков, клирик храма свв. апп. Петра и
Павла, г. Салехард
|