ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2007 г.         

Православная вера - созидательница и охранительница России

Какая конфессия представляет истинную религию? Нетрадиционные конфессии любят этот вопрос, чтобы ответить, что всякая религия несет часть истины (или несет божественную истину по-своему), а в совокупности - всю полноту божественной истины. Но это уловка. На самом деле нет такой конфессии, которая бы не считала единственно истинной именно себя. Признание истинности другой религии есть "неверие". И это не ново, так скажет любой адепт.

Понятно, что объективная истина одна, поэтому богословы спорят друг с другом, но ответ, который бы удовлетворил всех, даст Последний (т.е. Судный) День. Практическая сторона религиозного вопроса лежит в другой плоскости. Какие конфессии являются созидательницами России? Этот вопрос решает, быть тем или иным конфессиям или какие-то могут быть и могут не быть, все равно. С этой точки зрения основатель срав- нительного религиоведения М. Мюллер сказал: "Язык и религия создают народ, при этом религия является даже более могущественным фактором, чем язык".

Объективную важность или неважность конфессии постороннему человеку трудно постичь из оценок ее апологетами и друзьями. Но когда в отношении к религии выступают враги ее народа, то нетрудно постичь ее роль в созидании и сбережении этого народа. Поэтому рассмотрим отношение к Русской Православной Церкви нацистского руководства в годы Великой Отечественной Войны.

Секретная директива за подписью шефа главного управления имперской безопасности Гейдриха от 31 октября 1941 г. гласила: "Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит снова дать какую-то форму религии. Возникает только вопрос: какую?.. Крайне необходимо воспретить всем попам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников. Разрешение церковного вопроса является чрезвычайно важной задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена, эта задача имеет однако своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей".

Тотальный расизм директивы не оставляет сомнения в судьбе Православия в случае победы гитлеровской Германии (кстати, в этом заключается ошибка власовцев и казачьих частей, воевавших на стороне немцев).

В приказе от 16 августа 1941 г. Гейдрих также писал: "Деятельность Католической или Униатской Церквей в дальнейшем будет прекращена". 7 мая А. Розенберг написал инструкцию, в которой указывалось: "Православная Церковь была сильным средством скрепления Российской империи..." Гиммлер указывал в одном из писем на опасность, исходящую от Православной Церкви, которая сплачивает русских "национально".

Хорошо известно также другое письмо рейхсфюрера СС Кальтенбруннеру и другим работникам Главного управления имперской безопасности от 24 октября 1944 г.: "Как мы хотим господствовать в России и замирить ее, если мы снова завоюем большие территории русской земли?.. Люди там должны иметь религию или мировоззрение. Поддерживать и снова оживлять Православную Церковь было бы неверно, так как она всегда являлась организацией национального сплочения... Нам нужно поддерживать каждую религиозную форму и секту".

В циркуляре от 2 июля 1941 г. шеф РСХА Гейдрих указывает на необходимость раздробления Церкви, он пишет: "С самого начала следует настаивать на принципе отделения Церкви от государства и препятствовать возникновению единой церкви. Также ничего не следует предпринимать против образования религиозных сект".

В "оперативном приказе N10" от 16 августа 1941 г. об отношении к церковному вопросу на занятых территориях Советского Союза Гейдрих на основе июльских директив Гитлера приказывает: "Там, где имеется в распоряжении священник, можно допускать возобновление церковной деятельности: Но о воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особо следует следить за тем, чтобы не состоялось, прежде всего, никакого оформленного организационного слияния... церковных православных кругов. Расщепление на церковные группы, напротив, желательно. Равным образом не надо препятствовать развитию сектантства на советско - русском пространстве..."

Нацистское руководство, стремясь привлечь население в ходе войны, не афишировало свои антицерковные планы и не мешало массовому религиозному пробуждению на оккупированной территории.

В докладе Ленинградскому митрополиту Алексию псаломщика Николо-Конецкого прихода Гдовского района, Псковской области С.Д. Плескача от 25 января 1944 г. отмечалось: "Могу сообщить, что русский человек совершенно изменился, как только появились немцы. Разрушенные храмы воздвигались, церковную утварь делали, облачения доставляли оттуда, где сохранились, и много строили и ремонтировали храмы. Всюду красилось. Крестьянки вешали чистые, вышитые самими полотенца на иконы. Появилась одна радость и утешение".

Было и проявление чувства благодарности у верующих за возвращение религиозной свободы. Но такое происходило лишь в первые недели после занятия германскими войсками населенных пунктов. Вскоре их жители понимали, что получили не освобождение, а жестокое угнетение. В этой связи можно упомянуть такой случай в одном из русских городов. По свидетельству очевидца, в ответ на приветствие населения германский офицер честно сказал: “Погодите радоваться. За нами идут части СС, и тогда вы поймете, что мы никакие не освободители”. И, действительно, проявилась жесткая антицерковная позиция высшего германского руководства, которая сводилась к раздроблению Церкви, ликвидации Православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных подданных. Адольф Гитлер в Генеральном плане “Ост” указывал: “Мы должны избегать того, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию… мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой формы разъединения и раскола”.

Возрождение Русской Православной Церкви в связи с Перестройкой, которое по размаху и интенсивности может быть названо вторым Крещением Руси, кое-кто хотел бы спланировать по аналогии с этой антирусской идеей расчленения и господства в России.

Уже хорошо известно о планах, разработанных А. Даллесом, З. Бжезинским и др. Например, план стратегического обеспечения безопасности США “PL - 89 - 90” предусматривает, в частности, расчленение России более чем на 20 независимых государств, в том числе с использованием раздробления населения по множеству нетрадиционных религиозных конфессий, псевдорелигиозных движений и оккультно - мистических сект. Только в Тюменской области, по данным на 01.12. 2004 г., зарегистрировано 20 конфессий.

В одной книге рассказывается, что туземцам племени было подарено превосходное одеяло, но они разодрали его на множество частей - каждому по кусочку. Так и Россию хотят разодрать среди множества конфессий - каждой по кусочку, пользуясь тем, что туземные начальники не видят ценности в единой, неделимой России.

Духовное искоренение народа путем разделения его на множество частей населения, сплоченных внутри себя каждая по своему религиозному признаку, неосуществимо без кардинального изменения статуса Русской Православной Церкви - главного препятствия расчленения России.

Игумен Тихон (Шевкунов) в своем докладе на Круглом столе "Единство Церкви" (11 июня 1996 г.) назвал противостояние нетрадиционных, с исторической точки зрения, для России конфессий "болезнью протеста против Церкви". Приведем выдержки из его доклада: "Болезнь протеста против Церкви оформлялась в злобную критику иерархии, в попытке упразднения той Церкви, которая существует в Русском государстве.

По всей видимости такими были и стригольники, и ересь жидовствующих, и, несомненно, реформы Петра I, конечно же, это и толстовство. Вспомним, что происходило в петровское время, когда западные протестантские идеи бурно проникали в Россию, увлекая умы, в первую очередь, тех, кто определял судьбы государства... Два Синодальных члена - архимандрит Евфимий и Платон - были расстрижены из монашества всего лишь за распространение книг против протестантизма. Тысячи монахов были расстрижены за то, что были определены в монашество без разрешения кабинета министров и лично Остермана".

В 1742 г. епископ Новгородский Димитрий Сеченов писал: "чин духовный, архиереев, священников, монахов мучили, казнили, расстригали монахов, священников, людей благочестивых в дальние сибирские города, в Охотск, Камчатку, Оренбург отвозили. И тем так устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники Слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отверзити".

- И сегодня, - говорит игумен Тихон (Шевкунов) - милые интеллигентные люди, абсолютно уверенные в своей правоте, ждут, когда придет этот их час, и не только ждут, а спокойно и уверенно, и практически беспрепятственно делают свое дело.

Например, в Перми православный епископ не имел возможности выступить против попыток колдуньи Черепановой пройти в депутаты городского совета. Когда он протестует против вхождения Черепановой во властные структуры, то демократическая пресса организует против него газетную травлю. Сама же колдунья угрожает архиерею как "врагу научно-технического прогресса". Она пишет: "Образ ведьмы - глубоко положительный, потому что по сути ведьма - это женщина с системным гуманитарным образованием".

В Тюмени организовали газетную травлю тех, кто выступил против оккультного целительства, колдовства, профашистского неоязычества, а также против священника за то, что было сорвано массовое обучение школьников и родителей духовным основам семьи неким проповедником. Апологетика сектантства, тенденциозная критика православия, к сожалению, прописались в некоторых тюменских изданиях.

Похоже, что газетная защита свободы, достоинства и чести касается всех, кроме Православной Церкви. Демократия в данном случае вышла кривобокая. Возвращаясь к теме военных лет, важно отметить, что немцы сошлись с троцкистским большевизмом в области школьного образования.

Почти повсеместно из обязательных школьных программ было изъято немцами преподавание Закона Божия. Исключения существовали в отдельных местностях, управлявшихся военной администрацией. Но и там это преподавание чаще всего было запрещено священникам. РМО в январе 1943 г. довело до сведения рейхскомиссариата "Остланд", что религиозные занятия могут проводить только светские учителя, а также не допускалось преподавание Закона Божия священниками вне школьного времени. Разумеется, так же поступили бы немецкие нацисты и с преподаванием "Основ православной культуры", причем совершенно честно, без ссылок то на дефицит преподавателей, то на отсутствие учебников, то на реакцию прочих конфессий. Как будто при идеальном состоянии этих слагаемых противники православия сдали бы свои позиции. При этом любимый прием антиправославных идеологов доказывать, что из 80% населения, считающих себя православными, истинно верующих намного меньше. Но что же в этом удивительного? Глубоко верующих, полностью воцерковленных христиан, составляющих краеугольный камень Церкви, по определению, должно быть "малое стадо". Истинно обоженное "малое стадо" воцерковленных христиан и в предреволюционной России составляло лишь 5%. Такой цифры придерживаются и нынешние специалисты. Но от сотни миллионов этим процентом получится прекрасная цифра духовных воинов Христовых. Апостолов было чуть больше десятка, но они изменили мир. Для тоталитарных сект, например, характерна высочайшая степень организованности, участия в религиозной практике, но они и во всей своей совокупности несопоставимы с чудесной силой "малого стада" глубоко воцерковленных христиан.

Не являются свидетельством чудесной силы утверждения нетрадиционных конфессий о исцелении наркоманов. Напротив, для них характерно полное отсутствие чудес. Что же до наркоманов, то здесь просто заменяется один вид наркомании на другой: вместо привязанности к наркотическим веществам появляется привязанность к экстатическим состояниям сознания вследствие его изменения (или выброса адреналина) под воздействием специфической музыки, пения и молитвенной рецитации.

Конфессия к тому же пополняет за счет возникшей зависимости число своих членов. Здесь не за что выражать благодарность так же, как и за исцеление колдунам, использующим магическое искусство. Нетрадиционные конфессии по праву гордятся высокой нравственностью своих рядов. В их среде нет пьяниц, лиц, совершающих прелюбодеяния или уголовные преступления. Но и Церковь не делает людей прелюбодеями, пьяницами и преступниками.

Представьте, что к приемному покою первоклассной больницы зимней ночью привозят больных или обмороженных, забытых обществом насельников социального дна, и сваливают их у крыльца, где они к утру превращаются в обледеневшие трупы.

Православная Церковь не такая. Христос сказал, что он пришел не к праведникам, а к грешникам, к духовно больным, чтобы исцелить их. Вот и идет в церковь рать неблагополучных, кто за утешением, кто с покаянием. Куда же им еще идти? Преисполненная гордыни констатация собственного избранничества характерна не только для радикального кальвинизма, но и для неопротестантизма (иначе "позднего протестантизма"), что в значительной степени связано не с христианской, а именно с талмудической традицией толкования ветхозаветной идеи Богоизбранности, которая ложно переносится в новую эпоху как неизменный завет до конца времен. Спасутся только члены протестантских организаций, их Бог предопределил к вечной жизни, остальных присудил к вечной смерти. Протестанты добропорядочны и благополучны в делах, потому что это их доказательство своей избранности. Какое отношение к их богоизбранной организации имеет грешное стадо Христово? Они и не идут к ним, ухоженным, сытым, дисциплинированным, практически безгрешным - хоть сейчас в рай.

Вебер первым отметил в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" преобладание протестантов среди предпринимателей и рабочей аристократии. Ощущая чужеродность прокальвинистского божества небогатому и грешному человечеству, английский поэт и мыслитель Дж. Мильтон сказал: "Пусть я попаду в ад, но такой Бог никогда не заставит меня уважать себя".

В заключительной фразе коснемся терминов. Нетрадиционная религиозная культура и традиционная религиозная культура различаются по историческому признаку: традиционная культура - доиндустриальная, она возникла на стадии сельского хозяйства. Традиционная религиозная культура определяет специфику уклада жизни народа, его особый способ мировосприятия, базовые ценности, которые передаются от своего истока без принципиальных изменений.

Нетрадиционные религии появляются в индустриальное время как альтернатива традиционным религиям.

Станислав Павлович СУРОВЯ ГИН, доктор философских наук, профессор, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.