28-го августа православные праздновали день Успения Пресвятой Богородицы - один из значимых для всех христиан. В храме же Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенка Тюменского района его справляют с особым торжеством.
В этот день провели торжественную службу, на которую приехали священники из разных приходов: о.Олег из с.Килки, о.Анатолий из Перевалово, о.Димитрий - проректор духовного училища и священник успенского прихода о.Вячеслав. Кроме того по улицам села прошел крестный ход, в котором участвовали более 200 человек не только из Успенки, но и Тюмени, Винзилей, Борового, Килок, Перевалово и других сел района.
Надо отметить, что храм Успеня особый - он единственный уцелевший от Тюмени до Тугулыма по Московскому тракту, и его община играет серьезную роль в восстановлении православия. К примеру на Ильинский праздник проводится крестный ход от Успенки до Килок, который помогает сплотиться православным, живущим в окрестных селах, в большинстве которых до недавнего времени не было ни общины, ни храмов. После первого крестного хода приходы организовались почти во всех селах. Кроме того в прошлом году Успенский храм явил чудо - замироточили иконы. Случилось это как раз в юбилейный год - приходу исполнилось 15 лет. В целом же история храма до этого события казалась вроде бы обыденной, но в то же время была удивительна в первую очередь стойкостью верующих, которые не дали в годы богоборья разрушить святыню и в наши дни по мере сил стараются возродить православие.
Храм Успения Богородицы был воздвигнут в 1878 г. Данных о том, кто пожертвовал на строительство, не сохранилось. Одновременно с возведением храма село сменило свое название с Кармацкого на Успенку. Тогда же Успенка стала центром прихода, в который объединялись жители нескольких сел нынешнего Тугулымского и части Тюменского районов: Зырянка, Мальцево, Гилева, Мостовщикова, Скородум и т.д. Однако храм Успения был летним, так как в нем не было отопления. В 1903 г. на село обрушилось бедствие - падеж скота. Тогда-то жители и решили поставить храм Николая Чудотворца. Работали всем селом. Когда в новой церкви начались служения, беда отступила.
После революции многие храмы подверглись разрушению. Не обошла беда и успенские святыни.
Храм Николая Чудотворца пострадал больше других. Его не только переделали, но и осквернили, сорвав кресты. Кресты с храма Успения свергнуть оказалось непросто. Сразу же погиб молодой рабочий, сорвавшись с небольшой высоты. Оставив эту идею, безбожники скинули колокол и порушили внутреннее убранство.
Однако жители не остались равнодушны. Кто как мог спасал иконы и плащаницы из храмов. Долго прятали по чердакам, в сарайках и сундуках. Рассказывают, что самые значимые и ценные образа жители передавали друг другу, спасая от уничтожения.
В храме Николая Чудотворца размещались то контора, то магазин, колхоз "Новый путь" хранил зерно. Там же селили приезжих студентов, а под сводами располагался школьный клуб с танцами и увеселительными мероприятиями. В алтарной части одно время была мастерская художника Геннадия Дюрягина.
Кресты же храма Успения так и остались на маковках, а это была большая редкость, когда повсюду церкви обезглавливались и рушились.
Со временем здание церкви пришло в ужасное состояние. Но времена менялись. В 1989 г. церковь отремонтировали. Большую роль в этом сыграл Сотников Григорий Яковлевич - директор краеведческого музея, Сараев Николай Степанович -руководитель хозяйства и Бугаев В.А. - глава администрации района. Тогда же было выбрано 20 членов совета при храме во главе со старостой Ниной Маньковой. Через несколько лет ее сменила Карнаухова Надежда Степановна, а потом Стрельцова Светлана Григорьевна. Вскоре в храм стали приносить спасенные иконы и плащаницы.
Одну из икон - "Знамение Божией Матери" - долго просили у музея и даже обращались в Москву. Снова помог Григорий Сотников, и наконец она оказалась там, где ей предназначалось быть. Находясь в храме, образ Богородицы начал светлеть, хотя ранее был виден только силуэт. Сейчас возле нее горит негасимая лампада.
Если двигаться по Московскому тракту, перерезанному рекой Кармачок, открывается вид на храм, расположенный на возвышении, и возникает чувство, что его белые стены и кресты на маковках - одно целое с селом, с воздухом, лесом, а его твердыня будет держаться, пока горит в душах людей, живущих на этой земле, свет веры.
Нина Волкова,
Фото автора
|