Cтрого говоря, Ольга Николаевна Куликовская-Романова не родная племянница Николая Второго - она невестка младшей сестры царя, прославленного в лике святых. У Ольги Александровны Романовой было двое детей - Юрий и Тихон, и жена Тихона Николаевича как раз и решила посетить Тюмень на минувшей неделе.
- Все, кто вынужден был покинуть страну после октябрьского переворота, очень любили Россию, - рассказала великая княгиня собравшимся в зале имени Косухина в Тюменском нефтегазовом университете. - К советскому правительству, конечно, отношения было негативное, а вот людей всегда очень любили и жалели. И когда отношения между нашими странами стали налаживаться, по возможности все постарались хоть раз посетить родную страну. Я лично езжу очень часто. В прошлом году девять месяцев жила в России.
Сейчас Ольга Николаевна живет в Торонто (Канада). Родилась в Югославии, именно здесь было больше всего беженцев из СССР. К эмигрантам очень хорошо относился король Югославии Александр, кстати, он сам окончил пажеский корпус в России. Югославский патриарх Варнава очень сочувствовал беженцам, всячески помогал, и даже позволил нам иметь автокефалию, то есть Русская Церковь за рубежом управлялась автономно, не подчиняясь югославской православной церкви. Это было очень важно - Церковь. Это было единственное, вокруг чего в те годы могли объединиться люди, порой имевшие разные политические взгляды. Везде, где появлялись беженцы из России, первым делом появлялись православные церкви.
- У нас и сейчас в Торонто три православных храма принадлежат русской православной церкви за рубежом, один - американской православной церкви, его посещают те, кто уже забыл родной язык, ведь здесь богослужения ведутся на английском языке. Есть храмы, находящиеся под румынской и греческой юрисдикцией.
- Ольга Николаевна, ваше мнение: какие есть проблемы у православных за рубежом и чем эти проблемы отличаются от тех, что есть в России?
- Я думаю, есть вещи, которым мы можем поучиться у вас, а есть то, чему русские православные могут поучиться у зарубежной церкви. Это взаимный процесс. Есть некоторая разница в богослужении, но, насколько я могу судить, не столь значима. Скажем, со времен первой натовской бомбардировки и по сей день мы поминаем страдающий сербский народ на каждой литургии. В России, кажется, это было тогда, а сейчас нет, разве что в некоторых храмах. Зарубежная церковь очень активно настроена против экумензима. На каждой литургии мы понимаем всех русских царей и цариц. Когда прославили царя Николая Второго, то в России прославили только царскую семью, а в Зарубежной церкви - всех, кто в тот день с ними пострадал.
- Ольга Николаевна, а как вы относитесь к той версии, что царская семья не погибла, а при тех или иных условиях осталась жива? Ведь рассказывают, что в одном варианте все они дожили до старости где-то в Болгарии, в другом варианте - что женщины были увезены в Германию, а погибли только мужчины...
- Вы знаете, такие версии стали возникать практически сразу после гибели царской семьи. Но это, конечно, исключительно вопрос привлечения внимания к тому или иному писателю. Нет, я со всей ответственностью могу заявить, что погибли все. Писать можно все что угодно. Я могу написать, что я китайский император - мне же от этого поклоняться не будут? Я понимаю, выпустил книжку некий Авдонин, житель Екатеринбурга, который доказывал, что вот он измерял найденные после смерти семьи черепа, вымерял расстояние, например, между глазницами, причем преподнесено это было, как бы так помягче сказать: каверзно, едко как-то. Но если отвлечься от эмоций - произвести такой замер просто нельзя, потому что останки пролежали в шахте много лет, а черепа во время казни царской семьи были разбиты прикладами.
Попадалась мне и другая книжка, кажется, некто Гранник уверял, что возле Кавказа жила семья, которую он считал царской. Публиковались даже фотографии этой семьи, причем там великая княгиня Ольга Александровна была действительно "великой" - а ведь я-то помню, что она была невысокая и стройная. И достоверно известно, что она уехала из России в 1920-м году с двумя маленькими детьми.
Кроме того, сомневаюсь, что если царская семья бы выжила, новый политический режим оставил бы ее в покое. Например, из Дании Ольга Александровна вынуждена была уехать после войны, когда руководство Советского Союза потребовало от правительства дании выдать ее как потомка царской семьи. Ей было уже за шестьдесят, кому могла помешать или угрожать немолодая женщина? Дания - маленькая страна, рядом была оккупированная германия, мощная военная машина. Романовы предпочли просто не ставить приютившую их страну в сложное положение.
- Лично ваши отношения с Россией как складывались?
- Я бежала из зоны советской оккупации после Второй мировой войны. Даже поступила на работу к американцам - так как хорошо владею несколькими языками, а им была нужна переводчица. Мне довелось работать во время встречи Советского правительства и Черчилля после войны. Я всеми силами старалась не проговориться, что я русская, чтобы со мной ничего не случилось. Я видела русских людей из советского Союза очень близко. Они были разные. И хорошие, и плохие. В целом мы понимали, что простым гражданам страны приходится очень трудно жить. И когда появилась возможность - мы начали общаться с Россией, отправлять гуманитарную помощь, оказывать содействие в делах культуры и многое другое.
- Сейчас вы перестали заниматься благотворительностью в том виде, как это было в 90-е; уже не возите сюда макароны и крупу. С чем связано такое изменение отношения?
- Я заметила, что жизнь в России налаживается, у вас уже нет тех проблем, как в 90-е годы, когда мы полностью опекали несколько российских больниц, оказывали помощь разным регионам. И в Тобольск, помню, прислали большой груз теплых вещей.
А толчком для изменения моего отношения к этой проблеме стал, помнится, автоматический ключ для машины. Я рассказывала у нас, в Канаде, что несколько раз в России видела, как водитель открывает дверцу машины, нажимая на небольшой пульт. Моя дочь мне не очень верила. И я тогда подумала: наверное, достигнут определенный уровень, когда люди перестают голодать, нуждаться в лекарствах. Теперь наша задача - помочь им повысить уровень духовный.
- Какова цель вашего визита?
- Я приехала, чтобы договориться с тюменским музеем изобразительных искусств о выставке работ Ольги Александровны, моей свекрови. Она очень хорошо рисовала, эта выставка объехала множество стран мира, и я надеюсь, что она с успехом пройдет и в Тюмени. Работники музея меня поддерживают.
- Почему для проведения выставки вы выбрали именно Тюмень?
- Картины посетили множество стран. Надо сказать, что за границей интерес к царской семье куда выше, чем в России. А Тюмень к тому же оставила некоторый след в судьбе Романовых: несколько человек из царской семьи в разное время посещали этот город, а сам Николай Второй с семьей здесь был, когда их везли в Тобольск. Он выходил здесь на железнодорожном вокзале. Сейчас железная дорога проходит совсем не там - раньше она шла почти по берегу. Я знаю, что верующие установили в этом месте памятный крест, сюда приходят помолиться.
Ольга Николаевна рассказала, что в 2004 году она встречалась с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, и он очень тепло ее принял. Великая княгиня подарила архиепископу икону Иоанна Шанхайского. Владыка Димитрий подарил ей икону сибирского святого Иоанна Тобольского.
- Я увезла ее в Сан-Франциско, там есть собор в честь иконы "Всех скорбящих радость". Построил его Иоанн Шанхайский, духовный окормитель всей эмиграции. Он первый прославил царя-мученика. И вот когда я привезла туда икону Иоанна Тобольского, мне сказали, что при жизни они были родственниками с Иоанном Шанхайским.
Видите, как интересно порой все переплетается в жизни!
Великую княгиню приятно поразило внимание, которое ей оказали простые тюменцы. Сестричество милосердия преподнесло ей икону, выполненную в гобеленовой технике; исполнительный директор фонда возрождения традиций православной медицины Андрей Якунин подарил Ольге Николаевне букет цветов.
Выставка работ сестры царя-мученика, благодаря хлопотам Романовой-Кликовской и работникам тюменского музея изобразительных искусств, состоится осенью.
Иван Прохорчук
|