2 и 3 сентября в храмах Тюменской области, по традиции, проходят молебны на начало учебного года. Тысячи школьников получают благословение: учиться хорошо, вести себя прилично, молиться о Божьей помощи в нелегком деле постижения знаний.
Закон об образовании позволяет вводить в школах уроки религиозной культуры, не уточняя даже, каких именно религиозных конфессий. Вместе с тем ясно, что данные предметы должны быть либо обзорными (и таковые велись в некоторых тюменских школах несколько лет назад - по личной инициативе учителей), либо отражать нравственные устои наиболее распространенных вероучений. Для большинства регионов России - это Православие.
Однако большинство регионов вводят предмет "Основы православной культуры" с осторожностью. Минувшей зимой в Москве на Всероссийских Рождественских чтениях по этому поводу было сделано много докладов. В ряде областей данный предмет вводится в качестве факультатива - один для всей параллели классов. Где-то такие предметы есть только в половине или даже пятой части школ. Наиболее показательной в этом смысле является Белгородская область, где с 1 сентября 2006 года "Основы православной культуры" (ОПК) будут вестись для всех классов без исключения в объеме 1 часа в неделю.
А как обстоят дела у нас? Мы беседуем с руководителем катехизаторского отдела Тюменского благочиния, преподавателем кафедры религиоведения Тюменского государственного нефтегазового университета Дмитрием Николаевичем Майоровым.
- Дмитрий Николаевич, необходимость работы по духовному просвещению молодежи ни у кого не вызывает сомнений. Но многие сомневаются в эффективности такой работы, так как боятся столкнуться с безграмотностью преподавателей. Есть ли в Тюменской области светские люди, педагоги, готовые преподавать ОПК?
- Да, есть, хотя, конечно, меньше, чем хотелось бы. Дело в том, что при кафедре религиоведения ТюмГНГУ уже два раза были проведены курсы, которые называются "Основы религиозной культуры". Конечно, здесь рассматриваются все конфессии, но Православие - как приоритетная, поскольку большинство жителей области все же относят себя к православной культуре. В 2005 году эти курсы окончили 50 человек, из них было четыре педагога, в этом году - 30 человек, из них - десять педагогов. И, в общем, интерес к курсам большой. Но вообще-то для введения таких уроков в школе важна принципиальная договоренность между епархией и департаментом образования. Пока эти связи, к сожалению, не налаживаются.
- Интересно, а как "просвещенный Запад" относится к идее религиозного воспитания в школах?
- В большинстве западных стран изучение религиозных основ является частью обязательного школьного курса. Друзья из Германии, например, рассказывали, что там родители вправе выбрать любой религиозный курс для ребенка. А если они заявляют себя атеистами, ребенку в обязательном порядке будет преподаваться предмет "Основы мировых религий" или "Основы нравственности".
- Зачем?
- Во-первых, знание основных положений той или иной традиционной религии повышает нравственный уровень человека. Во-вторых, знающий человек никогда не попадет в деструктивную секту. В-третьих, грамотный в религиозном отношении человек не будет враждовать с окружающими, ведь все эти агрессивные проявления того же ислама - это не сама по себе религии такая, это просто заинтересованные люди пользуются религиозной безграмотностью других. Мне рассказывали об одном мальчике из православной немецкой семьи - так к нему священник раз в неделю за 40 км ездит, причем за госсчет - вести урок. Сейчас в Германии более 2,5 млн. православных немцев, так что такие случаи скорее исключение, чем правило.
- Расскажите, как нужно действовать, если родители из какого-то класса или школы захотят, чтобы ввели такие курсы?
- Во-вторых, на родительском собрании они должны выразить желание о введении такого факультатива (по закону можно изучать этот курс только во внеучебное время - например до или после уроков, или в субботу, но никак не между русским и математикой). Во-вторых, нужно известить директора о таком решении, согласовать с ним этот вопрос. Далее - обратиться к той религиозной конфессии, уроки которой вы хотите ввести - или в мечеть, или в благочиние. Обучение таким предметам не входит в рамки Госстандарта, поэтому оплачивать труд педагогов придется самим родителям. Но я не думаю, что люди, взявшиеся вести религиозные уроки, будут просить за свой труд слишком большие деньги.
- Есть ли у вас сейчас программа, по которой могли бы работать учителя?
- У меня есть девять вариантов программы. Но нет возможностей. В Тюмени и Тобольске только с того года, возможно, начнутся такие уроки - если мы найдем общий язык с органами управления образованием. По две школы в каждом городе - это пока очень немного, но надо же с чего-то начинать!
Наталья АНДРЕЕВА
|