Кратковременное пребывание на этом архипелаге добавило сил. Не только физических, но и моральных. В жизни каждого человека есть мечта, которая начинает казаться неосуществимой. Так было и с Валаамом, на котором когда-то побывала моя коллега. Четверть века назад ее поразили чистота и свежесть воздуха, окутывающего это райское местечко. Деревья, стоящие в серебристых ризах из лишайника и мха. К тем местам, где уединенно возносили к небу молитву удалившиеся от мирской суеты затворники, туристов водили не очень охотно.
Система из 50 островов тектонического происхождения среди глади и двухметровых глубин Ладожского озера подобна футбольному мячу, отлетевшему от ноги самого сильного игрока в команде. В дальний угол поля. По оценке гидрографа А.П. Андреева, такого места не встретишь нигде в Европе: "множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту, и в глубину, -островки, мыски, бухточки. Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид".
Экскурсовод Наталья Николаевна (строгая и, как положено, в платочке) занимается нами первую половину дня. Посещаем большинство из тринадцати имеющихся на Валааме скитов - мест, облюбованных монахами-скитальцами еще в XII веке. Название "Валаам" в переводе с финского означает "высокая земля". Некогда сам апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился сюда, чтобы разрушить языческие капища и воздвигнуть каменный крест. Святой апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и процветанием "монашеского рая". Здесь не покладая рук люди в рясах торили дороги среди скал, выращивали на насыпном грунте невиданные урожаи бахчевых культур и яблок, творили высокую молитву и отбивали низкие поклоны - за возможность жить на этой земле, вдали от людской суеты и в гуще воздуха, расправляющего каждую клеточку твоих легких.
Аллеи серокорой сибирской пихты, которую еще называют монашеским деревом, любовно высажены вдоль трудозатратных дорог. Здесь есть свой Гефсиманский сад - подобие того, что на Святой земле, в Иерусалиме. И свое "Мертвое море" - Лещевое озеро, воды которого богаты радоном, поднимающим больного человека на ноги. Когда мы наконец находим время, чтобы в нем искупаться, вода хрустально звенит в наших ушах, отражает высокие крылатые облака и вращает тело веретеном. Все твое естество наполняет удивительная легкость и чувство гармонии со всем этим миром вокруг!
Валаамский монастырь основали достигшие великой святости в своем иночестве отцы Сергий и Герман. Их мощи хранятся здесь, а лики написаны на иконах, продаваемых на территории Спасо-Преображенского монастыря... Моя спутница из Мурманска идет молиться этим святым заступникам, чтобы племянник благополучно поступил в вуз. Племянника зовут Герман, и родился он благодаря молитвам его матери святым отцам Сергию и Герману. По некоторым источникам, преподобный Герман был местным жителем, карелом. После смерти преподобного Сергия возглавил иноческую общину. Но более распространено мнение, что эти оба прибыли из восточных стран (предположительно из Греции), спасаясь от преследователей христиан...
По молитвенному обращению к ним угодники помогали утопающим и замерзающим в Ладоге, где вода холодна до дрожи даже в июле, исцеляли от глазных, инфекционных, нервных болезней и пьянства. Общероссийское почитание этих великих молельщиков за нас началось в 1819 году.
Преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода, побывал на святой горе Афон, чтобы прийти затем сюда. Удалился от многолюдного братства на крохотный остров Коневец, где, стукнув посохом по камню, отвадил от этих мест всю нечисть: на Коневце никогда уже не водились вороны и змеи. Хотя вообще-то эта местность изобилует пресмыкающимися. Змеи разных мастей, как утверждали экскурсоводы, выползают из расселин камней, греются на солнце и сопровождают наш путь. Возможно, так оно и есть: отстав от остальных, я услышала характерный шелест возле края тропы. Иногда мы шагаем по красноватой глине, смоченной пролившимся ночью дождем. Испытываем на прочность дорожные бордюры из сухостоя и прогнившие доски старинных мостовых настилов. Дорога то выше, то ниже. Огибает озерцо с желтыми кувшинками (возле него и поставил когда-то свои "четырехкомнатные хоромы" один из управителей Валаама - игумен Дамаскин. В "кабинете" его жилища можно было только стоять. Переписывая священные книги, стал не только грамотным, но и очень просвещенным человеком своего времени. Прожил почти 90 лет и скончался в 1881 г. С 20 лет странствуя по обителям Киева и северного края, он приходит сюда со словами: "Желаю спастись, научите!" Старец, принявший его, очевидно, предвидел великую будущность юноши: встретил сына тверского крестьянина земным поклоном. Игумен Дамаскин обладал не только даром мудрого духовного наставника, но и талантами строителя, архитектора, агронома, ботаника и метеоролога. Он первым начал изучать богатую природу уникального архипелага. Сейчас от его прежних "апартаментов" у озера остались лишь разрозненные фрагменты каменного основания да лиственница напротив входа в келью. С фотографии XIX века на нас смотрит лицо человека с седой бородой и глубоко залегшими морщинами. Волевые черты характерного облика крестьянина, крепко стоящего на ногах. Игумен Дамаскин проявил себя прекрасным хозяйственником и стратегом, пустая до его правления монастырская казна через пять лет пополнилась на 77 тысяч рублей. Преимущественно за счет пожертвований. Живя на острове, он навсегда избавился от прежней хромоты. Возможно, помогли те самые "радоновые ванны" общемонастырской купальни!
Одна из главных святынь этих мест - чудотворная икона Валаамской Божией Матери - пребывает здесь в качестве списка, святой копии с оригинала, который находится со времен войны в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре.
Если глянешь на карту Валаама, то воскликнешь: "Да это же маленькая страна!" Изумительная страна тишины, где даже лягушки стараются не мешать монастырским службам. Сегодня жизнь ее устроена таким образом, что духовное правление Спасо-Преображенского монастыря подчиняется непосредственно Патриарху всея Руси. Алексий II посетил святую землю за день до нашего приезда сюда, освятив законченное строительство на территории центральной усадьбы.
...Дорога к храму, который виден с пригорка и сам золотится на возвышении, похожа на финишную прямую. Сам вид этих мест укрепляет твой дух. Суровой красотой этих мест восторгались многие. То, к чему не прикасалась рука человеческая, вызывало прилив творческого вдохновения у великого русского пейзажиста И.И.Шишкина, у столь же великого автора музыкальных акварелей и офортов П.И.Чайковского. Небольшие и грешные, мы восторгаемся тоже...
Возле входа на территорию главного монастыря, которому подчиняются одинокие или малочисленные обитатели окрестных скитов, ребятишки силятся загнать футбольный мяч в ворота. Даже странно для нас, горожан: напрягаются - однако же не сквернословят.
Удивляюсь способу хозяина уложить на траве поленницу дров таким образом, чтобы она напоминала башню из крепостной стены. Дождем не прольет, ураганом не свалит. Не поленница даже - сплошная круговая порука!..
...Когда-то монастырь имел большую механизированную животноводческую ферму, где раздаивали даже лосих. Парным молоком угощали и наших, и иностранных туристов. Сейчас зевак ближе чем на полкилометра к скотному двору не подпускают. Поголовье скота сократилось настолько, что продукции едва хватает на своих. А животных пугать - себе в убыток. Зато турист очень расплодился. Скоро, шутят, здесь появятся высотные жилые дома...
...Чайки летят за теплоходом, который лег на обратный курс, уже несколько часов подряд, не зная устали. Они отмашут несколько сотен километров, вызывая в душе воспоминание о цыганках на улицах Тюмени. С ними никто не разговаривает. От них удирают со всех ног, а они все не отстают.
Итоги поездки? Шучу: "Положительные". Что душе христианской потребно, узнаешь в храме. Любопытство удовлетворишь в музее монастыря, функции которого исполняет старая конюшня. Надписи на камне: кто, когда и с кем из представителей династии Романовых гостил на земле валаамской... Встреченная тобой по дороге часовенка "Моление о Чаше" с вырезанным из дерева иконостасом... Останки затонувшего корабля, который не хватило сил отреставрировать... И видение монаха за ветровым стеклом микроавтобуса, который лихо крутит баранку, привычно оказав почтение придорожному Поклонному кресту...
Любовь ЕРЕМЕЕВА
|