ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№8 2006 г.         

Царским путем - к воскресению.

Cердце трепетало от счастья, как в детстве. Знаете, оно всегда начинает выскакивать из груди, когда сбывается то, чего долго хотел и усердно вымаливал. Побывать в день памяти Святых царственных страстотерпцев в Екатеринбурге, а затем поучаствовать в крестном ходе на Ганину Яму - желание давнее. Слава Богу, оно осуществилось!

Начало долгого пути

Батюшка окропил каждого святой водой, благословляя в дальний путь, и три автобуса с тюменскими паломниками отправились от Крестовоздвиженской церкви.

По дороге мы заехали в Успенку, что в окрестностях Тюмени. Приложились к святыням в сельском храме Успения Пресвятой Богородицы, все вместе помолились о путешествующих. Впереди нас ожидали, как оказалось, целых семь часов дороги до уральской столицы. С молитвой, несмотря на жару, ехать было легко. Вслед приветливо кивали березы, полевые цветы, молодые колоски пшеницы. Однако известно: хорошее дело не без искушений. Вот и нас лукавый не раз предупреждал вынужденными остановками о том, что он не дремлет. Сначала перед нами на трассе произошло серьезное столкновение легковых машин, затем потребовалось срочно ремонтировать колесо у одного из автобусов, на посту ГИБДД стали придирчиво проверять документы: Но правду говорят: все неприятности в конце концов обращаются в славу Божью. Посреди полей, под пронзительно голубым небом еще усерднее звучали молитвы, акафисты и каноны святым царственным мученикам: царю Николаю, царице Александре, царевичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии.

К шести вечера тюменцы добрались до храма на Крови. Церковь во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, подняла золотые купола над Екатеринбургом три года назад. Храм, воздвигнутый на месте расстрела царской семьи, сегодня стал символом единения и покаяния русского народа. А само место на Вознесенской горке стали называть Русской Голгофой.

Голгофа Великой России

В нижнем приделе во имя Царственных Страстотерпцев храма на Крови уже шло всенощное бдение. Пока молящихся было не очень много, тюменцы успели не спеша осмотреть красивую церковь, поклониться святыням, подать записки на требы по просьбе своих друзей и знакомых. В нижнем храме богомольцев собиралось все больше. Становилось теснее и жарче. Но вместе с тем и радостнее: если приходит много людей - жива православная вера. Значит, не погибнет Россия. Лица у молящихся были особенно красивые, одухотворенные. Такие глаза, как у людей в православном храме на богослужении, нельзя встретить больше нигде. И такие искренние слезы покаяния появляются нечасто. А здесь они невольно наворачивались при прикосновении к холодному мрамору "расстрельной комнаты".

В Екатеринбурге продолжался фестиваль православной культуры "Царские дни - 2006", рассчитанный на неделю. В этот вечер в конференц-зале храма шел показ фильмов в рамках кинофестиваля "Ласточки России", литературно-музыкальная программа "Последний царь". Но многие паломники предпочли расположиться на зеленых склонах у подножия величественного храма и любоваться закатом, окунувшись в вечернюю прохладу.

Кажется, совсем недавно здесь ничего не было, кроме пустыря на месте Ипатьевского дома, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года расстреляли семью последнего русского императора. Ровно десять лет назад мне довелось увидеть на этом месте нехитрую деревянную часовенку. На следующий день - в день памяти святых царственных страстотерпцев - она исчезла. Осталось пепелище. Неким врагам, видно, ее присутствие не давало покоя. Именно тогда детское сердце почувствовало: произошло и происходит действительно что-то очень важное: Позже здесь кто-то сжег деревянный поклонный крест. В феврале 1998-го на пустыре прогремел взрыв: пытались подорвать металлический крест. Говорят, что дом инженера Ипатьева снесли, чтобы он "не смущал горожан". Свердловчане рассказывали, что к нему было тайное паломничество: на стенах снова и снова проступали пятна крови. И ничем их закрасить не могли ...

Уже несколько лет здесь стоит небольшой покаянный крест со словами "Склонись, Россия, на колени, к подножью Царского Креста". Рядом - аккуратная деревянная часовня во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Ежегодно я непременно приезжала на это место. Сердце - еще не паломницы, а путешественницы - здесь часто находило покой. На этот раз, несмотря на сотни людей вокруг храма, в часовне почему-то никого не оказалось. Наверное, вот так же, как я, стояли здесь в уголке перед образом святой семьи разные люди, прислонившись лбом к теплой поверхности иконы. С верой и надеждой ждали утешения. А позже оставляли свои кольца в знак благодарности за помощь...

Город погружался в сумерки, а белоснежный храм светился. В половине двенадцатого ночи молящиеся собрались в верхнем приделе. Божественную литургию служили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и иерарх Иерусалимской Православной церкви митрополит Вострский Тимофей, присутствовало около пятидесяти священников. Торжественно звучали праздничные песнопения в честь царственных страстотерпцев. В эту ночь причастились Святых Христовых Тайн несколько тысяч человек.

Царским путем - на Ганину яму

В пять часов утра начался пеший крестный ход от храма на Крови в монастырь в честь святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма. Эта обитель была возведена по благословению Святейшего Патриарха на месте уничтожения останков святых царственных мучеников.

Город тонул в густом тумане. Что-то очень плотное и серое нависало над паломниками, даже очертания многоэтажек были едва различимы. "Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!" - звучало над колонной богомольцев от всего сердца в такт их шагам и дыханию. Путь предстоял неблизкий - 23 километра. Но с верой в помощь Божию никакие трудности были не страшны. Скорее, было ощущение некой полноты бытия и душевной легкости. "Христос Воскресе!" - хотелось крикнуть тем, кто в это утро суетливо спешил на работу. Горожане кто с любопытством, кто с удивлением, кто с участием глядели на многотысячный поток народа, льющийся с молитвенным пением по мостовой и тротуару, перекрывая движение транспорту.

Туман рассеялся, стало светло и по-утреннему свежо. Часов в семь паломники вышли в пригород Екатеринбурга. Этим путем убийцы везли в грузовике Помазанника Божия и членов его семьи. А мы через 88 лет после этого шли следом. Молились о спасении страны, о благополучии родных и близких, просили что кому потребно. И каждый знал: святые слышат каждое слово...

Ноги приятно гудели, но паломники шли быстро, не сбивая шага, летели как на крыльях. Впереди несли иконы и частицу Животворящего Креста Господня, доставленную прямо из Иерусалима. Люди несли иконы и на груди: кто на шнурке, а кто - на ремне через плечо. Не было ни жары, ни ветерка, ни комарика. Лесную тишину нарушали лишь щебет утренних пташек и молитва взрослых, стариков и детей.

Не выразить словами, как это было прекрасно: идти с православными братьями и сестрами, дышать воздухом Родины и верить в помощь Божью. Сразу вспомнилось, сколько крестных ходов идут ежегодно по России. Великорецкий крестный ход в Кировской области на реку Великую в честь Николая Чудотворца, крестные ходы в Дивеево, в Оптину пустынь, в разные города: В нашей епархии богомольцы отправляются от храма в Успенке до тюменской Ильинской церкви на престольный праздник, из Абалакского монастыря с чудотворной иконой Абалакской Божьей Матери в Тобольск: По всей стране совершаются и малые крестные ходы вокруг храмов и монастырей. Не погибнет Россия, ведь нет силы сильнее, чем православная молитва. Молитвами паломников-подвижников освящается Русская земля.

В девять утра к монастырю на Ганиной Яме подошло около двадцати тысяч человек. И вот здесь-то, у цели, захотелось упасть на зеленую траву. Некоторые нашли силы присутствовать на молебне святым царственным страстотерпцам. Первым делом мы дошли до шахты, где серной кислотой и огнем были уничтожены тела мучеников. Посередине широкой ямы - высокий деревянный крест на гранитном основании. Дотянулись лбом до его нижней перекладины: "Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!" Затем обошли по деревянной галерее вокруг самой ямы. Ее пологие склоны - все в белых лилиях. Они такие чистые и непорочные, что не хватило смелости на них любоваться...

Сотни паломников угощались гречневой кашей и чаем, которые на святом месте особенно вкусны. Посещали деревянные церкви-теремки, рубленые без единого гвоздя. Их здесь семь, по числу членов царской семьи: во имя царственных страстотерпцев, Серафима Саровского, Иверской иконы Пресвятой Богородицы, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Державной иконы Божьей Матери и Иова Многострадального. Садишься здесь на ступени какого-нибудь высокого деревянного крыльца - и думается, что никогда бы не встал. Провел бы здесь целую вечность... Все-таки счастливые мы люди - православные!

Но жизнь зовет вниз, на землю, где снова предстоит изо всех сил бороться со своими страстями и преодолевать испытания. Только бы суметь уберечь, не растерять все лучшее, что всколыхнулось в душе... А святые царственные страстотерпцы будут молиться о возрождении и укреплении России и о спасении всех нас, грешных.

С. БЕЛАЯ

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.