У многих сложился стереотип:
если семья многодетная – значит, неблагополучная. «Многодетная семья сталачем - то удивительным, - пишет прот.
Михаил Денисов, - для многих
это символ нищеты и запущенности: голодные, грязные, несчастные дети, предоставленные
сами себе, и родители – бомжи
или пьяницы».
Из своего небольшого педагогического опыта могу сказать, что
отчасти этот стереотип небезоснователен. Для детей одной из таких
семей в нашей школе учебный год
начался 21 сентября. Их родители
мало заботятся об учебниках и
одежде для своих чад, не говоря
уже о воспитании. Сейчас многодетная семья воспринимается как
аномалия в обществе. Хотя еще сто
лет назад не принято было иметь
одного - двух детей. Парадокс? Еще
какой. Возникает вечный русский
вопрос: кто виноват и что делать?
Кто виноват - уже не важно, да и
незачем виновного искать. А вот что
делать? – вопрос, конечно, интересный. Платить по 250 тыс. рублей за
каждого второго ребенка? А поможет
ли это? Богатые в дополнительном
финансировании не нуждаются, а
бедным такая сумма - что мертвому
припарка. Да еще потратить деньги
можно только через три года, когда
инфляция «съест» в лучшем случае
треть так называемого капитала.
В сложившейся ситуации нам
жизненно необходимо возрождать
институт не просто семьи, многодетной семьи. Задачка не из простых.
Сломать этот стереотип архисложно. Действительно, у многодетных семей много проблем. А разве
в неполных семьях, где всего один
родитель, проблем меньше?
Наблюдая за своими учениками
в школе № 29 города Ишима, я
сделала вывод о том, что детям из
многодетных семей не хватает духовности. Когда на уроках заходит
речь о церквях или монастырях,
дети переключают все внимание
на учителя, перестают баловаться,
разговаривать, вытягивают шеи и в
глазах появляется искренний детский
интерес.
Учителя не хотят или действительно слишком заняты, чтобы обращать внимание на проблемы детей
из многодетных семей, оказывать
родителям помощь. Таким ребятам
не достает внимания в школе, не
достает его и дома. Не все многодетные родители считают своим
долгом добросовестно выполнять
свои обязанности. Вот и получается, что воспитывают наших детей
американские кинокомпании своими
боевиками да мультиками про покимонов. Есть еще один воспитатель с
многолетним стажем – улица.
Все это говорит о том, что перед
государством, обществом и прежде
всего перед каждым человеком стоит серьезная проблема – душевное
состояние ребенка из многодетной
семьи. И каждый из нас должен
сделать все возможное для решения
данной проблемы. Ведь если хочешь
сделать что-либо для людей, помоги
прежде всего ближнему своему. И
я буду делать все, что зависит от
меня для своих учеников.
А приходилось ли вам когда-либо
слышать такой вопрос: «Зачем нищету плодить?». Мне всегда хочется
ответить: «Нищета уже давно расплодилась в нашей душе». Люди обнищали духовно, а не материально. Боясь
перспективы провести очередной
отпуск не в Турции, а у колыбели,
многие семьи не рожают второго
или третьего, а то даже и первого
ребенка! Часто семьи соглашаются
с навязанным нам мнением - «не
на что растить еще одного ребенка». А что в 1945 году было на что
растить? Босиком ходили. Младшие
братья носили одни штаны на двоих.
Питались в основном картошкой да
полевым луком. Выросли ведь, причем физически и духовно здоровыми,
крепкими людьми.
Мой папа родился в 1943 году. Деревенские дети послевоенного времени не имели представления о телевизоре и даже электрической лампочке.
Зато с молоком матери они усвоили,
что такое церковь, труд и почитание
старших. Дед мог выпороть сыновей
за то, что они, заигравшись, пробежали мимо пожилого человека и не
поклонились ему. Вот такое уважение
к старикам воспитывалось. А чему мы
сейчас детей учим, как воспитываем?
Раньше, пока ребенок не вычистит
загон для скота, ему не разрешалось
идти гулять, даже если в почистке
нет необходимости. Если родители
сказали, то не было страшнее проступка для ребенка, чем ослушаться.
Все это дисциплинировало, воспитывало характер, закладывало основные
принципы будущей взрослой жизни
ребенка. Такая строгость в первую
очередь необходима самим детям,
все это делалось во благо. Печально,
что все чаще и чаще современные
родители «откупаются» от детей дорогими мобильниками и ноутбуками,
нанимая в няньки Интернет и «аську». У меня есть ученики, которые
испытывают огромные трудности в
общении со сверстниками лишь из-за
того, что их не научили общаться. В
дошкольном возрасте они дружили с
компьютером, со взрослыми передачами по телевизору да общались
по мобильному телефону с мамой во
время ее коротких перебежек с работы к новому папе. Детей таких очень
жалко, помочь можно, но уже сложно,
время упущено. Им по 10-12 лет, а
характер, как известно, формируется
в первые пять лет жизни человека.
Верной оказывается пословица, в которой говорится о том, что детей надо
воспитывать, пока они поперек лавки
лежат. Родительский эгоизм, забота в
первую очередь о себе, а не о потомстве, порождает очень многие пороки.
Откуда берутся малолетние преступники и даже рецидивисты, 13-15-летние
«ночные бабочки», детская агрессия?
Корни всех этих социальных проблем
кроются в семье.
Я как учитель считаю своим
долгом уделять внимание духовному
развитию каждого ученика, обращаться к лучшим сторонам его души,
опираясь на них, развивать их. Недавно даже нарушила должностную
инструкцию. Мы с ребятами читали
текст на английском языке про старинный русский город Суздаль, его
монастыри, храмы. Текст был сложный, понять и прочитать заложенный
в него глубокий смысл было очень
трудно. Обычно я задаю читать и
переводить самостоятельно, но в
этот раз, вопреки инструкции, решила сама перевести текст, расставить
акценты, обеспечить стопроцентное
понимание текста. А после я рассказала о Тобольских церквях, о
Иоанно-Веденском и Абалакском
монастырях. Такой тишины и такого
внимания мне не удавалось добиться
ни на одном уроке, ученики даже
не шевелились. Было слышно, как
они дышат.
Вот мы любим кивать на Америку
и копировать западные нормы жизни, мол у них все лучше. Жизнь там
действительно слаще, мне только не
понятно, почему же мы «слизываем»
в основном негатив? Там ведь не
мало и ценностей. Патриотизм, например. Каждый юный американец знает,
что означают звездочки и полоски
на американском флаге. А знают ли
маленькие россияне значение цветов
на нашем флаге?
Но самое главное, что меня привлекает в Америке – это поддержка
демографии и рождаемости в стране.
Нормальным считается иметь троих-пятерых детей в семье. Своими глазами наблюдала, как знакомая американка каждое утро усаживала троих своих
детей в джип, развозила по школам,
в общем занималась детьми по полной программе, при этом успевала
работать и не считала свое потомство
обузой. В очень редкой американской
семье лишь один-два ребенка. Общепринятой общественной нормой является и усыновление. В случае, если
родители хотят еще детей, но не могут
родить, они усыновляют малышей из
Африки, Азии, России и многих других
стран. А у нас многие своих бросают,
не то, что усыновляют.
До революции базой семьи (тогда
почти все семьи были многодетными)
была Церковь. Батюшка, а не телевизор был главным советчиком. Очень
жаль, что все это было утрачено, и
хочется верить, что нынешние попытки восстановить авторитет Церкви
и многодетной семьи увенчаются
успехом.
Е. Шарагина,
учитель английского языка
МОУ СОШ № 29 г. Ишима
|