Икона Божией Матери
Владимирская.
Празднование: 21 мая / 3 июня,
23
июня / 6 июля, 26 августа /
8 сентября.
«Радуйся, Русь Православную возлюбившая;
радуйся, веру истинную в
ней утвердившая… Радуйся,
Молитвеннице наша теплая;
радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от
иконы Твоея милости нам
источающая».
Из акафиста Пресвятой
Богородице в честь иконы
Ее Владимирской.
Неразрывно и навечно
слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери
Владимирской. Сколько раз
спасала Она белокаменную
от врагов! Образ сей связал
собою апостольские времена
и Византию, Русь Киевскую и
Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а
четвертому же не быти». Так
промыслительно образовалось
Московское государство, вобрав в себя мистическую
связь с древними империями,
исторический опыт, традиции
иных православных земель
и народов. Символом единения и преемственности стал
чудотворный образ Владимирской.
Эту удивительную икону трудно
описать словами, ибо все они кажутся
пустыми перед тем взором, который
смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь
и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.
По древнейшему преданию, святой
евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев
на них, Пречистая сказала: «Благодать
Родившегося от Меня и Моя да будет
со святыми иконами». Одна из этих
икон известна нам под именем Владимирская.
До 450 года этот образ Владычицы
пребывал в Иерусалиме, а затем был
перенесен в Константинополь. В первой
половине XII столетия Патриарх Царь-града Лука Хризоверх послал икону
(вместе с другим образом Богородицы,
известным как «Пирогощая») в дар
великому князю Юрию Владимировичу
Долгорукому, который поставил образ
в Вышгородском девичьем монастыре
под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной
великой княгине Ольге. В 1155 году
Вышгород стал уделом князя Андрея,
сына Юрия Долгорукого.
Решив переселиться на родную для
него Суздальскую землю, князь Андрей
без ведома отца взял с собой икону.
В пути непрестанно служил перед нею
молебны. Жители Владимира-на-Клязьме
встретили своего князя с усердием и
радостью; оттуда князь направился было
далее, в град Ростов. Однако, отъехав
от Владимира не более десяти верст,
кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти
дальше. Запрягли свежих, но не пошли и
те. Пораженный, пал князь Андрей пред
иконою и слезно стал молиться. И тогда
явилась ему Богородица со свитком в
руке и повелела оставить образ Свой в
граде Владимире, а на месте же этого
Своего явления - выстроить обитель в
честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире,
и с этого времени — с 1160 года — она
получила наименование Владимирская.
В 1164 году икона сия сопровождала
князя Андрея Боголюбского в поход на
волжских булгар. Перед битвой князь
исповедался и причастился. Пав же пред
образом Богородицы, он воскликнул:
«Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим
князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к
Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые
были разбиты.
После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой.
Во время него на виду у всего русского
войска явлено было чудо: от образа и от
Животворящего Креста забрезжил дивный
свет, озаривший всю местность.
А на другом конце христианского
мира, но точно в тот же день и час,
византийский император Мануил узрел
свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих
недругов-сарацин. По сношении князя
Андрея с императором Второго Рима
1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ
Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.
Много иных чудес было явлено от
чудотворного образа.
В 1395 году Тамерлан с полчищами
татар приблизился к Москве. У народа
христианского оставалась надежда лишь
на помощь Божию. И тогда великий
князь Московский Василий Дмитриевич
повелел принести икону из Владимира
в Москву. Десять дней длился путь
Владычицы с берегов Клязьмы. По
обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки
к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси
землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная
встреча: Крестный ход со всем городским духовенством, семья великого
князя, бояре и простые москвичи вышли
на городские стены на Кучково поле,
встретили и проводили чудотворную до
Успенского собора Кремля.
Было это 26 августа. «Весь град
изыде противу иконы на сретение ею»,
— свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены,
юноши и девы, дети и младенцы, сироты
и вдовицы, от мала до велика, со кресты
и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже
не обрести человека, не плачущася с
воздыхании немолчными и рыданием».
И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения
чудотворной на берегу Москвы-реки
Тамерлану в его шатре явлено было
сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами,
а над ними в несказанном величии, в
сиянии ярких лучей парила Лучезарная
Жена; бесчисленные сонмы Ангелов
с огненными мечами окружали Ее…
Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса.
Созванные им мудрецы, старейшины и
гадальщики татарские, разъяснили, что
виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что
сила Ее неодолима. И тогда Железный
Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.
И татары, и русские поражены были
этим событием. Летописец заключил:
«И бежал Тамерлан, гонимый силою
Пресвятой Девы!»
Благодарные москвичи выстроили на
месте встречи чудотворной 26 августа
1395 года Сретенский монастырь: «да
не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах
Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена
была в кремлевском соборе в честь
Успения Пречистой. Ее благодатной силе
Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского
царевича Мазовши в 1451
году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский
хан Ахмат двинулся на
Москву и дошел уже до
реки Угры в калужских
пределах. Великий князь
Московский Иоанн III поджидал на другом берегу
реки. Внезапно на татар
напал такой сильный и
беспричинный страх, что
Ахмат не решился пойти
на русскую рать и поворотил назад, в степь. В
память этого события в
Москве стал ежегодно совершаться Крестный ход
из Успенского собора в
Сретенский монастырь. А
река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.
В 1521 году казанский
хан Махмет-Гирей повел
на Москву татар казанских
и ногайских. Митрополит
Варлаам и весь народ
усердно молились пред ликом Владимирской. Великий
князь Василий Иванович
едва успел собрать войско,
чтобы встретить татар на
дальнем рубеже, на реке
Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил
к Москве.
В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря
увидела, как сквозь запертые двери
Успенского собора выходят святители,
неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками
ранее святые митрополиты Московские
Петр и Алексий. И еще видела инокиня,
как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам
Хутынский и Сергий Радонежский — и
пали ниц пред образом, моля Пречистую
не покидать собор Успенский и народ
московский. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.
Инокиня поспешила рассказать о
видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться.
А татарам снова привиделось «воинство
великое, доспехами сияющее», и бежали
они от стен города.
Так не единожды Отечество наше
было спасаемо молитвой народной пред
чудотворным образом Владимирской. В
память этих избавлений и установлено
празднование Владимирской иконе: 21
мая — в память спасения Москвы от
нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память
спасения Москвы от нашествия хана
Ахмата в 1480 году; 26 августа — в
память спасения Москвы от нашествия
Тамерлана в 1395 году.
Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства
Московского». Первая такая икона
написана была на исходе Древней
Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым
для церкви Троицы в Никитниках в
Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие
произрастающее из-за кремлевской
стены пышное древо; на ветвях —
медальоны с сонмом русских святых,
а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала
Богоматери» библейские пророки
пишутся с развернутыми свитками,
на коих начертаны слова акафиста,
так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют
Пречистую, моля Ее о заступничестве
за государство Российское.
Тропарь, глас 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную
восприимши, Владычице, чудотворную
Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем
сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит
град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет
вражиих, и спасет души наша, яко
Милосерд.
Надежда ДМИТРИЕВ А, из книги «О Тебе радуется!»
|