"Самое это душевное дело -
на богомолье сходить..."
("Богомолье" Иван Шмелев)
Прошло более шестисот лет с того
времени, как явилась и прославилась
чудотворениями икона святителя Николая
на Вятской земле. Через три года после Куликовской
битвы - в 1383 году - крестьянин
по фамилии Агалаков из селения Крутицы,
что на реке Великой, в густой лесной чаще
заметил необыкновенно яркий свет. Среди
деревьев стоял чудный образ святителя
Николая Чудотворца.
От явленного образа начались исцеления.
Для русских людей вятской земли, измученных
набегами татар, это было великим утешением.
На месте явленной иконы сначала поставили
деревянную часовню, а затем воздвигнули
каменный храм. Селение, выросшее вокруг
него, и сама икона святителя стали называться Великорецкими.
Желая уберечь святыню от посягательств
иноверцев, а так же сделать ее более доступной для поклонения, икону перенесли в город
Хлынов (нынешняя Вятка, бывший Киров).
Жители селения согласились отпустить
чудотворный образ с условием, что раз в
год с крестным ходом ее будут приносить на
прежнее место. С тех пор, уже более 600 лет,
ежегодно совершается по Вятской земле с 3
по 8 июня Великорецкий крестный ход.
Своими впечатлениями участия в нем
поделилась прихожанка Ноябрьского Храма в
честь Архистратига Божия Михаила - Раиса.
Самый протяженный - 150 километров
- из всех ежегодно совершаемых в России,
Великорецкий крестный ход традиционно начинается с Божественной Литургии в Соборе
преподобного Серафима Саровского. Нынче
за иконой Святителя Николая "пешешествовало" более пятнадцати тысяч человек. И не
только православные Кировской области, на
ход стекаются богомольцы со всей России,
зарубежники, как ближайшие, так и дальние.
Здесь можно увидеть и беспечно взирающих
на все младенцев, и подвижников преклонного возраста. Особенность нынешнего хода
-заметное "омоложение". Привлекали внимание мускулистые парни с полным походным
снаряжением, отличавшиеся не только физической крепостью, но и мощным исполнением
акафистов.
Православная Русь богата такими чудными проявлениями всеобъемлющей,
захватывающей дух религиозности, как крестные
ходы. Великорецкий - это "церковь в ребрах",
общность людей, объединенных верой, молитвенным духом, где единым сердцем славят
и воспевают Бога. На намоленных тропах
веками из поколения в поколение шепчут уста
паломников Иисусову молитву, на привалах -
соборно читают акафист святителю Николаю
Чудотворцу. Каждый сам по себе и в то же
время в великом покаянном единении.
Вот и Раиса, пошла одна, а одиночества
совсем не ощущала. Особый настрой взаимовыручки, внимания друг к другу царил во время
всего хода. Все тихо, спокойно, благоговейно.
И только нескончаемые трели вятских соловьев, да густо сдобренный разнотравьем воздух
усиливали ощущенье благодати.
- Господь сводил с теми, - делится паломница, - в ком больше всего нуждалась в
тот момент для укрепления моих немощных
сил. Были бы рядом малодушные слабаки, как
сама, непременно сошла бы с пути, здесь
говорят: сойти с Креста. Крестный ход воспринимается, прежде всего, как восхождение
Христа на Голгофу.
А мысли такие одолевали: зачем пошла? кому это нужно? - особенно, с началом
трудностей второго дня, когда преодолевали пятьдесят километров пути. Тут-то
по-настоящему и ощутила силу молитвы,
молитвы, которая поднимала с очередного
короткого привала сопротивляющееся тело,
выводила в три часа ночи на покрытую
маревом полусонную дорогу. Воистину сила
Господня в немощи совершается.
Условия экстремальные, но настраивали
себя - обратного пути нет. В ходе шествия
соприкасались с подвигом многих людей,
но подвиг каждого - свидетельство того, что
православная Церковь живет, действует в
этом мире. Господь являл себя через крепость
инвалидов-колясочников, участвующих в ходе,
через мужчину, самостоятельно "идущего"
впереди Раисы на костылях. Ноги его не действовали, а висели как плети. Передвигаясь
исключительно за счет мускульной силы рук,
он с Божьей помощью преодолел одну сторону
пути - 90 километров до села Великорецкого,
где исповедовался и причастился.
Много было больных людей... Душа одной
из паломниц отошла в мир иной во время хода,
другую - увезла сопровождающая молитвенников "Скорая помощь". Пожилые, за здоровье
которых опасаются дети, разными ухищрениями участвуют в крестном ходе. Женщине из
Сыктывкара, заверившей дочь с зятем, что
едет лечиться в санаторий, пришлось дать
интервью сыктывкарским телевизионщикам, с
которыми чудесным образом столкнулась во
время очередного привала. Смеясь рассуждала: "Ничего, я чумазая, мои меня не узнают".
"А если узнают?.." - теперь смеялись все
богомольцы...
Шли в сапогах, носках, босиком, бабульки
все больше в кроссовках. Один из самых сложных переходов - бор Медянический, сплошь в
многочисленных ямках, рытвинах, огромных
лужах. На глинистой почве бора ноги расползались в разные стороны, от чего усталость
усиливалась. Бывалый мужичок посоветовал
пройти этот отрезок пути босиком. Налипшая
на ноги глина образует подобие обуви и снимает зудящую боль в суставах. Дальше идешь
значительно бодрее.
-Да, куда не посмотришь - все белые
платочки, простые-простые лица. - Продолжает Раиса. - Белые платочки, как говорил
преподобный Серафим Саровский, спасут
Россию. Такова их высокая миссия.
В течение дня останавливались в придорожных селениях. И везде оказывали
радушный прием. Помочь богомольцу - святое дело.
Воды с собой много не возьмешь (проходили
такими тропами, по которым сопровождающие
машины МЧС не проедут), поэтому местные
жители на дороге стоят с водой. И не только
с водой! Особо старательный дяденька заварил несколько ведер травяного чая и щедро
радовал им паломников. В поселках, в которых
ход ежегодно останавливается на ночлег,
люди готовят много еды: суп, кашу, салаты.
На территории храмов всех кормят борщом,
сваренным с молитвой.
В Мургино ко мне подошла местная
жительница, - рассказывает Раиса, - пригласила на ночлег. Встретили меня как самого
дорого гостя. Остальные ночевали в клубе. Я
разговариваю с гостеприимными хозяевами,
а душа тянется к "нашим", на Крестный ход.
Сама себе отметила: чудно как-то - "наши",
"свои", а ведь никого конкретно не знаю.
В Великорецкое пришли ближе к вечеру. В
поисках ночлега Раиса с попутчицами попала
сначала в "бомжатник", откуда вновь отправились на поиск пристанища. Тут и встретился
полковник, высматривающий своих родс-
твенников, которые не знали дорогу. Сам
приехал создать маломальский "комфорт"
в заброшенном отчем домишке. Отчаявшись
дождаться родных, впустил-таки паломников
переночевать.
Раиса сразу ощутила легкость молитвы, видимо, жил в этом доме праведник.
Прояснилось, что мать полковника великой
подвижницей православной веры была -
Царствие ей Небесное. В начале 90-х, в ту
пору восьмидесятилетняя женщина собрала
приход из односельчан-великоресцев, возродилась совместная молитва, а с ней и Храм
восстанавливать начали. В этом
доме пелись акафисты, каноны
и тропари... Родственники же
хозяина переночевали в "бомжатнике", из которого Господь
вывел наших богомольцев в намоленное место.
- Чем стал этот первый для
меня многодневный Крестный
ход? - ненадолго задумывается
Раиса. - Поняла, Господь даст
тебе все то, что полезно для
твоей души. -Свою волю не
твори, терпи, жди и молись. Все
в руках Господа. И еще ощутила
стыд, видя великое смирение
русских женщин: не суетились,
не метались в поисках лучшего
ночлега, смиренно довольствовались малым. Сухонькая
старушонка легла на коврике
прямо у забора, славя при этом
Бога. Что на это скажет наша
гордыня? Смогли бы мы, как
эта, прошедшая с молитвой
не один десяток километров и
не сошедшая с Креста, сильная
духом женщина. Она знает, что
этого делать нельзя, как не
сошел с Креста Иисус, отдавшись на волю Божию. Терпение,
выдержка, труд и смирение
простых русских людей во имя
славы Божией - наиболее ярко проявились на
вятской земле.
И еще поняла - только с молитвой можно преодолеть при наших многочисленных
болячках расстояние в 160 километров.
Когда молишься, ноги идут ровно, твердо,
уверенно. Как только молиться перестаешь
- начинает водить из стороны в сторону,
отстаешь, суетишься. В молитве совершенно обо всем забываешь. Сын сессию
сдает, возможно, муж болен, не можешь ни
о чем и ни о ком думать, только взываешь
к Господу, как в Херувимской: всякое ныне
житейское отложим попечение. Основная
мысль - выдержать и дойти, а это только с
молитвой. В этом полном подчинении себя
воле Божией - присутствие Господа ощущалось наиболее явно.
- Меня все спрашивают, - делился с нашей
прихожанкой участник хода со стажем, - чего
вы все ходите, что надо-mol Я бы сейчас
ответил им так, как говорят батюшки,
- получаешь великую благодать. Действительно, она на целый же год остается. Год
проходит незаметно, а здесь эти километры
укладываются в наиболее значимые отрезки
твоей жизни - благодать Божия величайшая.
И меняешься очень сильно. Обстругиваешь
здесь себя, обскабливаешь, с кожей сдираешь
мелочность, алчность, греховность, немощи
духовные. Крестный ход - это великая милость Господа к нам, школа молитвы. Мы не
умеем молиться, много суетимся.
Молитва во время Крестного хода необычайно доходчива до Господа. Один старец
сказал: с двух часов ночи до пяти утра - это
"золотая молитва". Не зря Великорецкий крестный ход называется Вятской Пасхой, потому
что происходит величайшее единение небес и
земли. В этой бескрайности полей, лесов, под
необъятным небом особенно остро ощущаешь
свою временность на земле.
На обратном пути богомольцы заходят в
Горохово. Трудно поверить, что совсем недавно здесь было большое село, сейчас же остался только полуразрушенный храм. Над входом
в колокольню просматривается икона Божией
Матери и рядом два образа - Господа и Ангела.
Эти изображения пытались стереть, забелить,
но они снова и снова проявляются.
Самыми тягостными стали для православных богомольцев последние десять
километров пути, десять тысяч метров по
твердому асфальту, по улицам большого
города. Холодом бездушия и пустоты веяло
от стеклянно-бетонированных высоток, шума
проспектов, от непонимания, насмешливых
взглядов прохожих.
И только возле Собора Раиса почувствовала душевное облегчение. Изможденных
богомольцев встречал уже знакомый инвалид
на костылях, его счастливые глаза светились жизнью и теплом.
Ирина Самойлова, фото: Сергея Гусева,
город Ноябрьск
|