ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№07 2007 г.         

Игумен земли русской

Имя преподобного Сергия Радонежского (1320-1392 гг.) известно всякому русскому человеку. Житие его не только выписка из дореволюционного учебника церковной истории, но пример праведника, жизнь которого достойна восхищения и подражания. Это путь великой исторической личности, без которого вся русская история могла пойти по иному пути. Это свет, без которого Русь так и осталась бы во тьме междоусобиц и раздоров, угнетаемая и попираемая всевозможными внешними врагами.

Преподобный Сергий родился около 1320 г. в одном из сел Ростовского княжества, находившемся не очень близко от Ростова. Родители его, Кирилл и Мария, были бояре знатные и богатые, но потом обедневшие, и отличались добродетельной жизнью. Еще до рождения преподобного ряд знамений указал на его особое предназначение. Однажды, когда мать его была в церкви за литургией, он трижды прокричал во чреве ее. Испуганная мать едва не упала на землю, обливаясь слезами. В остальное время беременности она не употребляла ни мяса, ни молока, ни рыбы, а питалась только хлебом и семенами и пила одну воду. Когда младенец родился, вскоре заметили, что он не брал грудь матери, если она питалась мясом, а также ничего не ел в среду и пятницу.

В семь лет Варфоломей (так младенец был назван в крещении) отдан был на обучение книжное вместе с двумя своими братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, а отрок Варфоломей при всем усердии и прилежании плохо. И только по молитвам одного неизвестного старца-черноризца, которого он неслучайно встретил в поле и которому поведал свою скорбь о безуспешности своей в учении, внезапно открылся у отрока смысл к пониманию грамоты. С этого времени прилепился отрок Варфоломей к чтению книг, а несколько позже стал изнурять свое тело постом, проводя часто ночи без сна в молитве, хотя ему не было еще и двенадцати лет.

Вскоре родители преподобного, из-за бедности (вследствие частых монгольских набегов на те места, а также неурожайных лет) и по причине притеснения ростовчан московским князем, переселились в Радонеж. Варфоломей и здесь продолжал прежний подвижнический образ жизни. Он, в отличие от братьев, которые вступили в супружество, многократно просил родителей отпустить его в монашество. Однако родители умоляли отрока хотя бы до их смерти послужить еще им. Послушный своим родителям, Варфо- ломей действительно служил им со всем усердием, пока они не отошли в небесные обители. Перед смертью они оба облеклись в монашеский образ.

После блаженной кончины своих родителей Варфоломей уговорил своего овдовевшего брата Стефана отправиться с ним отыскивать место для пустынножительства.

Долго братья ходили по лесам, наконец, им полюбилось некое глухое место в дремучем лесу, имевшее воду. Сотворив молитву, братья принялись рубить деревья и устроили себе сначала хижину, потом келью и малую церковь. Эта церковь впоследствии (в 1340 г. по благословению митрополита Феогноста) была освящена в честь Живоначальной Троицы и послужила началом знаменитой Троице-Сергиевой Лавры.

Недолго братья жили вместе. Не выдержав уединенной и строгой аскетической жизни, Стефан перешел в Богоявленский монастырь, где впоследствии сделался игуменом. Но младший его брат остался непоколебим в своем намерении. Пригласив некоего духовного старца (игумена Митрофана), Варфоломей принял от него монашеский постриг и новое имя Сергия. Случилось это на двадцать четвертом году его жизни.

Пребывая один, Сергий предался всей душой молитве и иноческим трудам, испытывая страх от зверей и от нападения демонов. Затем стали приходить к преподобному иноки, по одному, по два и по три, и проситься жить с ним. Сергий не соглашался, ссылаясь на трудности пустынной жизни. Однако, видя непреклонность просителей, уступил и дозволил им строить для себя кельи, и сам помогал в строительстве.

Братья ежедневно собирались в церковь и совершали полунощницу, утреню, часы и повечерие; для совершения же литургии приглашали со стороны какого-нибудь священника или игумена. Преподобный Сергий был для всех примером: сам рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, варил пищу для братии, шил обувь и одежду, носил на своих плечах воду из источника в каждую келью. При этом питался он только хлебом и водой.

Через некоторое время стали братья-монахи уговаривать его принять священный сан и стать игуменом обители. Непреклонное смирение и нежелание славы старца уступило усиленным просьбам иноков. Преподобный принял священный сан от епископа Волынского Афанасия в 1356 г.

Приняв на себя управление обителью, игумен Сергий не только поучал братьев словом, но был первым среди них во всяких самых тяжелых и низких трудах, желая быть из всех последним, по учению Христа. Носил он всегда одну и ту же одежду, которая от времени покрылась заплатами и стала смердеть.

Вначале обитель преподобного терпела крайнюю нужду. Иногда не только нечего было есть инокам, но не хватало свеч и ладана, даже вина для совершения литургии. Чаша для Евхаристии в монастыре была из дерева. Известен случай, когда по молитвам преподобного, удрученного ропотом братии по причине нехватки продуктов, в обитель пришел обоз с хлебом и всем необходимым, посланный неким богатым человеком, случайно узнавшем о монастыре. В другой раз по причине удаленности монастыря от воды преподобный умолил Бога, и в том месте появился источник, впоследствии названный его именем.

После этого случая обитель перестала испытывать нужду в чем бы то ни было. Многие зажиточные люди, услышав о добродетелях преподобного, часто начали посещать монастырь, принося все потребное в большом количестве. Видя изобилие в получаемых жертвователями средствах, преподобный Сергий устроил при монастыре странноприимный дом, так что нищие и больные могли получить в нем необходимую помощь.

Своими высокими подвигами святой старец приобрел всеобщее уважение. Всех приходящих к нему за духовным назиданием и советом преподобный принимал с радостью, просвещая скорбные души людей смиренным словом утешения и любви. Сам митрополит Алексий посещал его, пользовался его советами, а когда приблизился к кончине, пожелал иметь его своим преемником. От этого смиренный подвижник отказался.

Великий князь Димитрий Иоаннович Донской не раз посещал обитель преподобного Сергия. Незадолго до Куликовской битвы князь тайно приехал к старцу за благословением и услышал в ответ на свои сомнения: "Победишь супостатов своих". После жесточайшего по тем временам сражения на поле Куликовом (поле покрылось трупами, а река Днепр три дня текла кровью) была одержана победа над полчищами Мамая. На счастливый исход битвы имели осязательное влияние молитвы, благословения и наставления преподобного Сергия (преподобный во время битвы молился в монастыре с братьями и поминал имена новопреставленных воинов, кончину которых он провидел духом). Впоследствии великий князь также приглашал святого быть восприемником своих детей и свидетелем при своем духовном завещании.

Однажды ночью, незадолго до своей кончины, старец удостоился дивного видения: отовсюду к его келье слетелось множество прекрасных птиц, и ему было возвещено от Бога, что сколько он видит птиц, столько же будет у него духовных чад и последователей.

Основав самую знаменитую на Руси обитель, дав ей внутреннее и внешнее благоустройство, насадив в ней семена глубокого благочестия и приготовив достойных себя учеников, преподобный Сергий скончался в 1392 (или в 1397) году около 72 лет от роду. Из преемников его первым и достойнейшим был преподобный Никон, в дни которого обитель много претерпела от полчищ хана Едигея, но вскоре обновлена.

Заслуга преподобного Сергия для русского монашества состояла не только в основании Свято-Троицкой Лавры, но и в устроении его трудами, молитвами и участием множества других обителей, настоятелями которых были в основном его ученики.

Известна великая роль преподобного Сергия в примирении между собой ссорившихся то и дело между собой князей. С этой целью смиренный старец ходил пешком много верст и увещал правителей к миру.

Преподобный Сергий и ныне, по прошествии шести веков, продолжает быть заступником и молитвенником перед Богом за всех, с верою просящих его помощи. В Троице-Сергиеву Лавру стремятся ежегодно тысячи паломников, получая великое утешение в житейских скорбях и духовную помощь по молитвам этого великого святого.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

По книге митр. Макария (Булгакова) "История Русской Церкви" (Книга 3-я).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.