Имя преподобного Сергия Радонежского (1320-1392 гг.) известно всякому русскому человеку. Житие его не только выписка из дореволюционного учебника
церковной истории, но пример праведника, жизнь которого достойна восхищения и подражания. Это путь великой исторической личности, без которого
вся русская история могла пойти по иному пути. Это свет, без которого Русь так и осталась бы во тьме междоусобиц и раздоров, угнетаемая и попираемая
всевозможными внешними врагами.
Преподобный Сергий родился около 1320 г. в одном из сел Ростовского княжества,
находившемся не очень близко от Ростова.
Родители его, Кирилл и Мария, были бояре
знатные и богатые, но потом обедневшие, и
отличались добродетельной жизнью. Еще до рождения преподобного ряд знамений указал
на его особое предназначение. Однажды, когда мать его была в церкви за литургией,
он трижды прокричал во чреве ее. Испуганная
мать едва не упала на землю, обливаясь слезами. В остальное время беременности она не
употребляла ни мяса, ни молока, ни рыбы, а
питалась только хлебом и семенами и пила
одну воду. Когда младенец родился, вскоре
заметили, что он не брал грудь матери, если
она питалась мясом, а также ничего не ел в среду и пятницу.
В семь лет Варфоломей (так младенец
был назван в крещении) отдан был на обучение книжное вместе с двумя своими братьями:
старшим Стефаном и младшим Петром.
Братья его учились успешно, а отрок Варфоломей при всем усердии и прилежании плохо.
И только по молитвам одного неизвестного
старца-черноризца, которого он неслучайно
встретил в поле и которому поведал свою
скорбь о безуспешности своей в учении, внезапно открылся у отрока смысл к пониманию
грамоты. С этого времени прилепился отрок
Варфоломей к чтению книг, а несколько позже
стал изнурять свое тело постом, проводя часто ночи без сна в молитве, хотя ему не было
еще и двенадцати лет.
Вскоре родители преподобного, из-за
бедности (вследствие частых монгольских
набегов на те места, а также неурожайных
лет) и по причине притеснения ростовчан
московским князем, переселились в Радонеж.
Варфоломей и здесь продолжал прежний
подвижнический образ жизни. Он, в отличие
от братьев, которые вступили в супружество,
многократно просил родителей отпустить его
в монашество. Однако родители умоляли
отрока хотя бы до их смерти послужить еще
им. Послушный своим родителям, Варфо-
ломей действительно служил им со всем
усердием, пока они не отошли в небесные
обители. Перед смертью они оба облеклись
в монашеский образ.
После блаженной кончины своих родителей Варфоломей уговорил своего овдовевшего брата Стефана отправиться с ним
отыскивать место для пустынножительства.
Долго братья ходили по лесам, наконец,
им полюбилось некое глухое место в дремучем лесу, имевшее воду. Сотворив молитву,
братья принялись рубить деревья и устроили
себе сначала хижину, потом келью и малую
церковь. Эта церковь впоследствии (в 1340 г. по
благословению митрополита Феогноста) была
освящена в честь Живоначальной Троицы
и послужила началом знаменитой Троице-Сергиевой Лавры.
Недолго братья жили вместе.
Не выдержав уединенной и строгой аскетической жизни, Стефан перешел
в Богоявленский монастырь, где
впоследствии сделался игуменом.
Но младший его брат остался непоколебим в своем намерении. Пригласив некоего духовного старца
(игумена Митрофана), Варфоломей
принял от него монашеский постриг и новое имя Сергия. Случилось это
на двадцать четвертом году его жизни.
Пребывая один, Сергий предался всей душой молитве и иноческим
трудам, испытывая страх от зверей
и от нападения демонов. Затем
стали приходить к преподобному
иноки, по одному, по два и по три,
и проситься жить с ним. Сергий
не соглашался, ссылаясь на трудности пустынной жизни. Однако,
видя непреклонность просителей,
уступил и дозволил им строить
для себя кельи, и сам помогал в строительстве.
Братья ежедневно собирались в церковь
и совершали полунощницу, утреню, часы и
повечерие; для совершения же литургии приглашали со стороны какого-нибудь священника или игумена. Преподобный Сергий был
для всех примером: сам рубил дрова, молол
зерно, пек хлеб, варил пищу для братии, шил
обувь и одежду, носил на своих плечах воду из
источника в каждую келью. При этом питался он только хлебом и водой.
Через некоторое время стали братья-монахи уговаривать его принять священный
сан и стать игуменом обители. Непреклонное
смирение и нежелание славы старца уступило
усиленным просьбам иноков. Преподобный
принял священный сан от епископа Волынского
Афанасия в 1356 г.
Приняв на себя управление обителью, игумен Сергий не только поучал братьев словом,
но был первым среди них во всяких самых
тяжелых и низких трудах, желая быть из всех
последним, по учению Христа. Носил он всегда одну и ту же одежду, которая от времени
покрылась заплатами и стала смердеть.
Вначале обитель преподобного терпела
крайнюю нужду. Иногда не только нечего
было есть инокам, но не хватало свеч и ладана, даже вина для совершения литургии.
Чаша для Евхаристии в монастыре была из
дерева. Известен случай, когда по молитвам
преподобного, удрученного ропотом братии
по причине нехватки продуктов, в обитель
пришел обоз с хлебом и всем необходимым,
посланный неким богатым человеком, случайно узнавшем о монастыре. В другой раз
по причине удаленности монастыря от воды
преподобный умолил Бога, и в том месте
появился источник, впоследствии названный его именем.
После этого случая обитель перестала испытывать нужду в чем бы то ни было. Многие
зажиточные люди, услышав о добродетелях
преподобного, часто начали посещать монастырь, принося все потребное в большом
количестве. Видя изобилие в получаемых
жертвователями средствах, преподобный
Сергий устроил при монастыре странноприимный дом, так что нищие и больные могли
получить в нем необходимую помощь.
Своими высокими подвигами святой
старец приобрел всеобщее уважение. Всех
приходящих к нему за духовным назиданием
и советом преподобный принимал с радостью,
просвещая скорбные души людей смиренным
словом утешения и любви. Сам митрополит
Алексий посещал его, пользовался его советами, а когда приблизился к кончине, пожелал
иметь его своим преемником. От этого смиренный подвижник отказался.
Великий князь Димитрий Иоаннович
Донской не раз посещал обитель преподобного Сергия. Незадолго до Куликовской битвы
князь тайно приехал к старцу за благословением и услышал в ответ на свои сомнения:
"Победишь супостатов своих". После жесточайшего по тем временам сражения на поле
Куликовом (поле покрылось трупами, а река
Днепр три дня текла кровью) была одержана
победа над полчищами Мамая. На счастливый
исход битвы имели осязательное влияние молитвы, благословения и наставления преподобного Сергия (преподобный во время битвы
молился в монастыре с братьями и поминал
имена новопреставленных воинов, кончину
которых он провидел духом). Впоследствии
великий князь также приглашал святого быть
восприемником своих детей и свидетелем при
своем духовном завещании.
Однажды ночью, незадолго до своей
кончины, старец удостоился дивного видения:
отовсюду к его келье слетелось множество
прекрасных птиц, и ему было возвещено от
Бога, что сколько он видит птиц, столько же будет у него духовных чад и последователей.
Основав самую знаменитую на Руси
обитель, дав ей внутреннее и внешнее благоустройство, насадив в ней семена глубокого
благочестия и приготовив достойных себя
учеников, преподобный Сергий скончался в
1392 (или в 1397) году около 72 лет от роду. Из
преемников его первым и достойнейшим был
преподобный Никон, в дни которого обитель
много претерпела от полчищ хана Едигея, но
вскоре обновлена.
Заслуга преподобного Сергия для русского
монашества состояла не только в основании
Свято-Троицкой Лавры, но и в устроении его
трудами, молитвами и участием множества
других обителей, настоятелями которых были
в основном его ученики.
Известна великая роль преподобного Сергия в примирении между собой ссорившихся
то и дело между собой князей. С этой целью
смиренный старец ходил пешком много верст
и увещал правителей к миру.
Преподобный Сергий и ныне, по прошествии шести веков, продолжает быть
заступником и молитвенником перед Богом
за всех, с верою просящих его помощи. В
Троице-Сергиеву Лавру стремятся ежегодно
тысячи паломников, получая великое утешение в житейских скорбях и духовную помощь
по молитвам этого великого святого.
Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!
По книге митр. Макария (Булгакова) "История Русской Церкви" (Книга 3-я).
|