ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№07 2007 г.         

"Забрало Москве, утверждение царствию, всем грешным прибежище..."

Преподобный и Богоносный отец наш Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский и всея России Чудотворец был ближайший и "паче многих возлюбленный" ученик "Великаго Чудотворца всея земли Российския" преподобного Сергия Радонежского.

Предание сохранило для нас известие о том, что преподобный Савва происходил из богатого и знатного, вероятно, боярского, рода, ещё в отрочестве возлюбил чистое и целомудренное житие и, отвергнув суетные прелести мира, пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Жизнь свою преподобный Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития.

Преподобный Сергий лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и такую питал любовь и уважение к ученику своему, что назначил его духовником всей братии монастыря, не исключая и себя. В это же время преподобный Савва стал духовником (вместе с Федором, игуменом московского Симонова монастыря, племянником преп. Сергия Радонежского) семьи Великого Князя Московского Димитрия Донского.

В 1380 году преподобный Сергий Радонежский основал в 40 верстах к северо-западу от Лавры Успенский Дубенский Шавыкин монастырь. Новая обитель была основана по просьбе Великого Князя Московского Димитрия Донского - в честь победы над Мамаем. Игуменом новой обители преподобный Сергий поставил преподобного Савву, "видя совершенство жизни его, и честность нрава, и тихость поведения".

Игуменствовал Преподобный в этой обители около 12 лет, одновременно оставаясь духовником братии Троицкого монастыря и семьи Великого Князя.

В 1392 году преподобный Сергий преставился ко Господу. Вскоре преп. Никон, преемник преп. Сергия в управлении монастырем, желая пребывать в совершенном безмолвии, затвoрился в особой келье. "Братия же, не желая быть без настоятеля, после многих молений возвели на игуменство в великую лавру Блаженного Савву Дубенского". По прошествии шести лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, после чего братия Сергиевой Лавры вновь возвела на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался подвизаться в обители, как и прежде, братским духовником.

В 1398 году по просьбе своего духовного чада князя Юрия, сына Великого Князя Димитрия Донского, преподобный Савва прибыл в Звенигород "посетить его дом и преподать благословение всем домашним", надеясь вскоре вернуться в Троицкую обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить Преподобного, чтобы он "никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в отчине его, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем". Для монастыря была выбрана пустынная гора Сторожи, показавшаяся Преподобному раем - "яко же небесный рай благовонными насажден цветы".

Помолившись и возложив всю надежду на Богоматерь, преподобный Савва поселился на том месте. Вскоре он построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а недалеко от нее - небольшую келью. Скоро слух о его святой жизни привлек к нему многих, искавших безмолвного жития, и Преподобный всех принимал с любовью и был для них образцом смирения и иноческих трудов.

Жизнь преподобного Саввы сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения. В 1399 году Преподобный благословил Звенигородского князя Юрия в поход против волжских булгар. По молитвам святого старца поход был успешным, князь покорил много городов и областей и с великой славой и победой возвратился в свою отчину, как пророчествовал Преподобный.

Благодарный и Благочестивый князь многократно доказывал свою благодарность Преподобному: обитель обнесена деревянной оградой, заново отстроены кельи для братии. Но лучшим памятником трудов преподобного Саввы и благотворительности князя Юрия Дмитриевича остается существующий и поныне благолепный, величественный, обширный каменный храм во имя Рождества Богородицы, построенный в 1404-1405 гг. на месте прежнего деревянного храма и расписанный учениками преподобного иконописца Андрея Рублева.

"Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных: бодрствуя над другими, он еще более, непрестанно и неослабно, бодрствовал над собою". Обитель преп. Саввы, известная более как "Дом Пречистой на Сторожах", расцветала, украшалась и далеко разносилась о ней и о нем добрая слава. Иноки стекались сюда, ища духовного руководства; князья, бояре и народ приходили искать севе утешения в молитве братии, назидания в их жизни, вразумления в мудрых советах настоятеля. "Спасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов на версту от монастыря, и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископал севе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии и со слезами молился Господу".

Чувствуя приближение кончины, Преподобный Савва "призвал к своему смертному ложу Братию, поучал их довольно от Божественных Писаний, убеждал блюсти чистоту телесную и душевную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве", назначил севе преемника - одного из учеников своих по имени Савва. После этого, преподав всем мир и целование, преподобный мирно отошел ко Господу 3 (16) декабря 1407 года.

Тело преподобного Саввы было предано земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, при нем построенной, на правой стороне.

Основанный на горе Стороже монастырь пережил века, неся свет Православия, вселяя надежду на спасение в сердца тысяч и тысяч верующих, обращающихся в молитве к великому игумену Сторожевскому, Звенигородскому Чудотворцу, притекающих к раке его многоцелебных мощей и чтущих его святую память.

Архитектурный ансамбль Саввино- Сторожевского монастыря складывался на протяжении XV-XIX столетий, но постройки разных веков и стилей столь органично дополняют друг друга, что кажутся составляющими единого замысла.

В центре Обители располагается собор в честь Рождества Божией Матери - один из древнейших белокаменных храмов на Московской земле (1404-1405). Возведённый ещё при жизни преподобного Саввы в редком стиле раннемосковского зодчества, он украшает Соборную площадь, невольно приковывая к севе взгляды всех, Обитель. Во второй половине XVI века, после прославления преподобного Саввы на Московском Соборе 1547 года, к собору с юго-восточной стороны был пристроен предел в честь преподобного Саввы.

Первоначально все постройки монастыря (за исключением Рождественского собора) были деревянными. Территория была обнесена деревянным же тыном. В первой половине XVI века на средства Звенигородского князя Юрия Ивановича, сына Великого Князя Московского Ивана III, были построены еще два каменных здания - надвратный храм преп. Сергия Радонежского и братская трапезная. К северу от собора можно увидеть фундаменты этих древних построек, разобранных в середине XVII века в период обновления Обители.

В начале XVII века, в Смутное время, Обитель, как гласит монастырская летопись, была разграблена: "монастырь Пречистый Богородицы и монастырский деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякий монастырския запасы и хлеб забрали, и игумена Исайя с братиею ограбили и огнем жгли". Возрождение монастыря после "литовского разорения" начинает при царе Михаиле Федоровиче и его отце патриархе Филарете, приезжающих на Богомолье в "Дом Пречистыя на Сторожах" и по молитвам преподобного Саввы исцеляющихся от своих недугов.

Середину и вторую половину XVII века - время правления царя Алексея Михайловича - называют "золотым веком русского благочестия". Это время стало "золотым веком" и для Обители преподобного Саввы, усердием государя монастырь быстро залечивает раны, нанесенные ему Смутным временем, и всего за несколько лет становится одним из самых многолюдных, богатых и почитаемых в России. Восстановление и благоукрашение Обители государь начал с древнего Рождественского собора, где под спудом почивали честные мощи основателя монастыря - преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца.

Для создания стенописи и иконостаса Рождественского собора были приглашены лучшие мастера Иконного цеха Оружейной палаты середины XVII века. Из документов известно, что "стенное письмо" в храме и иконы в Москве писались одновременно, одними и теми же мастерами.

Всего за один летний сезон 1649 года дружина расписала "стенным письмом" сам храм и придел преподобного Саввы, создав удивительные по гармоничности, красоте рисунка и цветовому решению "писанные по золоту" фрески. Поскольку собор посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы, основное место в росписях отведено композициям, иллюстрирующим Акафист (торжественное песнопение) Божией Матери и Евангельские события.

Иконостас Рождественского собора представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции и считается одной из последних работ Рублевской школы. Все иконы были облачены в серебряные золоченые басменные оклады, а святые образы украшены венцами с финифтью и драгоценными камнями. Тябла (деревянные балки, на которых крепились иконы) также были украшены временными окладами.

Кроме иконописных, в соборе были произведены и строительные работы. В первую очередь, "поновили" церковные главы собора и придела преп. Саввы: заменили шлемовидные главы на луковичные, позолотили их и установили на большой главе новый крест, резной, золоченый, под короной, который и сейчас венчает храм, пристроили обширную паперть, с юга имевшую второй этаж, соединенный переходом с дворцом царя Алексея Михайловича.

В 1650 году выходит в свет царский указ о начале в монастыре больших строительных работ. Всего за 6 лет - с 1650 по 1656 гг. - вокруг древнего Рождественского собора создастся новый, удивительный по своей красоте и гармоничности архитектурный ансамбль, "каменный град", в котором продуман каждый участок и каждое здание занимает свое, только для него предназначенное место. Территория монастыря полностью перепланируется (частично засыпается овраг, некогда разделявший две вершины горы Сторожи), увеличивается почти вдвое и состоит теперь из двух дворов - парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего ансамбля в целом) остается древняя святыня монастыря - собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимает самую высокую точку рельефа. Все остальные здания, обращенные Фасадами к собору, расположены ниже его по склону холма, в зависимости от их предназначения.

Удивительно точно используя сложный рельеф местности - овраг - зодчие неповторимо оформили парадный вход: Соборная площадь открывается не сразу, и по мере подъема по парадной лестнице, идущей через подклет надвратной Троицкой церкви. В начале лестницы выводит к глухой стене, затем резко поворачивает налево, открывая вид на древнюю святыню - собор Рождества Богородицы.

Троицкая (первоначально Сергиевская) надвратная церковь представляет собой типичный для XVII века шатровый бесстолпный храм. Построена на высоком подклете, где находится широкая лестница - парадный вход в монастырь. Церковь соединялась крытым переходом с Царицыными палатами и являлась домовой церковью царицы. Имеет небольшие размеры и обладает великолепной Акустикой за счет использования голосников.

Царицыны палаты - дворец, построенный в 1652-1654 гг. для первой супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской - можно назвать сооружением уникальным. И не потому, что в монастырях никогда не строили гражданских зданий, тем более - царских дворцов. А потому, что это здание сохранило в севе все неповторимое очарование жилого терема XVII века - старинная форма оконных и дверных проемов, восхитительное белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую. Это одноэтажное здание (в древности имевшее второй деревянный этаж) поставлено налево от главного входа в монастырь на склоне холма, поэтому со стороны крепостной стены имеет подклет, служивший для хозяйственных целей.

Напротив Царицыных палат через соборную площадь находится Дворец царя Алексея Михайловича, являющийся одним из значительных памятников гражданского зодчества середины - конца XVII века. Строился он одновременно с палатами царицы на месте, где прежде были деревянные Братские кельи.

Одновременно с царскими дворцами вдоль юго-восточной стены были поставлены каменные братские корпуса - жилые помещения для монахов, которые неоднократно достраивалось и перестраивалось и при царе Алексее Михайловиче, и при его потомках.

При расширении территории была разобрана старая трапезная XVI века и в северной части монастыря в 1652-1654 гг. была возведена новая трапезная, или Большая Столовая палата - огромное четырехэтажное здание. В 1693 году царевна Софья пристроила к трапезной каменную церковь во имя Преображения Господня, для чего была разобрана так и не достроенная при царе Алексее Михаиловиче церковь св. князя Владимира.

Вплотную к трапезной была поставлена Звонница, Обращенная фасадом на Соборную площадь. В архитектурном ансамбле Звоннице отведено особое место. Она является самым высоким зданием монастыря и делит его территорию на парадную и хозяйственную, организуя внутреннее пространство. Звонница имеет оригинальную четырехъярусную конструкцию, завершающуюся четырьмя каменными с главками шатрами. Во втором ярусе была устроена церковь во имя Св. Троицы (ныне - храм преподобного Сергия чудотворца). Верхние два яруса предназначались для колоколов. Парадный вход на Звонницу вел со стороны соборной площади.

Таким образом, Саввино-Сторожевский монастырь был задуман и создан зодчими XVII века как единый архитектурно-художественный ансамбль, сочетавший в себе необыкновенную живописность с удивительно точным использованием рельефа местности, логически обоснованным размещением храмов, жилых и хозяйственных зданий.

В 1652 году в монастыре произошло величайшее событие - были обретены нетленными честные мощи основателя обители преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Согласно монастырскому преданию, обретению мощей предшествовало чудесное спасение царя во время охоты самим преподобным Саввой: "Государь Алексий Михаилович в одно из своих посещений монастыря (около декабря 1651 года) ходил на охоту в окрестные леса Звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь, оказавшийся безоружным и видя невозможность защититься, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его явлением, зверь бежал от царя. Опрошенный об имени старец отвечал, что его зовут Саввою и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Вернувшись в обитель, Алексий Михайлович спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит отвечал царю, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Савва. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это сам он, велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию". 19 января 1652 года, после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи "преподобного Саввы, игумена Сторожевскаго, Звенигородскаго и всея России чудотворца" были торжественно извлечены из земли Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иосифом и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных Дверей Рождественского собора.

При царе Алексее Михайловиче преподобный Савва Сторожевский был одним из самых известных и почитаемых Русских святых. Об этом говорит издание большим тиражом жития Преподобного (в 1649 г. на Московском Печатном дворе насчитывалось 748 экземпляров), а также количество икон с его изображением в Кремлевском дворце (в государевой Образной палате при Московском Дворце их было 194). Усердие свое к Саввину монастырю царь Алексей Михайлович доказал многочисленными милостями, вкладами и пожертвованиями. При нем обитель была самой Богатой в России. Современники указывают, что только деньгами государь пожертвовал в монастырь 36 000 рублей, не считая средств на строительство. Кроме денежных вкладов, царь Алексий Михайлович даровал монастырю различные угодья и вотчины. Монастырю принадлежало около 20 тысяч крепостных, 200 сел и деревень, огромное количество пахотной земли, богатейшие рыбные ловли, крупнейшие в стране соляные варницы, заводы - кирпичный, железоделательный, стекольный. К обители было приписано 19 монастырей и пустошей со всеми угодьями и крепостными.

При царе Алексее Михайловиче в монастыре создается удивительный по красоте и целостности звучания ансамбль колоколов, включающий в себя знаменитый 35-тонный Большой Благовестник. В 1667-1668 годах, в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отливает самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышан даже в Москве. Являлся уникальным в колокольном литье явлением - это "колокол, настроенный сам в себе". Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Надпись состояла из двух частей, верхние шесть рядов - на церковнославянском языке, нижние три - тайнопись. Известно, что и славянская надпись и тайнопись были составлены лично Государем.

В 1930 году все колокола монастырской звонницы были сняты и отправлены на переплавку. Последним погиб Большой Благовест - в декабре 1941 года, когда линия фронта подошла почти к монастырским стенам. Его не пощадили ни за уникальное звучание, ни за славное прошлое. От него уцелела лишь часть языка, ныне хранящаяся в Обители.

Несмотря на разорение и запустение, вскоре после Октябрьского переворота, намоленность храмов и благодатное прошлое Обители влекло сюда православных. Все, приходящие с верою, телесными очами видели осквернение святынь и разруху, но сердцем чувствовали действие благодати, не оставившей этого святого места. Так монастырь, превращенный сначала в колонию, затем - в санаторий и музей, продолжал молчаливо, но не менее убедительно быть стражем Православия на Звенигородской земле, свидетельствовать о радости во Святом Духе, о величии преподобного Саввы.

Удивительна судьба святых мощей Преподобного в XX веке.

Начнем с того, что честные мощи преподобного Саввы вскрывались дважды - в мае 1918 года и в марте 1919 года - и оказались первыми святыми мощами, вскрытыми (читай - оскверненными) безбожной властью.

1(14) февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4(17) марта (по другим данным - 16 февраля/1 марта) того же года были вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского, а 5 апреля 1919 года в монастырь прибыли представители Советской власти. Они предъявили бумагу, в которой предписывалось взять из монастыря мощи Святого. Как известно из донесения наместника монастыря игумена Ионы, "члены Звенигородского исполкома сами взяли мощи из раки, завернули их в две скатерти и газетную Бумагу, а затем увезли их из монастыря". Судьба мощей преподобного Саввы была неизвестна. Однако главу и часть святых мощей удалось спасти глубоко верующей, благочестивой семье Успенских, тайно хранивших святыню более 50 лет. В 20-е годы Михаил Михайлович Успенский, тогда работник Государственного исторического музея, был вызван на Лубянку. Сотрудник, пригласивший его, кивнув головой на блюдо, накрытое материей, сказал: "Возьмите это блюдо и передайте его в музей, а то, что на блюде - останки преподобного Саввы Сторожевского - поместите куда сочтете нужным". По тону Успенский понял, что говоривший советует спрятать мощи в надежное место. И вот, семья Успенских на несколько десятилетий стала хранителем величайшей святыни. Перед смертью Михаил Михайлович рассказал родным, что однажды ему явился сам Преподобный: "Я не умру, пока не определю мощи. Так сказал мне преподобный Савва". 25 марта 1985 года святыню на хранение приняла единственная действующая тогда в Москве Обитель князя Даниила, а 22 августа 1998 года, в дни празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были возвращены на свое историческое место - на гору Сторожу, под своды древнего Богородице-Рождественского собора. Так чудесным образом Господь во времена воинствующего атеизма сохранил святые мощи Звенигородского чудотворца.

"Даже в самые тяжелые годы испытании наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в Отечестве нашем. Эти молитвы ныне свиваются, и мы являемся свидетелями возобновления монашеской жизни во многих святых обителях и, в частности, в Обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским", - сказал на торжествах 1998 года Святейший Патриарх Алексий.

С этого момента открыта новая страница в Летописи Обители. Ежедневные Богослужения, кропотливый труд, будничные заботы и праздничные хлопоты наполняют жизнь насельников, стремящихся воплотить Евангельские заветы и наставления Преподобного - служить Богу и ближним. При монастыре были открыты Богословские курсы, детский приют, издательский отдел, паломнический центр, братия окормляют военнослужащих и заключённых, к монастырю относятся несколько подворий и приписных храмов. Благодатной радостью наполняются сердца тех, кто с молитвой и смирением несёт послушания в стенах древней Обители.

Стоит сказать об особой роли Саввино-Сторожевского монастыря. Начиная со времени основания, Обитель служит примером тесного и "душеполезного" сотрудничества между Церковью и государством. Преподобный Савва был духовником семьи Великого Князя Московского Димитрия Донского, после наставлял и ободрял его сына - князя Юрия Дмитриевича, молился за него, и тот с великим уважением и благоговением оказывал всяческую поддержку новому монастырю. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена по молитвенному предстательству Преподобного, возвысил монастырь до статуса Лавры и "собственного государева богомолья", расширил и украсил его, часто подолгу пребывал здесь и даже лично пел, и читал на клиросе, укрепляясь и вдохновляясь строгим монастырским житием, он не забывал и о своих царских обязанностях - твердой рукой управлял он Российской Державой. Царевна Софья Алексеевна вместе с братьями Иваном и Петром и царицей Натальей Кирилловной укрывалась на Стороже во время первого Стрелецкого бунта - Хованщины, в благодарность построив в Обители трапезную, Преображенскую церковь. Петр I провел в монастыре детские годы, позже приехал к настоятелю за благословением на Полтавскую баталию, а после победы под Полтавой подарил монастырю колокол, отлитый из пушки, участвовавшей в сражении. Монастырь посещали практически все Российские Императоры вместе с домочадцами. В Обители часто бывали Их Императорские Высочества Генерал - губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович с супругой Великой Княгиней Елисаветой Федоровной, особо почитавшие Звенигородского чудотворца. В 1898 году они преподнесли в дар обители массивную и драгоценную серебряную с позолотой лампаду к святым мощам преподобного Саввы, с нижеследующей вокруг лампады надписью: "Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной в память 14-го мая 1896 г. Святому Молитвеннику о Царях Богоизбранных". После мученической кончины супруга, святая великомученица Елисавета Федоровна, часто посещала монастырь инкогнито. 7 января 2004 года Обитель посетил Президент РФ В.В. Путин.

В 2007 году Обитель готовится отметить 600-летний юбилей преставления преподобного Саввы Сторожевского. Летом 2006 года началась подготовка к торжествам. По благословению Святейшего Патриарха Алексия был создан Организационный комитет и подготовлена программа юбилейных торжеств, ремонтно - восстановительных работ и духовнопросветительских проектов.

Всех, кто имеет возможность посетить Обитель, Братия приглашает принять участие в праздничных мероприятиях.

Брандт И.В., к.п.н.,историк Саввино-Сторожевского монастыря

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.