19 августа святая Православная Церковь отмечает великий и светлый праздник Преображения Господня. Этот праздник
напоминает нам о том, как Господь, преобразившись пред учениками Своими, явил им Свою Божественную
Славу. Будучи в Галилее, Он взошел на гору Фавор, взяв с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Здесь Господь
предался молитве, во время которой произошло чудо! Лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как снег,
и явились два великих ветхозаветных пророка - Моисей и Илия.
Они беседовали с Ним о кончине Его в
Иерусалиме. Восхищенный этим чудесным
зрелищем апостол Петр воскликнул: "Господи! Хорошо нам здесь.
Если хочешь, сотворим здесь три сени (палатки): одну - Тебе,
другую - Моисею, третью - Илии", - пока он
говорил, светлое облако вдруг осенило их,
и из него послышался голос: "Сей есть Сын
Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте".
Ученики в страхе пали ниц, но Господь коснулся их и сказал:
"встаньте и не бойтесь". И встав, они увидели
одного Христа в обыкновенном Его виде. А
когда они сходили с горы, Господь запретил
им говорить об этом видении, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
Для чего же Господь показал апостолам
небесную славу Свою и светлость Божества
Своего? Для того чтобы и еще после бесчисленных чудес показать им очевиднейшим
образом Божество Свое и Свое единосущие
с Отцом, дабы не поколебались они в вере во
время страданий Его и смерти, но разумели
и поняли, что Он страдал и умирал добровольно за грехи мира. И с дерзновением бы
проповедовали потом, что Он есть истинно
Единородный Сын Божий.
Настоящий праздник имеет и ту особенность, что в этот день приносятся в храм и
освещаются плоды садов наших. Обычай
являться пред Лице Господне с начатками
плодов такой древний, что мы находим его
следы еще в семействе древнего человека. В
православной Греции, откуда вместе с верой
и богослужением перешли к нам и все священные обыкновения, к этому дню поспевает
виноград, почему в молитве и спрашивается
благословение преимущественно для виноградного гроздия. В большей части нашей
страны нет этого плода, но Провидение Божие
благословило ее многими другими плодами,
кои вместо гроздия приносятся в храм для
освещения ("Яблочный Спас").
Но какой плод принесем мы ко Господу от
душ и сердец наших? Плод этот - наше духовное преображение. Оно и есть главный пред-
мет нашей веры, нашей деятельности, нашей
жизни. Ведь, по Писанию, падение рода человеческого состояло как раз в том, что он через
грех исказил в себе образ Божий и спасение
наше, совершаемое силою заслуг Христовых
и благодатию Святаго Духа, состоит не в чем
ином, как в восстановлении в нас этого образа
Божьего, в нашем преображении из чад греха,
проклятья и гнева в чада святыни, любви и
благословения. Исполнение своих обязанностей Богу, Которого мы должны любить более
всего, к ближним нашим, которых мы должны
любить, как самих себя, к самим себе, каковая
любовь выражается в ревностной заботе о
спасении своей души, об очищении себя от
страстей и пороков - вот что может сделать
наше духовное преображение.
Будем просить же в сей день славного
Преображения Господня, чтобы Господь
коснулся лучом Своего Божественного света
сердец наших, подобно тому, как когда-то коснулся Своею благодатию порочного сердца
Марии Египетской и из великой грешницы
соделал ее Святой.
По поучениям протоиерея
Григория Дьяченко
|