ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№7 2006 г.         

"Хочу дожить до совершеннолетия сына ..."


Мы знакомы с этой семьей три года, и все это время постоянно вспоминается мне чья-то мудрая мысль: "Не дай Бог нам вынести все, что мы можем вынести!"

Самое потрясающее, что Ольга, милая русская женщина, мать пятерых детей, не спилась. И, судя по всему, не сопьется.

У Ольги раковая опухоль на почке, временами отнимается нога, тяжело дышать и мучают боли. По личной просьбе священника, в чьем храме она много лет моет полы, ей выписали полис, и доктора провели обследование. Но чтобы получать эффективные лекарства от онкологического заболевания бесплатно, нужно иметь прописку на территории области. Покупать такие препараты за свой счет Ольга не может. Поэтому ей выписывают лекарства дешевые, но не очень эффективные. Да и их-то она выкупает не всегда.

Жизнь Ольги держится на человеческом милосердии. Ей приносят еду, одежду, сообщают обо всех рабочих вакансиях, куда ее могут взять, дарят пятилетнему Артемке, сыну Ольги, игрушки и сладости, помогают организовать встречи с юристами, докторами.

Государство же ее не замечает. Быть гражданином России можно только в том случае, если имеешь прописку на территории этого государства.

Прописки у Ольги нет.

Давным-давно, еще в Советском Союзе, во времена активной пропаганды дружбы народов, Ольга, милая русская девушка из Оренбургской области, вышла замуж за грузинского юношу Нодара. От большой любви у них народилось аж четверо деток: Валентин, Роман, Лилия и Михаил. Потом началась перестройка, проблемы с работой, а муж семью пытался содержать по мере возможности - в общем, ему предложили работу в Тюмени, куда он и переехал со всей семьей. Предполагали квартиру заработать, а на первое время сняли. Была работа, любовь - и тут телеграмма из Грузии: у Нодара серьезно заболели старики-родители, он решил ехать - вроде как на время. И исчез навсегда. Ольга писала, слала телеграммы, пыталась дозвониться - бесполезно. Бросил ли он русскую семью по настоянию родни, погиб ли в каком-то военном конфликте или нелепой дорожной драке - никто не знает. Итог один: Ольга осталась в чужом городе без работы, прописки и с четырьмя детьми, младшему из которых было пять лет.

- Кончился срок аренды квартиры, и нас попросили ее освободить, - рассказывает Ольга. - Всяко пробовала устроиться: и домой ездила, в Оренбургскую область: там тоже - ни работы, ни жилья. Родственники ничего не оставили даже после смерти. Познакомилась с мужчиной по имени Володя. Ему друзья предложили устроиться на работу в "Тюменьлифт". Меня больше всего обрадовало, что нам дали комнату. Мы жили и работали одновременно. В комнате был телефон, сюда же звонили те, кто в лифте застрял. Шли, вытаскивали. И деньги были, хоть и небольшие, и жилье.

Ольга скромничает. Это была не просто работа. От мужчины, не побоявшегося связаться с многодетной мамой, у нее родился еще один ребенок - Артем. В семье он любимчик - младшенький. Так вот, с этим ребенком Ольга ходила открывать застрявшие лифты - и зимой, и ночью, и даже когда сломала руку: раз взяли на себя работу четверых лифтеров, живя в их каптерке, то и заменить их некем. Про это мне рассказали в тюменском храме Симеона Богоприимца, куда Ольга ходит за едой и одеждой.

- Сейчас там рабочих почти нет, и еду не готовят, - сетует Ольга. - А так было хорошо! Нальют нам супа в баночку - и все сытые. Сейчас только хлебом могут помочь, дают по две булки раз в два дня. И вот с работой помогли.

Вообще-то по специальности Ольга строитель, но у нас все вакантные должности на этот счет заняты либо умными людьми, либо близкими друзьями, либо дешевыми таджиками. В одной такой строительной компании Ольге доверили мыть полы в вагончике. Моет полы еще в двух местах, в итоге имеет в месяц 1.400 рублей.

- Сейчас Валентин уже женился, у него ребенок, живет в Увате. Роману 26, работает слесарем, но получает немного. Помогает иногда, но ему и свою семью создавать надо, так что я на него особо не рассчитываю. Лиля умница, окончила техникум в другом городе с отличием, работает там, но там такие нищенские зарплаты! Я тут техничкой в трех местах работаю - получаю столько же, а у нее диплом!. Мише 16 лет, он живет со мной и Артемом. Недавно его в одну мебельную фирму взяли разнорабочим, платят по чуть-чуть. Так-то не взяли бы, но начальник меня пожалел. Миша старается, ему даже позволяют из обрезков, бракованных частей делать мебель для себя. Вот эту полочку маленькую сделал, и вот столик. А с Володей мы расстались: когда из "Тюменьлифта" нас сократили, но пить начал сильно. Я не смогла его остановить, а тут же дети, мне же о них думать надо ...

"Сократили" - тоже мягко сказано. Только вмешательство телевидения прошлой зимой помогло остановить выселение этого семейства на улицу в январе. Лифтерную, где расположены электрощиты четырех домов, город хотел забрать под какие-то свои нужды.

- Слава Богу, все обошлось. Нам только телефон срезали. И работы теперь нет, то есть лифтером я не работаю. Пробовала устроиться куда-то техничкой, дворником - без прописки не берут. Около ларьков убирала в центре города, летом было замечательно, а зимой долго же - два часа, пока лед отдолбишь. А Артемку куда девать? Я его в коляску уложу, шарфом замотаю - и стараюсь побыстрей. Так потом мне отказали в этой работе; говорят, сил нет смотреть, как ребенок мерзнет. Он у меня тогда двустороннее воспаление легких схватил.

Надо сказать, что при всем при этом Артемка не выглядит забитым или униженным. Странно, как Ольге это удается. Мальчишка вполне прилично для своего возраста разговаривает, вежливый, хотя усидеть на месте ему трудно. Мечтает о школе, просто просится туда, уж неизвестно, кто ему так расписал все прелести учебы - в пять лет! Мама берет его с собой, когда идет на работу - а куда деваться? Без прописки и полиса (что взаимосвязано) место в садике не дают.

- Я просила в городской администрации, чтобы нам оформили это помещение как жилое, чтобы мы смогли прописаться - сказали, что нельзя. На очередь на жилье хотели встать - тоже, во-первых, нужна прописка, во-вторых, мне один городской начальник сказал, что реально я смогу что-то получить, когда Артем в армию пойдет.

Кстати, об армии. Соцзащита Ольга отказала во всех видах пособия - в Тюмени ее как бы нет, Ольги то есть. Две милые женщины лично от себя накупили две сумки продуктов, оставили телефоны: мол, если совсем край будет - обращайтесь, а официально мы вам помочь не можем.

Зато когда Роману подошел срок призыва - уж неизвестно как, но военкомат его нашел и повестку прислал: отдай Родине долг (какой?!). Хорошо, военком попался понимающий, нашли статью закона, по которой единственного кормильца многодетной семьи призвать не могут. Дали отсрочку, пока Артемка подрастет. Роман работает в котельной, ежемесячно принося маме и младшим братьям несколько сотен рублей.

- Но сказали, что все равно призовут. Да и Мише уже недолго осталось.

Да, самое интересное, что все дети, включая Артемку, записаны на грузинского папу - официально семья-то не в разводе! Хотя знакомые сообщили, что недавно в Грузии видели Нодара, он там женился второй раз на женщине своей нации, у него другая семья. Никаких проблем с разводом у него не возникло. А у Ольги нет денег даже на госпошлину.

- Паспорт я меняла, когда положено было, так он у меня теперь пустой: ни детей, ни прописки. Зато муж есть, которого нет.

Жилье в лифтерной какая-то комиссия долго осматривала, качая головой: мол, и маленькое, и темное, и излучение от щитов, да и вообще - дети в доме: неровен час, сунут палец или какую-то железку - и можно не заботиться об этой пока еще непьющей, пока еще бьющейся за жизнь женщине и ее детях.

Врачи сказали, что при плохом питании и таком сильном электрическом поле, какое наблюдается в этой квартирке, рак порой и возникает. Но Ольгу это жилье устраивает. Она вообще мало на что жалуется. Вот только нога отнимается все чаще, почка болит все сильнее, а Артемке всего пять лет. Ольга всегда брала ребенка с собой на работу, даже в больницу их увозили вместе - потому что с кем оставить малыша?

От автора:

Мы обращаемся к нашим читателям с просьбой. Если кто-то может - помогите Ольге хотя бы с временной пропиской. Она, конечно, клянется, что, если ее к себе пропишет какая-то бабушка из частного дома, она будет копать ей огород и носить воду. Она и вправду будет это делать, но ей это очень тяжело. А так хочется дожить хотя бы до совершеннолетия младшего сына!

Елена Майсюк

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.