ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№7 2006 г.         

Славянский ход - 2006.

11 июня по 2 июля состоялся третий по счету Славянский ход по Иртышу и Оби, организованный Тобольско-Тюменской епархией. В этом году в нем кроме духовенства участвовало около 200 детей.

Наш собеседник - участник экспедиции, председатель информационно-издательского отдела епархии, иерей Дионисий МАРЧУК:

- Славянский ход - это торжественное миссионерское хождение по нашим великим сибирским рекам далеко на Север, которое в настоящее время сформировалось как пастырская поездка правящего архиерея Тобольско-Тюменской епархии с некоторой частью духовенства и вместе с детьми - учащимися православных гимназий, воскресных и обычных школ. Зачем нужна сама эта поездка? Для того чтобы нести свет веры Христовой в самые отдаленные уголки Сибири. Во-вторых, прославить память наших просветителей Кирилла и Мефодия, которым этот Славянский ход посвящается ежегодно, прославить и наших сибирских просветителей, святителей Иоанна (Максимовича), Филофея (Лещинского) митрополитов Тобольских, и других, кто шел через болота, тайгу вместе с промышленниками, государевыми людьми, расширяя пределы государства Российского. А дети, участвующие в поездке, получают возможность посмотреть свой родной край, Север, прекрасную природу, пообщаться с людьми.

Славянский ход дает людям значительный духовный подъем. Встречают нас с неподдельной радостью, люди имеют возможность пообщаться со священниками, в первую очередь с архиепископом. Владыка всегда с очень большой радостью встречается с людьми, особенно детьми, готов по-отечески наставить, поддержать, что-то посоветовать. К нему обращаются именно с просьбами о духовной поддержке.

В посещаемых населенных пунктах служатся молебны перед привезенными святынями, которых люди ждут целый год. Это особо почитаемый список Абалацкой иконы Божией Матери, икона святителя Иоанна, митрополита Тобольского, с частицами его мощей. В этом году впервые везли икону священномученика Гермогена, епископа Тобольского с частицей недавно обретенных мощей. И ковчег с мощами святых, который был подарен нашей епархии из Греции, со святой горы Афон. Эти святыни, к которым рады были бы приложиться люди, наверное, в любом крупном городе, были доставлены в маленькие, отдаленные поселки, куда даже и <Ракета> рейсовая не всегда заходит.

- Какие моменты поездки вам запомнились больше всего?

- В поселке Тэги, это недалеко от Березово, уже третий год подряд нас встречали две девочки-ханты в национальных костюмах. Нынче угощали сушеной рыбой и северной ягодой. К теплоходу обычно выходит весь поселок. Люди живут, мало что видя, может по телевизору только. А тут - большой теплоход, выходит священство в торжественных ризах, выносят святыни, дети с хоругвями, прекрасно поет хор семинаристов, служится молебен, звучат слова проповеди. Многие просто плачут от избытка чувств.

Конечно, Славянский ход организован благодаря миссионерской энергии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, при непосредственной поддержке губернатора Тюменской области Владимира Владимировича Якушева. Иначе всего этого великолепия могло и не быть.

Очень запомнился и понравился поселок Горки. Он полностью создан в двадцатые или тридцатые годы ссыльными. В основном это были семьи раскулаченных. Расположен он на одной параллели с Мужами, только на другом рукаве Оби. В Горках был заложен храм во имя священномученика Гермогена, епископа Тобольского. Видно, что жизнь в поселке идет нормальная, впечатление, что поселок не в упадке, крепко стоит.

В живописном месте стоит поселок Малый Атлым. В нем есть старинный деревянный храм, который, к сожалению, доведен до такой аварийности, что даже зайти внутрь не удалось. К счастью, правительство округа приняло решение о восстановлении храма. Все-таки настоящей старины у нас на Севере не так уж много.

- Принимает ли кто-то крещение во время этих миссионерских поездок?

- Во время прошлых ходов мы крестили приходящих людей. Нынче из-за напряженной программы не стали этого делать. Тем более что сейчас везде, пусть даже на очень большую территорию есть священники.

Кстати, очень сильное впечатление произвело посещение поселка Березово. Там издалека виден восстановленный храм с золоченым шпилем. Люди встречали нас крестным ходом, затем мы пошли от пристани по деревянным мосткам к храму. Стоял солнечный день, и настроение у всех было особо приподнятое.

Поразил всех Ханты-Мансийск, прежде всего, своим храмовым комплексом в честь Воскресения Христова. Это уникальное сооружение, не знаю, есть ли где-то подобное. Красивейший храм, прекрасная акустика. Перед храмом находится скульптурная группа - Кирилл и Мефодий стоят с Крестом. Из-под их ног вытекает каскадный фонтан. На каждой ступеньке каскада - храм находится на высокой горе - находится скрижаль, где написана одна из заповедей. А с другой стороны храма также две скульптуры. Одна - святителя Иоанна (Максимовича), а другая - Филофея (Лещинского), митрополитов Тобольских. Все это, конечно, производит очень сильное впечатление.

- Скажите, была ли какая-то особая программа для детей?

- В Ханты-Мансийске они посетили картинную галерею, где дети увидели подлинники многих известных мастеров, а в Салехарде для них была организована экскурсия по городу. Для детей из глубинки, да и из Тюмени, было много интересного, необычного. Ведь жизнь на Севере другая.

- Отличался ли нынешний Славянский ход от предыдущих?

- Думаю, особых отличий и не должно быть. Уже отработана определенная схема таких поездок - организация, программа посещений, крестные ходы, молебны, встречи.

Насколько мне известно, первый Славянский ход был организован в 1991 году. Вот он отличался от нынешних экспедиций. Та поездка была больше научная. Из Сургута на нескольких небольших судах отправились на Север ученые, они собирали фольклор, изучали народные промыслы. С ними ехал священник, но одному тяжело было справиться со всеми обязанностями, которые возлагались на него по приезду на места. Представьте, приезжал батюшка в село, где люди не видели священника, может, вообще никогда. Возник вопрос, почему бы широко не поучаствовать в этом Тобольско-Тюменской епархии. Обратились к владыке Димитрию, и вот три года назад по благословению архиепископа с помощью губернатора был организован Славянский ход, который положил начало новой традиции.

- Вы подчеркнули миссионерский характер поездки. А что получают сами священники от участия в Славянском ходе?

- Мы исполняем свой долг. Конечно, священник оставляет на какое-то время свой приход, но мы едем все вместе для того, чтобы засвидетельствовать торжество Истины, донести красоту Православия до людей, которые живут все-таки в отрыве от духовных традиций. Ведь люди в отдаленных поселках предоставлены сами себе. Живут в основном натуральным хозяйством, как кажется. Где-то от безысходности начинают пить, впадают в тоску, а ведь человек не должен никогда терять своего облика и цель в жизни. Когда люди чувствуют благодать Божию, прикасаются к святыням, все равно они меняются. Это видно даже по глазам. Я лично наблюдал, с каким чувством подходят и мужчины, и женщины к иконам. Как слушают. Кто-то даже не может твердо перекреститься, но духовная жажда есть. Человеку нужна опора, поддержка духовная. И видя Славянский ход, он легче пойдет по духовному пути.

- А многие подходят поговорить со священниками?

- Конечно. После молебна подходят, задают вопросы. Даже не обязательно духовного содержания, просто житейские, просят совета, рассказывают, что давно наболело на душе. Многие спрашивают, как устроить ребенка в православную гимназию на пансион. Есть такой в Тобольске, с полным содержанием, и люди, видимо, наслышаны.

- Хочется спросить, почему Православная Церковь не ведет такую активную разъяснительную, рекламную, что ли, работу, как, предположим, различные секты?

- Я убежден, что Церковь рекламировать себя не должна. Это не товар, не бюро каких-то услуг. Церковь - это столп и утверждение Истины.

Говорят: "Невольник - не богомольник". Человека за веревку, связанного, в церковь не поведешь. Мы все-таки живем в атмосфере нашей православной культуры и традиций, и, слава Богу, во всех городах и многих селах сейчас открыты православные храмы.

Нет недостатка и в духовной литературе. Каждый человек может прийти в храм, поговорить со священником касательно своей духовной жизни. Тот, кто всерьез задумывается о своей жизни, обязательно услышит голос Бога - свою совесть, и всегда сможет встать на путь духовного возрождения. Мы знаем из Евангелия, что Царствие Божие приобретается с усилием. Просто так, как хобби, от случая к случаю, шествия к Царствию Божьему не происходит. При этом от человека не требуется ничего сверхъественного, а лишь одно - отложи все злое, люби тех, кто рядом с тобой, наполни свою жизнь благодатью через Таинства, которые Господь оставил нам.

Почему успешно существуют различные религиозные группы, секты? Этот вопрос скорее к нашему государству, к Госдуме, которая принимала закон о свободе сект, оглядываясь на Запад, Совет Европы, американский конгресс. Вообще такой вакханалии сект нет больше нигде в мире. Люди забывают, что Церковь - это не философское течение. Оглушенные атеистической пропагандой, многие не знают истории Церкви, которая существует от апостолов Христа через преемственность Благодати. Этот огонь - от свечи к свече, от лампады к лампаде - дошел до нынешнего дня. Православные приходы есть по всему миру - в Японии, Китае, обеих Кореях, Индии Европе, Северной и Южной Америках, Австралии. Есть приход и в Антарктиде. Однако Православная Церковь не навязывает себя. Активно навязывается, как правило, то, что подавляет сознание, уводит человека от Истины.

Надо знать, что большинство сект, действующих на территории России, возникли в северо-американских штатах еще в XVIII - ХIX веках, когда в Северную Америку из Европы изгонялись религиозные ренегаты. Вот почему сектанты очень не любят говорить об истории происхождения своих сект, а любят себя называть "просто христианами". Хотя Библия, ее каноническое содержание, определено Православной Церковью на первом Вселенском соборе в IV веке, и никакие секты не имеют к этому никакого отношения.

Индифферентность наших сограждан по отношению к религии поражает. Нигде в мире такого безразличного отношения к вере нет. Например, когда мы посещали Израиль, было приятно узнать, что многие наши бывшие сограждане стали посещать православные храмы. Пожив в Израиле, в стране, где доминирующая религия иудаизм, они начинают читать Евангелие, прикасаться к христианским святыням. В большой массе эмигранты из России принимают святое крещение. Многие приходят в храмы просто постоять, пообщаться. Мы были в небольшом монастыре у Галилейского озера на месте города Капернаум, и там нам сказали, что на Пасху в этом году было 350 человек, выходцев из России.

Человек сам душой должен прикоснуться к Истине. Конечно, если ему Истина безразлична, он живет вегетативной жизнью, то легко может втянуться в секту, как в любое греховное дело. Но секта оставляет шрам в душе на всю жизнь. Вместо Бога человек видит некий фантом. Ведь не секрет, что большинство сект создано американскими спецслужбами. Заботятся ли об этом наши спецслужбы, мы не знаем. Но, например, в Москве деятельность "Свидетелей Иеговы" запрещена судом. В Тюмени же они ходят свободно по домам. Почему они в Москве вредные, а в Тюмени нет, я лично не понимаю - организация-то одна.

Есть данные о деятельности организации мормонов, в рядах которой больше 50 процентов - сотрудники спецслужб, разведывательных ведомств.

Мир наш дошел до такого состояния, что человек в вопросах веры может попасть в глубокую яму. Может, дело в том, что долгие годы людям объясняли, что вера - это для простаков, и в ней нет ничего сложного. Хотя на самом деле вопросы религиозные - самые глубокие и сложные из всех, которые могут стоять перед человеком в жизни. Недаром все классические университеты начинались с факультетов теологии. И когда человек считает, что он прекрасно разбирается в вопросах веры, идет, высоко задрав нос, он обязательно попадет в руки комбинаторам.

Людмила Михайлова,
    фото Сергея Русанова

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.