Все начинается с Родины... Среди нравственных качеств человека особое место
занимает любовь к своему Отечеству.
Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает
каждого из нас помнить и чтить традиции
наших дедов и отцов. Ведь Родина – это
и прошлое, и будущее сразу. Это земля
живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы и предания, законы и
уклады, святыни и реликвии.
Одной из таких священных реликвий
является Государственный Герб. Он в
условной форме отображает исторические
традиции своего народа.
Слово «герб» переводится как «наследство». О красоте и богатстве родной земли,
ратных подвигах, народных сказаниях и
легендах рассказывают потомкам старинные
гербы русских городов. Значение имеют не
только изображенные на гербе фигуры, но
и цвет фона. Голубой выражал красоту и
величие, зеленый – изобилие, красный –
мужество и храбрость.
А в словаре В. Даля слово «герб» трактуется как «род щита с изображением знаков,
присвоенных государству». Вот и на гербе
Москвы щит с изображением всадника в
серебряных доспехах и лазоревом плаще.
Привстав на стременах, он вонзает длинное
копье в золотое тело дракона с зелеными
крыльями.
Раньше Москва имела другой герб: тоже
всадник, но не с копьем, а с ловчим соколом на руке. Этот мирный всадник вполне
соответствовал тогдашней Москве, еще не
окрепшей для борьбы с Золотой Ордой.
Воин с копьем, поражающий дракона, как
защитник Земли Русской, появился после битвы московского князя Димитрия Донского с
монголо-татарскими полчищами на Куликовом
поле. В житийной повести Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» читаем: «Русь
вышла снова в степь мериться со зверем
степи. Перед сражением молятся. Читают
«ратям» грамоту Преподобного. Над ставкой
черный стяг великокняжеский с золотым образом Спасителя. Люди надевают чистые рубахи
и в последний раз оружие свое отрагивают.
Строятся. Идут на смерть...»
Единоборство Куликова поля создало
легенду. Димитрий возвратился в Москву
победителем. Служили молебны и панихиды.
Потери были колоссальны. С тех пор по
всей России служатся особенные панихиды
в «Димитриевские субботы» в память о погибших воинах. Значение Куликовской битвы
грандиозно. Было доказано, что мы, мир
европейский, христианский, не рабы, а сила
и самостоятельность.
Воин с копьем и показывает в условной
форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.
Из Византии пришла на Русь христианская
религия, а вместе с ней образы святых. Образ драконоборца святого Георгия как нельзя лучше соответствовал образу защитника
православия. Был он особенно почитаем на
Руси и признан ее покровителем, а также
покровителем нескольких великих строителей
Державы Российской. Имя Георгия во святом
Крещении носили великие князья – Ярослав
Мудрый и Юрий Долгорукий.
Жил святой Георгий во времена гонения христиан и был воином римской армии
императора Диоклетиана. Он мог стать
талантливым полководцем, удивить мир воинскими подвигами. Но принял мученическую
смерть, когда ему не было и 30, а вере не
изменил. Погибнув за Христа, он получил
особую благодатную возможность приходить
на помощь к тем, кто терпит притеснения на
поле битвы за Веру и Отечество. И сейчас
святой Георгий является символом добра,
побеждающего зло, символом воинской доблести. И называть его стали Победоносцем
православного воинства.
Многое пережила и вынесла Русь, но выстояла, потому что помнила и хранила завет
своего равноапостольного князя Владимира,
Крестителя Руси любить, до последней капли
крови защищать Святую веру, жить так, чтобы
был народ не на словах только, но и на деле
народом православным, «Святою Русью».
История Русского государства богата
героями, принесшими свои жизни на алтарь
Отечества, не устрашившимися мучений и
положившими «живот свой за други своя».
Их подвиги стали примером беззаветной
любви православных христиан к Родине,
своим родным и близким. Как святой, герой
всегда чист сердцем, он не думает о себе.
Силу духа, способности он отдает на служение своему народу. Воинами, причисленными
к лику святых, стали Александр Невский и
Димитрий Донской.
Александр Невский в тяжелейший для
Руси период возглавил армию в битве со
шведами и тевтонскими рыцарями. Показал
себя великим полководцем, мудрым политиком, молитвенником и защитником Земли
Русской.
В Куликовской битве, в гуще страшного
сражения гордо развевался стяг Димитрия
Донского. Он демонстрировал воинам, что
с ними их полководец и вся слава Земли
Русской. Есть сведения, что сам Димитрий отдал свою великокняжескую мантию Бренку и
дрался простым воином, был ранен и найден
после тридцативерстного преследования.
В смутное для России время встали с
народным ополчением «за благочестие и
Отечество крепко и мужественно» Кузьма
Минин и Дмитрий Пожарский.
Непримиримым борцом за сохранение
отечественных порядков был А.В. Суворов.
Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за высокие моральные качества русского солдата,
всей русской армии. У Суворова учились
быть смелыми и стойкими, любить книгу и
знания, быть преданными Родине, честными
и верными дружбе, презирать ложь и лесть.
В чем же сила Суворова? Что помогало ему
побеждать? Он умел понимать и уважать
своих подчиненных. «Мне солдат дороже
себя», – говорил он. Суворов умел подшутить, подбодрить в трудную минуту. Ему
принадлежат ставшие крылатыми выражения:
«Смерть бежит от сабли и штыка храброго»,
«Тяжело в ученье, легко в бою», «Чем больше удобств, тем меньше храбрости». Ныне
военные изучают суворовские сражения, на
их примере учатся побеждать «не числом,
а умением». Еще при жизни Суворов стал
легендой. Со своими «чудо – богатырями» не
знал поражений. Его имя и сегодня хранится
в памяти каждого русского человека.
Овеянный славой святой флотоводец адмирал Федор Ушаков не проиграл ни одного
боя, отличался храбростью и готовностью к
самопожертвованию. Матросы беспредельно
любили его и были готовы сражаться до
последнего, веря в своего командира. Он
поощрял инициативность каждого матроса,
постоянно заботился о них, делил с ними
все тяготы морской службы. Это приносило
Ушакову победы, которые он связывал с мужеством и выносливостью своих матросов.
Благодаря мудрому и гибкому руководству
М.И. Кутузова русская армия одержала блестящую победу над Наполеоном. И началось
освобождение народов Европы. Гениальный
полководец был одним из создателей русского
военного искусства. Имя Кутузова вошло в
историю побед, как и достойные имена его
великих предшественников.
Александр Невский, Димитрий Донской,
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов...
Все они беспредельно любили Россию и верили в силы своего народа. Многие их имена
в наградах за мужество и отвагу.
Мужество разнообразно... Листаю страницы «Войны и мира» Л. Толстого. Бегство под
Аустерлицем – страшное и чудовищное. Даже
Кутузов, понимавший обреченность русских
в этом сражении, потрясен. Но вот Андрей
Болконский подхватывает священное древко:
«Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь
батальон побежит за ним. И действительно,
он пробежал один только несколько шагов».
Подвиг князя Андрея не мог изменить хода
битвы. И князь еще накануне думал, что этот
день сражения принесет ему гибель. Но он
не мог поступить иначе: единственный способ избавиться от стыда, от своего личного
позора для него заключался в том, чтобы
остаться честным и мужественным, когда
все бегут. «Со знаменем в руках, впереди
полка» он был «героем, достойным своего
отца и своего Отечества». Знал, что может
погибнуть, но бросился вперед. Вот эта невозможность поступить иначе и называется
мужеством.
Вдумаемся в смысл написанного более
100 лет тому назад письма, впервые опубликованного в Москве в 1893 году в сборнике
«Отеческий завет», и станут более понятны
причины былого величия нашей российской
державы и победоносности ее войска: «Прежде всего, Великому государю служи верой и
правдой, в бою будь тверд, бесстрашен, стой
мужественно против врагов, сам отнюдь в
руки не давайся: бейся храбро, пока на ногах
стоишь... больше всего бойся измены, чтоб
не быть тебе под проклятьем и не погибнуть
навеки: лучше умереть, чем изменить...»
Вот эти заветы и помнил князь Андрей
и не мог отступить в бою, не мог бросить
знамя.
Боевые знамена всегда обладали огромной энергией. Они наполняют сердца воинов
силой, мужеством, вызывают у них желание
достойно выполнить свой долг по защите
Родины. У российских боевых знамен долгая
и славная история. После Крещения Руси на
боевых стягах изображались лики святых,
Богородицы и Спасителя. Вера в святость
знамен на Руси была непоколебимой. Знамена всегда воодушевляли русских воинов в
битвах. Еще Петр ввел в первый воинский
устав слова: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен».
Была установлена особая ответственность
за сохранность знамени. Знаменный взвод,
не уберегший знамя, подлежал расстрелу, а
полк – расформированию.
Мы помним подвиг героев – панфиловцев. Слава о них навечно останется в сердцах благодарных потомков. Их подвиг будет
служить примером мужества и героизма.
Бросаясь со связками гранат под неприятельские танки, они пожертвовали жизнью,
защищая столицу своей державы. Она была
для них как знамя, которое нельзя отдать на
поругание врагу. Разгром войск под Москвой
5 декабря ежедневно отмечается теперь как
День воинской славы. В годы войны родилась
традиция водружения Красных знамен над
освобожденными городами. 30 апреля 1945
года взвилось самое, наверное, легендарное
знамя – знамя Победы над поверженным
фашистским рейхстагом в Берлине. Война с
Германией закончилась фактически в день
святого великомученика Георгия. Маршала,
полководца, выигравшего эту войну, звали
Георгием, как и святого Победоносца. «Отныне и навсегда наша победоносная Красная Армия войдет в мировую историю как
армия-освободительница, овеянная ореолом
немеркнущей славы», – сказал маршал Жуков на параде Победы.
Православие сохранилось в генах нашего
народа. История Отечества, государства и
Церкви тесно связаны между собой. Они
нашли отражение в символике нашего государства, овеянных славою в гербе и флаге.
Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу, ведь под ним
совершено так много подвигов.
Российский патриотизм – явление уникальное, своеобразное. Его по праву можно
назвать патриотизмом высочайшим, настолько
велика, глубока и бескорыстна в нем любовь
к Отечеству. И страна Россия – особая страна. Двуглавый орел еще в гербе Московии
означал, что она пришла на смену Византии,
сделалась «третьим Римом». Противостоять
мировому злу – ее великая миссия. В этом
особое назначение Руси.
Размышляя о славной летописи моего народа, я понимаю, насколько духовный русский
патриотизм.
Сегодня Россия и ее армия переживают,
наверное, не лучшие времена. Но по-прежнему
живут в народе идеи служения Отечеству, а
честь и долг повелевают юношам не прятаться
от военной службы, а отважно сражаться в
армейских рядах с теми, кто поднял руку на законные интересы России. Это хорошо показали
прошлогодние события на Кавказе. Многие
военнослужащие совершили боевые подвиги,
награждены орденами и медалями.
Меня в свое время потряс подвиг рядового
солдата Евгения Родионова. Он погиб в день
своего рождения, когда ему исполнилось 19
лет. Охраняя боевой пост, он был захвачен
в плен боевиками. Жене предложили жизнь,
но надо было снять с себя крест и принять
мусульманство. Юноша отказался. Его жестоко
избивали, в течение трех месяцев подвергали
издевательствам и пыткам. У него было время
подумать, но он прекрасно понимал, что значит
«стать братом» чеченского боевика. Значит,
воевать против своих. Он сделал свой выбор.
Ему отрубили голову. Посмертно юный герой
был награжден орденом Мужества. С болью
в сердце читала я о том, как, приехавший
поклониться его памяти, ветеран Великой
Отечественной войны снял с себя и положил
на могильный камень фронтовую награду – медаль «За отвагу». На могиле Жени надпись на
кресте: «Здесь лежит русский солдат Евгений
Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом
23 мая 1996 года». Его подвиг говорит об
очень важном для нашего времени. Он дает
возможность увидеть, что существует духовный
мир, и этот мир важнее, чем материальный,
что Православная вера сильнее. Подвиг
мученика Евгения просиял в дни всеобщего
духовного опустошения и цинизма как надежда
на возрождение России. Если и сейчас среди
молодого поколения есть такие, как Женя,
наша страна непобедима.
Символы нашего государства – это не
только герб, флаг, гимн, отражающие подвиги
предков, но и созданная ими культура, наша
речь, наш язык, которые мы должны сохранить и передать будущим поколениям.
Людмила РУДА, поселок Харп,
Салехардское благочиние
|