Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского.
село Суерка
|
Село Суерка Упоровского района Ялуторовского благочиния – одно из старейших на юге
Тюменской области. Оно было основано в 1650-1665 гг. Осипом Николаевичем Давыдовым,
прибывшем сюда вместе с первыми переселенцами
из Великого Устюга, по имени которого село еще
называлось Осиповым.
Во второй четверти восемнадцатого столетия в
Суерской слободе свирепствовала моровая язва.
Одному из прихожан в это время явилась Богородица и повелела в Рафаиловском монастыре написать
Смоленскую икону Божией Матери, обещая прекратить бедствия, и в память об избавлении от него
повелела ежегодно носить икону в этот монастырь.
Когда жители Суерки обратились к настоятелю Рафаиловского монастыря, он указал им на затворника
– иеромонаха Макария. Тот согласился исполнить
просьбу, приказав просителям вначале попоститься 6
недель, затем исповедоваться и причаститься Святых
Тайн. По написании икона была принесена в Суерку
и после отслуженного перед нею молебна моровая
язва прекратилась. Во имя этой иконы на берегу
Тобола был воздвигнут каменный двухэтажный храм,
разрушенный в тридцатые годы двадцатого столетия.
Верхний придел его был освящен в честь Смоленской
иконы Божией Матери, а нижний – во имя Афанасия
и Кирилла Александрийских.
Икона была украшена серебряной ризой с позолотой и драгоценными камнями. Благодарные
прихожане не жалели средств, пытаясь хоть как-то
выразить свою признательность за благодатную помощь, исходившую от нее. Даже по числу различных
привесок-подарков иконе можно было видеть, как
много людей, веривших в ее чудесную силу, получали просимое.
У исетского управителя сильно болели глаза. Он
попросил принести чудотворный образ из Суерской
слободы. Когда его просьбу выполнили и перед иконой
отслужили молебен, больной прозрел.
Через некоторое время в Исетском и его окрестностях начался падеж скота. Жители принесли святую воду из Суерки. С молитвой покропили скот,
постройки – падеж прекратился.
Лето 1770 года было засушливое. Весна тоже
началась засухой. Горожане обратились с прошением к епархиальному начальству. На это прошение
преосвященный Варлаам, Архиепископ Тобольский,
наложил следующую резолюцию: «Велеть св. икону
Пресвятой Богородицы по их прошению приносить в
Ялуторовск, но с подобающим благочинием и паче в
трезвости и с постом, а лучше бы в постное время,
когда способнее для народу». На основании этой
резолюции Ялуторовское духовное управление постановило в 1771 году принести икону 14 сентября,
а в будущем приносить ее в первое воскресенье
Петрова поста. В следующем 1772 году, когда святая
икона была поднята из Суерки в девятую пятницу
после Пасхи, пошел сильный дождь, продлившийся
трое суток. От этого дождя хлеба и травы, к радости
жителей, ожили.
С тех пор на девятую пятницу в Суерку собирались тысячи паломников из Ишимского, Петропавловского, Курганского, Тюменского округов, а также
из Тобольска, Омска, Верхотурья.
Путь в Ялуторовск для иконы лежал через многие
села, сохранившиеся на карте Тюменской области
и по сей день, а из Ялуторовска в Суерку ее возвращали через Заводоуковск, иногда бывала она
и в Юрге. Повсюду встречался образ Богородицы
с благоговейным трепетом и почтением, служился
молебен, читался акафист. Находилась икона в пути
от одной до четырех недель, что зависело от усердия
народа и от времени начала сенокоса.
От продолжительного ношения к 13 году XIX
столетия икона повредилась. По распоряжению
Преосвященного Афанасия, чтобы сберечь святыню,
в 1835-1839 годах сделали список, который предполагалось носить по округу. Но люди опечалились,
и Преосвященный отменил свое решение, а также
приказал обновить икону с сохранением всех ее
особенностей. Это было сделано иконописцем из
Туринска. Образ покрыли тонким слоем слюды. С
тех пор традиция возобновилась.
В приходской летописи и человеческой памяти
сохранились многочисленные факты помощи, которую
подавал чудотворный образ Божией Матери людям.
Мальчик, сын татарина одного из здешних поселений, боронил засеянные хлебом пары, сидя в седле,
отец же стоял в стороне. Лошадь, на которой сидел
ребенок, внезапно испугалась чего-то, сбросив его с
седла, поволокла по земле. Старик, почувствовав, что
не в силах помочь, закричал в отчаянии: «Осиповский
Бог, спаси ребенка!» Лошадь стала как вкопанная, а
мальчик оказался цел и невредим. После этот татарин, завидев паломников, идущих в Суерку, старался
давать им деньги, приговаривая: «Это на свечи Богу
Осипову!» Иногда и сам бывал там.
В 1845 или 1846 году в центре Суерской слободы
загорелся дом у крестьянина Абрама Пустозерова,
следом – соседние дома и, наконец, огонь подошел
к дому Якова Вологжанина. Когда на место пожара
принесли многочтимую икону, пожар прекратился.
Переселенец Иван Григорьев Ялуторовского округа
Шатровской волости тяжело болел около девяти недель, но дал обет сходить на поклонение к Суерской
иконе и, выздоровев, сдержал свое обещание 7 июня
1866 года: был отслужен молебен, во время которого
на коленях и со слезами прочитал он акафист. Заявление это было записано в богослужебном журнале
на 56 странице.
Случаев благодатной помощи от иконы в те
годы было записано очень много, но об одном из
них стоит сказать особо. В 1850 году в весеннее,
засушливое время вблизи деревни Шадриной загорелся сосновый лес. Пожар возник за сорок верст, у
села Чимеевского Курганского округа. Огонь пылал
в разных местах на большом пространстве из-за
сильного порывистого ветра. С востока, запада и
севера деревня оказалась окруженной пламенем, а
с юга – Тобол, через который моста не было. Народ
со слезами просил позволить занести святую икону
на место пожара. Лишь только паром с ней отправился вниз по реке, направление ветра сменилось,
а затем он и вовсе утих. Постепенно прекратился
пожар, пламенем которого крестьяне трех волостей
были загнаны под крутояр Тобола. Спаслась и деревня Шадрина. История эта повторилась спустя
полтора века, засушливой весной 2004 года. Когда
в Упоровском районе пожары полыхали то с одной,
то с другой стороны, в деревню Старая Шадрина
пожар вновь пришел со стороны села Чимеево Курганской области. К восемнадцатому мая опасность
оказалась настолько велика, что на его тушение
пришлось бросить все имеющиеся силы службы ГО
и ЧС. Но ветер с запада не давал возможности
погасить огонь. Суерские прихожане обратились с
просьбой к протоиерею Сергию Швалеву, а он – к
Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию.
По благословению Высокопреосвященнейшего Суерская икона, которая сто пятьдесят четыре года назад
спасла Старую Шадрину от пожара, была с молитвой
поднята в Ялуторовске, в Свято-Никольской церкви,
где находилась она со времени закрытия суерского
храма Серафима Саровского. В Ялуторовске служили
молебен – в Шадриной боролись со стихией. Огонь
удалось пустить по двум коридорам: туда, где для
него уже не было пищи. Когда икона прибыла на
место пожара, главная угроза для деревни осталась
позади. Облегченно вздохнули люди, следом на отдых
потянулась усталая техника. Вместе с жителями и
рабочими лесхоза здесь протоиерей Сергий Швалев
и иерей Георгий Санников отслужили молебен, а под
утро, вслед за каплями святой воды на землю пролился тихий, теплый дождь. С тех пор чудотворная
икона Божией Матери осталась в храме преподобного
Серафима Саровского.
Строился он на средства прихожан как кладбищенская церковь и был освящен в 1914 году. В 30-е
годы были высланы и расстреляны два священника,
здесь служивших. Во время Великой Отечественной
войны в церкви хранили зерно. Чудотворную икону
перенесли в Ялуторовск. В 1946 году в село приезжает священник, церковь начинает работать, но в
1964 году начинаются новые гонения. Церковь снова
закрывают. Надо сказать, что восстановление храма
происходило под покровом Пречистой Девы, ведь список иконы, хранившийся в Знаменском кафедральном
соборе, прибыл сюда на девятую пятницу 2000 года
– привез ее иерей Павел Лозовик, начавший к тому
времени работы по восстановлению Суерского храма.
Она была главной свидетельницей и утешительницей,
помощницей и заступницей для православных, стоявших у истоков этого нелегкого дела.
И снова, как прежде, на девятую пятницу в Суерку теперь уже не приходят – приезжают из городов
и сел Тюменской области паломники. По традиции
совершается Крестный ход. Проходит он сейчас по
селу к месту разрушенного двухэтажного каменного
храма, который когда-то был воздвигнут на высоком
берегу Тобола во имя этой иконы. И, как сотни лет
назад, звучат слова молитвы: «Радуйся, Благодатная,
Господь с Тобою. Подаждь ты нам, недостойным, росу
благодати Твоея и яви милосердие Твое...» Она, явившая свое милосердие и простившая нам десятилетия
отступничества, снова с нами. Слава Богу!
Иерей Василий Лапухин, настоятель храма
преподобного Серафима Саровского
с. Суерка
|