ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№06 2009 г.         

Суерская Заступница


Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского.
село Суерка

Село Суерка Упоровского района Ялуторовского благочиния – одно из старейших на юге Тюменской области. Оно было основано в 1650-1665 гг. Осипом Николаевичем Давыдовым, прибывшем сюда вместе с первыми переселенцами из Великого Устюга, по имени которого село еще называлось Осиповым.

Во второй четверти восемнадцатого столетия в Суерской слободе свирепствовала моровая язва. Одному из прихожан в это время явилась Богородица и повелела в Рафаиловском монастыре написать Смоленскую икону Божией Матери, обещая прекратить бедствия, и в память об избавлении от него повелела ежегодно носить икону в этот монастырь. Когда жители Суерки обратились к настоятелю Рафаиловского монастыря, он указал им на затворника – иеромонаха Макария. Тот согласился исполнить просьбу, приказав просителям вначале попоститься 6 недель, затем исповедоваться и причаститься Святых Тайн. По написании икона была принесена в Суерку и после отслуженного перед нею молебна моровая язва прекратилась. Во имя этой иконы на берегу Тобола был воздвигнут каменный двухэтажный храм, разрушенный в тридцатые годы двадцатого столетия. Верхний придел его был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а нижний – во имя Афанасия и Кирилла Александрийских.

Икона была украшена серебряной ризой с позолотой и драгоценными камнями. Благодарные прихожане не жалели средств, пытаясь хоть как-то выразить свою признательность за благодатную помощь, исходившую от нее. Даже по числу различных привесок-подарков иконе можно было видеть, как много людей, веривших в ее чудесную силу, получали просимое.

У исетского управителя сильно болели глаза. Он попросил принести чудотворный образ из Суерской слободы. Когда его просьбу выполнили и перед иконой отслужили молебен, больной прозрел. Через некоторое время в Исетском и его окрестностях начался падеж скота. Жители принесли святую воду из Суерки. С молитвой покропили скот, постройки – падеж прекратился.

Лето 1770 года было засушливое. Весна тоже началась засухой. Горожане обратились с прошением к епархиальному начальству. На это прошение преосвященный Варлаам, Архиепископ Тобольский, наложил следующую резолюцию: «Велеть св. икону Пресвятой Богородицы по их прошению приносить в Ялуторовск, но с подобающим благочинием и паче в трезвости и с постом, а лучше бы в постное время, когда способнее для народу». На основании этой резолюции Ялуторовское духовное управление постановило в 1771 году принести икону 14 сентября, а в будущем приносить ее в первое воскресенье Петрова поста. В следующем 1772 году, когда святая икона была поднята из Суерки в девятую пятницу после Пасхи, пошел сильный дождь, продлившийся трое суток. От этого дождя хлеба и травы, к радости жителей, ожили.

С тех пор на девятую пятницу в Суерку собирались тысячи паломников из Ишимского, Петропавловского, Курганского, Тюменского округов, а также из Тобольска, Омска, Верхотурья.

Путь в Ялуторовск для иконы лежал через многие села, сохранившиеся на карте Тюменской области и по сей день, а из Ялуторовска в Суерку ее возвращали через Заводоуковск, иногда бывала она и в Юрге. Повсюду встречался образ Богородицы с благоговейным трепетом и почтением, служился молебен, читался акафист. Находилась икона в пути от одной до четырех недель, что зависело от усердия народа и от времени начала сенокоса.

От продолжительного ношения к 13 году XIX столетия икона повредилась. По распоряжению Преосвященного Афанасия, чтобы сберечь святыню, в 1835-1839 годах сделали список, который предполагалось носить по округу. Но люди опечалились, и Преосвященный отменил свое решение, а также приказал обновить икону с сохранением всех ее особенностей. Это было сделано иконописцем из Туринска. Образ покрыли тонким слоем слюды. С тех пор традиция возобновилась.

В приходской летописи и человеческой памяти сохранились многочисленные факты помощи, которую подавал чудотворный образ Божией Матери людям. Мальчик, сын татарина одного из здешних поселений, боронил засеянные хлебом пары, сидя в седле, отец же стоял в стороне. Лошадь, на которой сидел ребенок, внезапно испугалась чего-то, сбросив его с седла, поволокла по земле. Старик, почувствовав, что не в силах помочь, закричал в отчаянии: «Осиповский Бог, спаси ребенка!» Лошадь стала как вкопанная, а мальчик оказался цел и невредим. После этот татарин, завидев паломников, идущих в Суерку, старался давать им деньги, приговаривая: «Это на свечи Богу Осипову!» Иногда и сам бывал там.

В 1845 или 1846 году в центре Суерской слободы загорелся дом у крестьянина Абрама Пустозерова, следом – соседние дома и, наконец, огонь подошел к дому Якова Вологжанина. Когда на место пожара принесли многочтимую икону, пожар прекратился. Переселенец Иван Григорьев Ялуторовского округа Шатровской волости тяжело болел около девяти недель, но дал обет сходить на поклонение к Суерской иконе и, выздоровев, сдержал свое обещание 7 июня 1866 года: был отслужен молебен, во время которого на коленях и со слезами прочитал он акафист. Заявление это было записано в богослужебном журнале на 56 странице.

Случаев благодатной помощи от иконы в те годы было записано очень много, но об одном из них стоит сказать особо. В 1850 году в весеннее, засушливое время вблизи деревни Шадриной загорелся сосновый лес. Пожар возник за сорок верст, у села Чимеевского Курганского округа. Огонь пылал в разных местах на большом пространстве из-за сильного порывистого ветра. С востока, запада и севера деревня оказалась окруженной пламенем, а с юга – Тобол, через который моста не было. Народ со слезами просил позволить занести святую икону на место пожара. Лишь только паром с ней отправился вниз по реке, направление ветра сменилось, а затем он и вовсе утих. Постепенно прекратился пожар, пламенем которого крестьяне трех волостей были загнаны под крутояр Тобола. Спаслась и деревня Шадрина. История эта повторилась спустя полтора века, засушливой весной 2004 года. Когда в Упоровском районе пожары полыхали то с одной, то с другой стороны, в деревню Старая Шадрина пожар вновь пришел со стороны села Чимеево Курганской области. К восемнадцатому мая опасность оказалась настолько велика, что на его тушение пришлось бросить все имеющиеся силы службы ГО и ЧС. Но ветер с запада не давал возможности погасить огонь. Суерские прихожане обратились с просьбой к протоиерею Сергию Швалеву, а он – к Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию. По благословению Высокопреосвященнейшего Суерская икона, которая сто пятьдесят четыре года назад спасла Старую Шадрину от пожара, была с молитвой поднята в Ялуторовске, в Свято-Никольской церкви, где находилась она со времени закрытия суерского храма Серафима Саровского. В Ялуторовске служили молебен – в Шадриной боролись со стихией. Огонь удалось пустить по двум коридорам: туда, где для него уже не было пищи. Когда икона прибыла на место пожара, главная угроза для деревни осталась позади. Облегченно вздохнули люди, следом на отдых потянулась усталая техника. Вместе с жителями и рабочими лесхоза здесь протоиерей Сергий Швалев и иерей Георгий Санников отслужили молебен, а под утро, вслед за каплями святой воды на землю пролился тихий, теплый дождь. С тех пор чудотворная икона Божией Матери осталась в храме преподобного Серафима Саровского.

Строился он на средства прихожан как кладбищенская церковь и был освящен в 1914 году. В 30-е годы были высланы и расстреляны два священника, здесь служивших. Во время Великой Отечественной войны в церкви хранили зерно. Чудотворную икону перенесли в Ялуторовск. В 1946 году в село приезжает священник, церковь начинает работать, но в 1964 году начинаются новые гонения. Церковь снова закрывают. Надо сказать, что восстановление храма происходило под покровом Пречистой Девы, ведь список иконы, хранившийся в Знаменском кафедральном соборе, прибыл сюда на девятую пятницу 2000 года – привез ее иерей Павел Лозовик, начавший к тому времени работы по восстановлению Суерского храма. Она была главной свидетельницей и утешительницей, помощницей и заступницей для православных, стоявших у истоков этого нелегкого дела.

И снова, как прежде, на девятую пятницу в Суерку теперь уже не приходят – приезжают из городов и сел Тюменской области паломники. По традиции совершается Крестный ход. Проходит он сейчас по селу к месту разрушенного двухэтажного каменного храма, который когда-то был воздвигнут на высоком берегу Тобола во имя этой иконы. И, как сотни лет назад, звучат слова молитвы: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Подаждь ты нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое...» Она, явившая свое милосердие и простившая нам десятилетия отступничества, снова с нами. Слава Богу!

Иерей Василий Лапухин, настоятель храма
преподобного Серафима Саровского
с. Суерка

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.