В 2009 году на 15 июня приходится
начало Петрова поста (Петровского поста).
Этот пост начинается обычно через неделю
после дня Святой Троицы в понедельник.
Установление Петрова поста
Установление Петрова поста относится к
первым временам Православной Церкви. О
церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу,
а потом поститесь; справедливость требует
и радоваться по принятии даров от Бога, и
поститься после облегчения плоти». Но особенно этот пост утвердился, когда были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и
Риме. 29 июня (по новому стилю – 12 июля)
свершилось освящение константинопольского
храма, и именно с тех пор этот день стал
особенно торжественным и на Востоке и на
Западе. В Православной Церкви утвердилось
приготовление благочестивых христиан к
этому празднику постом и молитвой.
Этот летний пост, который мы часто
называем Петровым, или апостольским,
раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по
примеру святых апостолов, которые, приняв
Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте
и молитве (в труде и в изнурении, часто в
бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2
Кор. II) готовились ко всемирной проповеди
Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой
– они, совершив пост и молитву и возложив
на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По
словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с
верою много придает крепости; ибо научает
великому любомудрию, человека соделывает
Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и
притом постится, немногого требует; а кто
требует немногого, тот не будет сребролюбив;
а кто не сребролюбив, тот любит подавать
милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится,
угашает злые похоти, умилостивляет Бога и
смиряет надменный дух свой. Поэтому-то
апостолы всегда почти постились».
«После продолжительного праздника
Пятидесятницы пост особенно необходим,
чтобы подвигом его очистить нам мысли
и соделаться достойными даров Святого
Духа, – пишет св. Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой
освятил Своим сошествием, обыкновенно
следует всенародный пост, благодетельно
установленный для врачевания души и тела,
и потому требующий, чтобы мы провождали
его с должным благоволением. Ибо мы не
сомневаемся, что после того, как апостолы
исполнились обетованною свыше силой, и
Дух истины вселился в сердца их, между
прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение
и о духовном воздержании, чтобы сердца,
очищаясь постом, делались способнейшими
к принятию благодатных дарований, ...нельзя
сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в
изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего
человека, разрушает внутреннего, и, напротив, разумная душа тем больше очищается,
чем больше умертвляется плоть».
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых
и радостных дней, празднуемых нами в честь
Господа, воскресшего из мертвых и потом
вознесшегося на небеса, и после принятия
дара Святого Духа проходить поприще поста.
Этот обычай необходимо усердно соблюдать
и для того, чтобы в нас пребывали те дары,
которые сообщены ныне Церкви от Бога.
Соделавшись храмами Святого Духа и, более
чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать
никаким вожделениям, не должны служить
никаким порокам, чтобы жилище добродетели
не осквернилось ничем нечестивым.
Петров пост всегда начинается с понедельника, через неделю после Троицы,
поэтому каждый год дата его начала разная.
Зато завершается пост всегда 12-го июля,
в день памяти апостолов Петра и Павла.
Начиная с Петра и Павла, день убывает на
1 час, в народе по этому поводу говорили
«Петр и Павел час убавил».
Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает нас
к этому посту по примеру святых апостолов,
которые по принятии даров Святого Духа,
постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и таким же
образом приготовляли и преемников своих
на то же служение.
Петровский пост – это не только память
о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является
не тот, кто убивает тело, а тот, который
коренится внутри души. Как часто вновь
крещеные люди забывали о любви к Богу и
ближнему и возвращались к прежним грехам.
Пост напоминает о такой опасности. Он не
оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.
Голод, отказ от пищи сами по себе не
являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для
человека, для его нравственности важна
воля. Лишь человек с сильной волей может
побороть в себе тернии зла, пренебречь
собственными эгоистическими желаниями
ради служения Богу и ближнему. Воспитанию
воли и служит пост. В посте человек учится
подчинять свои телесные потребности духу.
Петров пост зависит от того, рано или
поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели
Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29
июня по ст. стилю), если праздник святых
апостолов Петра и Павла будет не в среду и
не в пятницу (в 2001 году пост длится с 11
июня по 11 июля). Самый продолжительный
пост заключает в себе шесть недель, а самый
короткий – неделю и один день.
В честь таких святых во время богослужения совершается великое славословие.
К ним относятся, например, преподобный
Кирилл, игумен Белозерский (22 июня);
святитель Иона, митрополит Московский
(28 июня); апостол Иуда, брат Господень
(2 июля). То же самое справедливо и для
празднования Владимирской иконы Божией
Матери (6 июля).
Что можно есть в Петров пост
Во время Петрова поста устав Церкви
предписывает еженедельно, по три дня – по
понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти
в девятый час после вечерни; в остальные
же дни следует воздерживаться только от
рыбы. В субботние, воскресные дни этого
поста, а также в дни памяти какого-либо
великого святого или дни храмового праздника, также разрешается рыба.
В Петров пост наиболее используемым
продуктом является все-таки зелень. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные
щи, холодную постную окрошку или ботвинью,
а зелень приправ прекрасно разнообразит
постную пищу.
Православие.ru
|