Петровская церковь в деревне Безруковой (селе Безруковском)
Ишимского уезда Тобольской губернии – родине автора «Конька-
горбунка», строилась с 1862 по 1876 гг. и была разрушена в июле
1969 года. Ее первоначальный облик сохранился лишь на гравюре
в журнале «Нива» за 1898 год.
В книге А.К. Ярославцова, первого биографа Ершова, есть цитаты из
двух писем Петра Павловича к родным за 1858 год, когда он, будучи
директором училищ всей Тобольской губернии, совершал длительные инспекторские поездки по бескрайним сибирским просторам и
не пропускал ни одной возможности для посещения Безруковой. В
письме от 22 февраля он сообщал: «Я остановился часа на два на
своей родине, ходил смотреть место, где был комиссарский дом, в
котором я родился. Смотритель училищный, провожавший меня до
Безруковой, хотел посадить около места дерево – на память, а во
время приноса иконы Божией Матери в Безрукову – отслужить на
месте дома молебен…»
И в другом своем письме от 23
ноября он пишет жене следующее:
«Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске.
Это последний город настоящего моего
маршрута, а потом вам, обнять тебя
и милых детей. Из Ишима я выехал в
субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя
вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже с
смотрителем в Безруковой, месте моего
рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с
просьбами о моем содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят
составить приговор – в течение трех
лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их – душ, примерно, до 800),
что в три года составит до 2500 р.с.
Мое дело будет – испросить разрешение
на постройку церкви, доставить план и
помочь по возможности. Смотритель
сказал, что церковь надобно соорудить
во имя преподобного Петра, и крестьяне
согласились. Место для церкви они сами
выбрали то самое, где был комиссарский
дом, то есть именно там, где я родился.
Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том: неужели Господь будет
так милостив, что исполнится давнишнее
мое желание и освятится место моего
рождения и восхвалится имя моего Святого. Недаром же в нынешнем году в
календаре в первый раз упомянуто имя
его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать
от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Все это составило для
меня 22 число одним из приятнейших
дней моей жизни».
Обнаруженное в Тобольском архиве
в апреле 2002 года дело под названием:
«О разрешении крестьянам деревень
Безруковой и Завьяловой выстроить
вновь церковь в деревне Безруковой»
позволило увидеть, как осуществлялись
высказанные в письме намерения писателя по поводу возведения храма на его
родине, а также представить непростую
историю «хождений» крестьян деревень
Безруковой и Завьяловой, вознамерившихся организовать самостоятельный
приход и построить церковь на свои
средства и «доброхотные» пожертвования. Документ включал в себя прошения,
донесения, сопроводительные бумаги
Ершова, указы Тобольской Духовной
консистории и резолюции Тобольского губернского правления, приговоры
Черемшанского волостного правления
и рапорты Ишимского земского суда,
личные прошения крестьян епископу
Феогносту, проект храма и т.д.
Дело началось в феврале 1859 г.,
а завершилось 24 марта 1863 г., открывалось оно прошением статского
советника Петра Ершова епископу Тобольскому и Сибирскому Феогносту:
«Государственные крестьяне Ишимского
округа Черемшанской волости деревень
Безруковой и Завьяловой уполномочили
меня ходатайствовать у Вашего Преосвященства о дозволении построить им
в деревне Безруковой однопрестольную
деревянную на каменном фундаменте
церковь. Представляя при сем два подлинные приговора крестьян упомянутых
деревень, я имею честь покорнейше
просить Ваше Преосвященство о дозволении построить в деревне Безруковой
церковь во имя преподобного отца
Петра Столпника и исповедника, которого память Церковь совершает 22-го
февраля, а для пособия в построении
церкви благоволить снабдить крестьян
деревень Безруковой и Завьяловой
книгою для сбора приношений на все
время до окончательного устройства и
освящения церкви. Статский Советник
П.Ершов. Апреля 4 дня 1859 года».
Из первого «приговора», составленного 27 февраля 1859 года на общем
собрании, стало известным, что в этот
день крестьяне слушали «частное письмо
господина директора училищ Тобольской
губернии Статского Советника и кавалера Петра Павловича Ершова, адресованное к исправляющему должность
штатского смотрителя ишимских училищ
Маршалову, в котором он, господин
статский советник Ершов, вследствие
словесно изъявленного нами в бытность
его в деревне Безруковой искреннего
желания построить в деревне Безруковой церковь принимает на себя по сему
делу ходатайство».
|
А далее крестьяне выносили «суждение», состоящее из 6 пунктов: «1-е.
Что хотя деревня Безрукова, имеющая
262 души мужского пола, принадлежит к
Градо-Ишимской Богоявленской церкви,
а деревня Завьялова, имеющая 237 душ
мужского пола, принадлежит к СелоТоболовской Покровской церкви, однако
же быть может высшему начальству будет благородно дозволить нам составить
из означенных деревень особый независимый приход и построить в деревне
Безруковой однопрестольную деревянную на каменном фундаменте церковь;
2-е. Жертвуем землю, потребную под
сию церковь и под ограду ее; 3-е. Во
имя ли Господне, во славу ли Пречистой
Матери его, или в честь кого-либо из
святых будет она построена, а также
избрание плана и фасада ее – все это
мы предоставляем совершенно на волю
господина Статского Советника Ершова;
4-е. Жертвуем для имеющих быть при
церкви священника и двух причетников
следующие им по закону девяносто десятин земли и обязываемся выстроить
дом для священника; 5-е. На постройку
церкви по числу душ мужского пола
в деревнях Безруковой и Завьяловой,
которых состоит по последней ревизии
499 душ, согласны вносить в течение
трех лет по одному рублю серебром с
каждой души, что составит одну тысячу
четыреста девяносто семь рублей серебром; 6-е. Недостаток этой суммы на постройку церкви мы надеемся восполнить
пожертвованиями доброхотных дателей,
для чего положили просить Его Высокопреосвященство Епископа Тобольского и
Сибирского Феогноста о снабжении нас
книгою для сбора приношений». И далее – подписи.
Второй «приговор» от того же года,
числа и с теми же подписями заключался
в том, чтобы «испросить благословение
на постройку в деревне Безруковой
деревянной на каменном фундаменте
однопрестольной церкви у его Высокопреосвященства Преосвященнейшего
Владыки», а препровождать этот документ крестьяне поручили П.П. Ершову,
так же как и получение книги для «доброхотных дателей».
На заседаниях Тобольской Духовной
консистории и Тобольского губернского
правления было предписано Ишимскому
земскому суду собрать необходимые
для разрешения постройки церкви сведения, что и было сделано ишимским
заседателем Дмитриевым и депутатом
с духовной стороны, священником
Богоявленского собора Иоанном Вишневским. Из них следует, что «место,
где предположено построить в деревне
Безруковой деревянную на каменном
фундаменте церковь, принадлежит крестьянам Илье Петрову и Ефиму Улееву,
у которых находятся на том месте избы,
подлежащие сносу на счет общества по
обязательству, данному им; означенное
место заключает в себе 34 сажени по
поперечнику», кроме того, выделялись
место для кладбища, участки пахотной и
сенокосной земли для причта, определялись условия его содержания и проживания. Однако выявилось одно непредвиденное препятствие: «из числа жителей
деревни Безруковой 58 душ крестьян не желают поступить в предположенный
приход, потому что причислились к СелоТоболовской церкви по добровольному
согласию». Несогласные с решением
общего схода объясняли свой отказ тем, что ими уже были потрачены деньги на
строительство Покровской церкви в селе Тоболовском.
Несмотря на это, деятельность по
созданию нового прихода не прекращалась. Настойчивость проявляли не
только крестьяне, но и их «депутат»
П.П. Ершов. В деле находятся пять документов за 1860 г., написанных его
рукой или с его подписью – о получении книги для записи пожертвований,
о предоставлении на рассмотрение
епархиального начальства проекта храма
и общественных приговоров крестьян
деревень Безруковой и Завьяловой о
постройке церкви и об избрании ими
в церковностроители крестьянина Поликарпа Завьялова, а также расписка
о получении благословенной грамоты от епископа Феогноста.
|
В этом же году Ершов вручил епископу Феогносту крестьянский приговор,
в котором была просьба «по разрешении
постройки церкви» определить во вновь
создаваемый приход священника. Им
становится дьякон градо-Тобольской
Кладбищенской церкви Семи Отроков
Эфесских Николай Агафонов, который
был рукоположен в священника 15 января 1861 года в храме святых Антония
и Феодосия (в 1867 г. этот храм переименован во имя Покрова Пресвятой
Богородицы). Николай Агафонов, первый
священник еще не построенного в 1861
году храма, и дьячок Евгений Буров,
выражая желание прихожан, отправляют
в Ишимское духовное правление рапорт
с просьбой «походатайствовать у Его
Преосвященства разрешения на сооружение каменного храма во имя того же
Св. Петра Столпника». Решение выстроить вместо деревянной церкви каменную
объяснялось сложностями в доставке
леса и «дороговизною онаго».
Благодаря этой переписке в деле сохранилась «храмозданная грамота с фасадом» (прошедшие через руки Ершова и
возвращенные из Безруковой документы
на строительство деревянного храма).
Эта грамота, жалованная епископом Феогностом 16 октября 1860 года, – очень
красивый образец документа середины
ХIХ века на плотной цветной бумаге,
с орнаментом из переплетающихся
стеблей, листьев, соцветий, а также
рельефной сургучной печатью на прозрачной розовой ткани в виде фестона.
Печатный текст грамоты гласил: БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ.
По благодати, дару и власти Всесвятаго и Животворящаго Духа, данной нам
от самого Великаго Архиерея Господа и
Бога нашего Иисуса Христа, чрез Святые Его Апостолы и их Наместники и
Преемники, благословили мы, согласно
прошению жителей деревень Безруковой
и Завьяловой, состоявших в приходах
Градо-Ишимскаго Богоявленского Собора, и Ишимскаго ведомства села Тоболовскаго Покровской церкви, построить
в деревне Безруковой вновь деревянную
на каменном фундаменте церковь во
имя Святаго Петра Столпника, с образованием отдельнаго самостоятельнаго
прихода. Каковая церковь должна быть
заложена по Чиноположению церковному, сооружена и построена во всем
согласно данному плану и фасаду, с
надлежащей прочностию, приличием и
сообразностию во всех частях и принадлежностях. Достовернаго же ради
свидетельства, яко благословили мы
соорудить церковь в селении Безруковском, дана сия грамота, рукою нашею
подписанная и печатию утвержденная,
в богоспасаемом граде Тобольске – в
лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестидесятое, октября в шестнадцатый день
Смиренный Феогност Епископ Тобольский и Сибирский.
Тот же епископ Феогност, шестилетнее правление которого Тобольской
епархией уже заканчивалось (27 сентября 1862 г. он будет переведен во
Псков), вновь благословил безруковцев.
Вторая грамота, а точнее ее рукописный
вариант, отличается от первой лишь
одной фразой: «построить в деревне
Безруковой вновь каменную церковь» и
датой: «в лето от рождества Христова
тысяча восемьсот шестьдесят второе,
месяца июля в семнадцатый день».
Проект деревянного Петровского храма, по которому впоследствии строился
каменный, был разработан в Тобольском
губернском строительном правлении
тридцатипятилетним архитектором Дмитрием Степановичем Черненко, заслуги
которого, как строителя Тобольского
тюремного замка, считались общепризнанными еще в 1856 году. На проекте
начертана резолюция, «дозволяющая»
постройку и заверенная несколькими
лицами, среди которых есть подписи
гражданского губернатора Виноградского
и самого архитектора Д. Черненко, а
над рисунком церкви слова: «Строение
храма по чертежу сему Господь благословит! Феогност Епископ Тобольский и
Сибирский. 1860. Октября 16».
Одноэтажное здание храма в стилевом отношении представляло эклектичное соединение примет так называемого
«русского» стиля, сформировавшегося в
России в 30-50-е гг. ХIХ в. с барочными и классицистическими элементами.
Оно имело «кораблевидный» тип, как
большинство храмов Западной Сибири
ХVIII-ХIХ вв., т.е. было организовано по
продольной оси: притвор с вырастающей
из него восьмигранной колокольней в
виде шатра и классицистическим портиком с двумя колоннами коринфского
ордера соединялся с основным объемом
небольшой трапезной. Основной объем
имел пятиглавое завершение и апсиду с главкой.
При «переводе» деревянного храма
в каменный облик его стал несколько
иным. Храм приобрел некую приземистость и тяжеловесность, но вместе с
тем и особую монументальность. Он
стал очень выразительной доминантой
бескрайней лесостепной равнины, на
которой и расположилось село Безруковское с бизстоящими деревянными
домиками.
Будучи уверены в получении разрешения на строительство каменной
церкви, безруковские крестьяне еще 26
марта 1862 года постановили на общем
собрании иметь подряд на постройку
каменного храма во имя св. Петра
Столпника. Постройку «единогласно
присудили поручить знающему свое
дело подрядчику Сибирского казачьего
войска округа № 4 полка станицы Архангельской отставному казаку Фаддею
Александрову Федорову».
Перед Федоровым были поставлены
условия: сделать кирпич «лучшей доброты, прокаленный по надлежащему,
потпятный»; известь для кладки стен использовать ишимскую, для штукатурки –
екатеринбургскую; заготовить железные
решетки в окна, «сколько таковых будет
назначено по плану», три железные
двери с наружными задвижками, с
прочными петлями и крюками; внутри
с северной и полуденной стороны сделать столярной работы полусветлые со
стеклами двери и выкрасить белилами;
во все окна сделать столярной работы
двойные рамы, выкрасить также белилами на месте и врезать в них стекла;
«самую как снаружи, так и изнутри
церковь обштукатурить»; «для полов и
потолков сосновые балки толщиною не
тоньше 7 вершков в отрубе»; настлать
полы сосновыми плахами «не тоньше
двух вершков»; «представить кровельное
железо и гвозди, сколько на всю церковь
будет потребно»; «водосточные трубы
с воронками красить черною краской»
и т.д. Общество со своей стороны принимало обязательства доставить для
подмостков лес, построить сараи для
хранения всевозможных стройматериалов, извести и пр.
По всей вероятности, летом 1862 г.
началось строительство храма.
Имя П.П. Ершова в документах за
1861-63 гг. уже не упоминается. Но из
книги А.К. Ярославцова известно, что
«заботы об устройстве церкви в селе
Безруково составляли для него одно из
самых отрадных занятий до последних
минут жизни»… «Свое посредничество
для получения от правительства разрешения на сооружение церкви, всякое
пожертвование, даже непосильное, в
пользу церкви он делал охотно и в
возможной тайне: так для покупки некоторых церковных потребностей заложил
он однажды золотую цепочку от часов
своих, о чем сказал жене уже только в
конце своей последней болезни». Рассказывает Ярославцов и трогательную
историю встречи безруковцев с умирающим поэтом: «Ершов уже сильно
изнемогал; он понял, что крестьянам
нужна какая-либо помощь для
отделываемой церкви, а он –
ничем уже помочь не может.
Прослезился Ершов, заплакали
крестьяне, да так и расстались
с ним навсегда».
|
Строительство церкви было
окончательно завершено, по
свидетельству Н.И. Палопеженцева, только в 1876 году,
то есть через семь лет после
смерти Ершова… Но службы
в ней совершались уже с
1866 года, то есть радостная
весть об освящении храма
согревала душу Ершова в
последние его годы жизни
(скончался он в 1869 году).
Здесь крестили, венчали, отпевали несколько поколений
безруковцев и завьяловцев,
имена которых, как и имена
священников, от первого –
отца Николая Агафонова и до
последнего – отца Никифора
Серебрянского, можно видеть
в метрических книгах Петровской церкви с 1866 по 1919
год, хранящихся в Тюменском
архиве.
До середины 1930-х годов в храме
еще проходили службы. После он разделил судьбу тысяч церквей по всей
России. Храм закрыли, разобрав колокольню и превратив его в зерносклад,
а потом и совсем забросили. Он стал
использоваться как каменоломня для
добычи кирпича в хозяйственных нуждах, а летом 1969 года, в столетнюю
годовщину смерти поэта, его подвергли
окончательному разрушению.
Незадолго до этого село получило другое название – «Ершово», что
явилось далеко не самой удачной попыткой напоминания о месте рождения
писателя, потому что, по словам писателя А.И. Васильева, чьи детские годы
прошли в Безрукове, «как бы ни велико
было имя человека, в честь которого
идут на переименование городов, сел,
улиц, оно всегда будет нести меньше
исторической памяти, чем несло прежнее». Ушел топоним, который ценил сам
Ершов, называвший безруковским себя
и своих героев: полковник Безруковский
в «Осенних вечерах», атаман Безрукий
в «Сибирском казаке».
А о самом разрушенном храме, который в ХХ веке уже никто из местных
жителей с Ершовым и не соотносил,
стали вспоминать все реже, и даже
старожилы с большим трудом могли
указать его точное местонахождение. Об
ершовской церкви напомнил Ишимский
краеведческий музей, по инициативе
которого 6 марта 1998 года в селе был
поставлен памятный деревянный крест,
а найденные через четыре года архивные материалы по истории ее возведения и непосредственном участии в этом
самого Ершова заставили интеллигенцию
села и города всерьез задуматься о
восстановлении святыни. Продолжающаяся в этом направлении исследовательская деятельность принесла свои
результаты: были обнаружены остатки
фундамента храма, новые фотографии
церкви середины ХХ века и, наконец,
хоругвь с изображением покровителя
этого храма – Петра Столпника, которая
хранилась у 82-летней жительницы села
Ершово Натальи Федоровны Беловой
почти всю ее жизнь.
Видно, не наступил еще тот момент,
когда на старом фундаменте будет возрожден подлинно народный памятник
нашему замечательному земляку, православному поэту, писателю, педагогу
Петру Павловичу Ершову. Но большое
начинается с малого. На участке, приобретенном в центре села ишимским
Литературным музеем П. П. Ершова, уже
ведется строительство «первой очереди»
будущего музейно-этнографического
комплекса – церкви св. Петра Столпника, пока небольшой деревянной. Средств
у музея не хватает, строительство идет
медленно. Но если затеплится огонек
молитвы – начнется и нравственное возрождение села. И потомки безруковцев,
жертвовавших полтора века назад свои
трудовые рубли на строительство каменного храма, принесут в новую церковь
и чувство покаяния за грехи свои и
родительские и обретут в ней радость
встречи со Христом.
У П.П. Ершова много произведений,
свидетельствующих о его глубоком религиозном чувстве. Они мало известны
широкому читателю, поскольку не переиздавались
в советское время. Среди
них – символичный рассказ
«Чудный храм». Он относится к жанру пасхального
рассказа, распространенного, наряду со святочным,
в литературе XIX века. В
основе его сюжета – чудо,
пережитое героями в день
самого великого христианского праздника. С особой
отчетливостью выражена
здесь очень значимая для
Ершова, человека религиозного мировоззрения, мысль
о том, что храм, так же как
и другие высшие православные ценности, нельзя
разрушить, потому что они
будут продолжать свое незримое существование в вечности.
Рассказ «Чудный храм» – второй в прозаическом цикле «Осенние вечера»,
над которым Ершов работал с начала
50-х гг. XIX в. Впервые он был опубликован в «Живописном сборнике замечательных предметов из наук, искусств,
промышленности и общежития» за 1857
год с подписью «П.Е.». Издатели журнала в своем предисловии писали, что
«Осенние вечера», «содержащие в себе
ряд повестей, рассказанных с редким
талантом», придадут «много занимательности первым выпускам сборника».
После полуторавекового перерыва рассказ переиздан в книге
Т.П.Савченковой «Ишим и литература.
Век XIX» (Ишим, 2004).
(На снимках: Петр Павлович Ершов,
портрет работы художника Н.Г. Маджи,
1850-е гг..; проект деревянного храма в
Безруковой с резолюцией преосвященного Феогноста; автограф П.П. Ершова из
архивного дела; хоругвь с образом святого Петра Столпника из посвященного
ему храма в селе Безруковском.
Татьяна Павловна САВЧЕНКОВА,
кандидат филологических наук,
заместитель директора по научной работе Литературного музея
П.П.Ершова в г. Ишиме
|