ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№06 2008 г.         

Будут ли читать наши дети?


Душа должна трудиться

Я помню из школы уроки литературы. Они были необыкновенные. Я полюбила читать довольно поздно. В средних классах. Думаю, во многом благодаря нашей опытной учительнице литературы – Нине Алексеевне Трифоновой. Именно она сумела разглядеть во мне творческие наклонности и помогла открыть это самой себе. Она научила слышать слово и быть ответственным за то, что произносишь.

Думаю, и ученикам школы № 5 Ханты-Мансийска с учителем литературы и русского языка Н.Н. Берсеневой тоже повезло. Надежда Николаевна убеждена, что живое литературное слово преоб- ражает душу.

- Недавно мы писали с ребятами сочинение, посвященное Году русского языка. Ребята писали о том, что русский язык – самый богатый язык мира, что народ выражает себя полнее и вернее в своем языке, что народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Язык – это богатство народа, его традиции. Не любить свой язык - значит не любить Родину. Еще дети рассуждали о том, что сам язык утрачивается из-за того, что молодежь употребляет сленговые и жаргонные слова. С одной из учениц мы готовили исследовательскую работу. Молодежный сленг в современном мире. Девушка сама пришла к выводу, что сленг, жаргонизмы разрушают язык, а вместе с тем идет и процесс разрушения души.

Дети тонко чувствуют любую фальшь. А наша речь отображает и наше внутреннее состояние. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»… Когда человеку плохо, достаточно одного доброго, хорошего, ласкового слова, но именно это слово оказывается тем лекарством для души, которого не хватает человеку.

Страшно смотреть в пустые глаза детей

Корр.: А что любят читать ваши дети?

- Я в этом году учила ребят 5, 6 и 11 классов. Когда приходила на уроки к пятиклашкам, то сердце сжималось, дети не любят читать, а если и читают, то предпочитают читать ужастики, книжки о ведьмах, колдунах и т.д. Скажете, что в этом плохого? Убеждена, что читаешь, таким и становишься. Дети духовно бедны. Я работаю в школе 17 лет, и таких ребят встретила впервые. «Большие» произведения их пугают. Они просто сидят и перелистывают страницы, даже не понимая, о чем идет речь. Я им говорю о добре, а у них – пустые глаза. Я говорю о том, что нельзя обижать младших, обзываться, что нужно уважать и любить друг друга, а им безразлично. Когда мы читали Тургенева «Муму», детям было смешно, что убили собачку. Только тогда, когда мы стали проходить произведения о войне, дети стали задумываться, как это страшно терять близких, остаться без крова, жить впроголодь…

Шестиклассники, напротив, добрые, чуткие, хорошо слышат слово, реагируют на любую несправедливость. Читают с удовольствием. Хотя не все. Помню, мы обсуждали произведение Валентина Распутина «Уроки французского». Я спросила: «Почему учительница стала играть с учеником на деньги?» Кто-то ответил, что она хотела показать, что так нельзя делать. Были и другие мнения. Учительница хотела помочь мальчику, чтобы он имел возможность выпить кружку молока. Играя на деньги, она поступала плохо, но, с другой стороны... И в сочинениях учеников педагог стала главным героем.

На мой взгляд, очень важно, чтобы ребята увидели в учителе друга, помощника, человека, который может помочь. Моя цель как учителя - разбудить душу. В одном из методических пособий было написано, что слова «сострадание, смирение, милосердие» - устаревшие. На самом деле, многие ребята действительно не знают, что такое «милосердие». И это тоже моя цель - научить детей любви, состраданию, умению думать не только о себе, но и о других, чтобы они умели не только брать, но и отдавать. Ведь в основе любви лежит жертвенность.

У нас идет растление молодежи

Корр.: Это очень трудно, потому что в обществе главенствуют совсем другие нравственные установки...

- В России идет страшное растление молодежи. Порнографические фильмы, общественные установки, что секс – это норма жизни. И вместе с тем звучат мнения, что классику надо убирать из программ, не надо читать Достоевского, Толстого, Пушкина. Мол, время ушло, нужны какие-то современные вещи. Но любовь, дружба, семья – это понятия вне времени. И это главные темы классической литературы.

Я помню, мы читали «Бедную Лизу» Карамзина. Тема первой влюбленности очень близка молодежи. Попользовавшись невинностью героини, молодой человек ее бросил. Я девчонок своих учу всегда: «Самое главное для девушки – целомудрие, это основа семейной жизни».

Как меняются глаза ребят, когда они что-то для себя «открывают». Как непросто им давался Достоевский. И как они полюбили героев «Преступления и наказания».

Корр.: Я помню, как моя дочь плакала, прочитав сцену объяснения в любви Сонечки Мармеладовой с Раскольниковым. Я поняла, что эта сцена оказала огромное влияние на ее мировоззрение. Как важно, на каких примерах ребят воспитывают…

- Когда мы изучали это произведение, я спросила ребят: «Кто выступит в защиту Сонечки?» Сначала таких не было. А потом мы стали говорить о том, что Сонечка считает себя хуже всех созданий на земле, она осознает свое ничтожество, всю низость того, чем занимается. И именно ее любовь и ее вера подняли из духовной грязи Раскольникова. Умение прощать, сострадать, любить необходимо каждому человеку. Разве каждый из нас не хотел бы, чтобы его простили тогда, когда он оступился?

Чтение – это огромный труд

Корр.: Почему дети перестали читать?

- Я часто говорю ребятам, мы читаем для того, чтобы понять мотивы поступков героев, оценить их поведение. И среди множества героев вы обязательно узнаете себя и увидите, хороши ваши поступки или плохи. Литература - это жизнь. Может быть, не столь важно знать какие-то формулировки, важно, чтобы через чтение, книги ребенок научился добру, любви, прощению. Чтение – это огромный труд. Когда человек смотрит развлекательную передачу, ему радостно, весело, думать не надо. Мы смотрели с ребятами фильм «Летят журавли», и одна девочка из 11 класса дала определение увиденному – психологический фильм. Для современной молодежи смотреть такие фильмы тяжело. Классику всегда читать сложно, нельзя прочитать большое произведение на одном дыхании. Настоящий читатель некоторые страницы, абзацы перечитывает по несколько раз, чтобы до конца понять, уяснить для себя что-то очень важное. Почему не читают? Потому что привыкли жить, чтобы было легко, не прикладывая больших усилий. Да и примера нередко дома нет – взрослые перестали читать. Я убеждена, что телевизор, компьютер мозги «затирают». От того, что ребенок сутки играет в компьютерные игры – ума не прибавится. Необходимо прививать любовь к книге, чтению. Научиться читать – значит научиться видеть в жизни не только плохое, но и хорошее, а значит, и мир вокруг станет лучше, светлее.

Классика не учит наживе, лести, блуду, обману. Она мешает жить, идя на поводу своих желаний… Классическая литература обличает. А кому это нравится? Идти по жизни дорогой «узкой», может быть, не так, как все, чрезвычайно трудно.

Светлана Поливанова, г. Ханты-Мансийск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.