Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские братья Кирилл и Мефодий происходили
из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни.
Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин
(Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим. Святой Мефодий
был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи
славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому
языку.
Пробыв там около 10 лет, святой
Мефодий принял затем монашество в
одном из монастырей на горе Олимп.
Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился
вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего
патриарха Константинопольского. Святой
Константин в совершенстве постиг все
науки своего времени и многие языки,
особенно прилежно изучал он творения
святителя Григория Богослова. За свой
ум и выдающиеся познания святой
Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения
святой Константин принял сан иерея и
был назначен хранителем патриаршей
библиотеки при храме святой Софии,
но вскоре покинул столицу и тайно
ушел в монастырь. Разысканный там
и возвращенный в Константинополь,
он был определен учителем философии
в высшей Константинопольской школе.
Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что
ему удалось победить в прениях вождя
еретиков-иконоборцев Анния. После этой
победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой
Троице с сарацинами (мусульманами) и
также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему
святому Мефодию на гору Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Вскоре император вызвал обоих
святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской
проповеди. На пути они остановились
на некоторое время в городе Корсуни,
готовясь к проповеди. Там святые братья
чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского
(память 25 ноября). Там же в Корсуни
святой Константин нашел Евангелие и
Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и
стал учиться у этого человека читать и
говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где
одержали победу в прениях с иудеями и
мусульманами, проповедуя Евангельское
учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого
Климента, вернулись в Константинополь.
Святой Константин остался в столице, а
святой Мефодий получил игуменство в
небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался
прежде.
Вскоре пришли к императору послы
от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с
просьбой прислать в Моравию учителей,
которые могли бы проповедовать на
родном для славян языке. Император
призвал святого Константина и сказал
ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо
лучше тебя никто этого не выполнит».
Святой Константин с постом и молитвой
приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и
учеников Горазда, Климента, Саввы,
Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский
язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие,
Апостол, Псалтирь и избранные службы.
Это было в 863 году.
После завершения перевода святые
братья отправились в Моравию, где
были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском
языке. Это вызвало злобу немецких
епископов, совершавших в моравских
церквах Богослужение на латинском
языке, и они восстали против святых
братьев, утверждая, что Богослужение
может совершаться лишь на одном из
трех языков: еврейском, греческом
или латинском. Святой Константин
отвечал им: «Вы признаете лишь три
языка, достойных того, чтобы славить
на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте
Господеви вся земля, хвалите Господа
вси языци, всякое дыхание да хвалит
Господа!» И в Святом Евангелии сказано: «Шедше научите вся языки…».
Немецкие епископы были посрамлены,
но озлобились еще больше и подали
жалобу в Рим. Святые братья были
призваны в Рим для решения этого
вопроса. Взяв с собой мощи святого
Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим.
Узнав о том, что святые братья несут
с собой святые мощи, папа Адриан с
клиром вышел им навстречу. Святые
братья были встречены с почетом,
папа Римский утвердил Богослужение
на славянском языке, а переведенные
братьями книги приказал положить в
римских церквах и совершать литургию
на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин
занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл.
Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный
Кирилл скончался в возрасте 42 лет.
Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему, святому Мефодию, продолжать их общее дело - просвещение
славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу
Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но
папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где
от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла
папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в
Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний
престол святого Апостола Андроника. В
Паннонии святой Мефодий вместе со
своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и
книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов.
Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан
в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие
страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и
восстановленный в правах архиепископа
Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского
князя Боривоя и его супругу Людмилу
(память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие
епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об
исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван
в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение,
и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.
Здесь в последние годы своей жизни
святитель Мефодий с помощью двух
учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме
Маккавейских книг, а также Номоканон
(Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Предчувствуя приближение кончины,
святой Мефодий указал на одного из
своих учеников - Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался
6 апреля 885 года в возрасте около
60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках - славянском,
греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.
По материалам сайта
www.days.pravoslavie.ru
|