ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

        

№06 2008 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Вознесение Господне

На 40-й день по Пасхе Церковь празднует телесное Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо. В этом году праздник Вознесения Господня совершается 5 июня.

Господь Иисус Христос в продолжение сорока дней после Воскресения многократно являлся Своим ученикам и открывал им тайны жизни и устроения Святой Христовой Церкви.

Евангелие от Луки говорит нам о том, что Господь Иисус Христос в 40-й день после Своего Воскресения последний раз явился им в Иерусалиме, после чего «вывел их из города до Вифании (вероятнее всего на гору Елеон) и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 50 – 53). В Евангелии от Марка добавляется, что Господь после беседы с Апостолами «вознесся на небо и сел одесную Бога» (Мк. 16, 19).

Более подробно описывается событие Вознесения в книге Деяний святых Апостолов. Спаситель, собрав Своих ближайших учеников, «повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного [Мною Святого Духа] от Отца… ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 4 – 5).

Повеление оставаться в Иерусалиме, враждебном их Учителю и им самим городе, требовало от учеников немалого самоотвержения, но они не могли не выполнить завещание Спасителя. От Сиона должен был произойти закон, и слово Господа от Иерусалима (Исайя 2, 2 и далее). Именно там, где вражда против Бога и Христа достигла своего наивысшего выражения, должен был явиться преизбыток благодати Божией. Однако тяжелое чувство учеников от нахождения в Иерусалиме Господь Иисус смягчил обещанием ниспослать им от Всемогущего Отца всесильного Руководителя, Покровителя и Утешителя – Духа Святого. Оставаясь в Иерусалиме, ученики должны были молитвенно подготовиться к принятию Его в день Пятидесятницы, по слову Христову. Получив дары Святого Духа, апостолы почувствуют в себе силу исполнить то великое дело, на которое они призваны.

Еще во время Своей земной жизни Господь в беседах многократно говорил ученикам о том, что Царство Его «не от мира сего». Однако теперь ученики, забыв слова Христовы, снова стали спрашивать Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю (то есть: не хочешь ли Ты сейчас сделаться земным царем над Израилем)?» Господь мудро устраняет этот неуместный вопрос, обращая их внимание на главное, что они должны совершить: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли. Сказав это, Он поднялся перед глазами их, и облако скрыло Его от них» (Деян. 1, 6 - 9).

Пораженные величием совершившегося чуда, апостолы безмолвно устремили свои взоры на небо, туда, где скрылся их Божественный Учитель. И, вероятно, долго бы они так стояли на Елеонской горе и смотрели вверх, если бы внезапно им не явились два Ангела и не сказали: «Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас… придет таким же образом, как вы видели Его восходящим…» (Деян 1, 10 - 11). Тогда, вспомнив все слова Господа, апостолы вернулись в Иерусалим «с великой радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 52 - 53) и ожидая предсказанного Спасителем.

Под небом, в которое вошел Христос, нужно понимать не какое-либо место в видимом пространстве, но состояние полноты бытия, наполненного жизнью в Боге. Иисус Христос вошел на небеса Своим человечеством, ибо Божеством Он всегда был и будет на небесах. Господь вознесся во славе (1 Тим. 3, 16) и воссел одесную Бога Отца: Его человеческое естество приняло могущество и славу Божества, власть «на небе и на земле» - над всей вселенной. Получив такую власть и находясь по человечеству в теснейшей связи с Пресвятой Троицей, Христос с этих пор является Ходатаем за нас пред Богом, Главой созданной Им на земле Церкви – той части человечества, которая хочет соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Силой и властью Божества Своего Он присутствует в Таинствах Церкви, а также помогает нам в борьбе с видимыми и невидимыми врагами.

Но не в одном Иисусе Христе человечество вознесено и удостоено Божественной славы. Каждый из нас, верующих во Христа может удостоиться славы Господней. Но для достижения этой высокой цели мы должны пройти тем же путем, что и Господь. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (†1857) пространно выражает эту мысль так: «Один путь, коим можно достигнуть и нам высоты святой славы, - тот же самый, коим взошел в славу Господь наш: то есть путь Креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий» (Слово в день Вознесения Господня // Никто да не теряет надежды. М. Издательство святителя Игнатия Ставропольского, 1996, с. 87). За всех нас равно пострадал Господь наш; для всех равно открыто и небо. Но на многое ли в нашей жизни можем указать мы и сказать, что это сделано потому, что мы предназначены для неба, что нам должно быть некогда с Господом? Христианин во всех обстоятельствах жизни помнит, что он наследник неба и действует сообразно сему предназначению. Если мы таковы, то «подобно Апостолам можем возвратиться в дома свои с горы Елеонской с радостью. Благословение возносящегося Господа в таком случае принадлежит и нам, равно как и обетование Святого Духа…» (там же, с. 91).

Ангелы сказали Апостолам при Вознесении Господа: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» А нам, как говорит архиепископ Иннокентий, должно сказать противное: «Что стоите и смотрите на землю? Обратите очи к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу… сбросьте все тяжести греха, вас подавляющие, примите в руки ваши Крест и теките к своему Спасителю, пока Он благословляет вас на путь сей, пока не затворилось отверстое небо…» (там же, с. 92).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.