На 40-й день по Пасхе Церковь празднует телесное Вознесение
Господа нашего Иисуса Христа на небо. В этом году праздник
Вознесения Господня совершается 5 июня.
Господь Иисус Христос в продолжение сорока дней после Воскресения
многократно являлся Своим ученикам и открывал им тайны жизни и устроения Святой Христовой Церкви.
Евангелие от Луки говорит нам о том,
что Господь Иисус Христос в 40-й день
после Своего Воскресения последний
раз явился им в Иерусалиме, после чего
«вывел их из города до Вифании (вероятнее всего на гору Елеон) и, подняв руки
Свои, благословил их. И,
когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и
возвратились в Иерусалим с великой радостью.
И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24,
50 – 53). В Евангелии от Марка добавляется, что Господь после беседы с
Апостолами «вознесся на небо и сел одесную
Бога» (Мк. 16, 19).
Более подробно описывается событие Вознесения в книге Деяний
святых Апостолов. Спаситель, собрав Своих ближайших учеников,
«повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима,
но ждите обещанного [Мною Святого Духа] от
Отца… ибо Иоанн крестил водою, а вы, через
несколько дней после сего, будете крещены
Духом Святым» (Деян. 1, 4 – 5).
Повеление оставаться в Иерусалиме, враждебном их Учителю и им самим городе,
требовало от учеников немалого самоотвержения, но они не могли не выполнить
завещание Спасителя. От Сиона должен
был произойти закон, и слово Господа от
Иерусалима (Исайя 2, 2 и далее). Именно
там, где вражда против Бога и Христа
достигла своего наивысшего выражения,
должен был явиться преизбыток благодати Божией. Однако тяжелое чувство
учеников от нахождения в Иерусалиме
Господь Иисус смягчил обещанием
ниспослать им от Всемогущего Отца
всесильного Руководителя, Покровителя
и Утешителя – Духа Святого. Оставаясь
в Иерусалиме, ученики должны были
молитвенно подготовиться к принятию
Его в день Пятидесятницы, по слову
Христову. Получив дары Святого Духа,
апостолы почувствуют в себе силу исполнить то великое дело, на которое они призваны.
Еще во время Своей земной жизни
Господь в беседах многократно говорил
ученикам о том, что Царство Его «не
от мира сего». Однако теперь ученики,
забыв слова Христовы, снова стали
спрашивать Его: «Не в сие ли время,
Господи, восстановляешь Ты царство
Израилю (то есть: не хочешь ли Ты
сейчас сделаться земным царем над
Израилем)?» Господь мудро устраняет
этот неуместный вопрос, обращая их
внимание на главное, что они должны
совершить: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в
Своей власти, но вы примете силу, когда
сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне
свидетелями в Иерусалиме… и даже до
края земли. Сказав это, Он поднялся перед глазами их, и облако скрыло Его от них» (Деян. 1, 6 - 9).
Пораженные величием совершившегося чуда, апостолы безмолвно устремили свои взоры на небо, туда, где
скрылся их Божественный Учитель. И,
вероятно, долго бы они так стояли на
Елеонской горе и смотрели вверх, если
бы внезапно им не явились два Ангела
и не сказали: «Мужи Галилейские, что
вы стоите и смотрите на небо? Сей
Иисус, вознесшийся от вас… придет
таким же образом, как вы видели Его
восходящим…» (Деян 1, 10 - 11). Тогда,
вспомнив все слова Господа, апостолы
вернулись в Иерусалим «с великой радостью, и пребывали всегда в храме,
прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 52 - 53) и ожидая предсказанного Спасителем.
Под небом, в которое вошел Христос,
нужно понимать не какое-либо место в
видимом пространстве, но состояние
полноты бытия, наполненного жизнью в
Боге. Иисус Христос вошел на небеса
Своим человечеством, ибо Божеством
Он всегда был и будет на небесах. Господь вознесся во славе (1 Тим. 3, 16)
и воссел одесную Бога Отца: Его человеческое естество приняло могущество
и славу Божества, власть «на небе и на
земле» - над всей вселенной. Получив
такую власть и находясь по человечеству
в теснейшей связи с Пресвятой Троицей,
Христос с этих пор является Ходатаем за
нас пред Богом, Главой созданной Им на
земле Церкви – той части человечества,
которая хочет соединиться с Богом через
усвоение плодов Его искупительного подвига. Силой и властью Божества Своего
Он присутствует в Таинствах Церкви, а
также помогает нам в борьбе с видимыми и невидимыми врагами.
Но не в одном Иисусе Христе
человечество вознесено и удостоено
Божественной славы. Каждый из нас,
верующих во Христа может удостоиться
славы Господней. Но для достижения
этой высокой цели мы должны пройти
тем же путем, что и Господь. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов)
(†1857) пространно выражает эту мысль
так: «Один путь, коим можно достигнуть
и нам высоты святой славы, - тот же
самый, коим взошел в славу Господь
наш: то есть путь Креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и
внутренних страданий» (Слово в день
Вознесения Господня // Никто да не теряет надежды. М. Издательство святителя
Игнатия Ставропольского, 1996, с. 87).
За всех нас равно пострадал Господь наш; для всех равно открыто и
небо. Но на многое ли в нашей жизни
можем указать мы и сказать, что это
сделано потому, что мы предназначены
для неба, что нам должно быть некогда с Господом? Христианин во всех
обстоятельствах жизни помнит, что он
наследник неба и действует сообразно
сему предназначению. Если мы таковы,
то «подобно Апостолам можем возвратиться в дома свои с горы Елеонской с
радостью. Благословение возносящегося
Господа в таком случае принадлежит и
нам, равно как и обетование Святого
Духа…» (там же, с. 91).
Ангелы сказали Апостолам при Вознесении Господа: «Мужи галилейские, что
вы стоите и смотрите на небо?» А нам,
как говорит архиепископ Иннокентий,
должно сказать противное: «Что стоите
и смотрите на землю? Обратите очи к
небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь
к небу… сбросьте все тяжести греха,
вас подавляющие, примите в руки ваши
Крест и теките к своему Спасителю,
пока Он благословляет вас на путь сей,
пока не затворилось отверстое небо…»
(там же, с. 92).