Уважаемые участники конференции!
Мы собрались сегодня на эту представительную конференцию для того,
чтобы обсудить насущные проблемы духовного развития Сибири.
Во многом это вызвано стремлением преодолеть те негативные процессы, которые проявляются в нашем
обществе, несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы.
В течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение
традиционных для России духовнонравственных ценностей и идеалов.
Снижение жизненного уровня части населения, высокий уровень преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие
негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к
старшим поколениям и государственным и общественным институтам,
что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть
современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных
условиях жизни общества.
Согласно опросам общественного
мнения, большая часть нашего общества считает, что нравственные ценности должны воспитываться в семье,
но при этом многие из опрошенных также считают, что семья сегодня не
справляется с возложенной на нее задачей вследствие кризиса семейных
ценностей. Следующими по значимости в воспитании нравственности
общественными институтами, на которые россияне возлагают надежды в
воспитании нравственных ценностей, являются школа и Церковь.
Необходимо помнить, что очень многие проблемы, обрушившиеся
сегодня на наше общество, являются наследием эпохи воинствующего
атеизма. Атеистическое государство всеми возможными способами старалось ограничить и выхолостить духовную составляющую истории и таким
образом разрушало многовековую,
традиционную культуру нашего народа. Стоит ли после этого удивляться
понижению уровня нравственности,
воспитанности и грамотности?
Безбожное прошлое стало общей
бедой для всех народов России,
поскольку идеологи воинствующего
атеизма, ведя борьбу с религией,
разрушили и разорили их многовековое духовное и культурное наследие.
Выросло не одно поколение людей,
воспитанных вне своих духовно-нравственных, культурных и религиозных традиций.
В чем мы видим выход? В освоении духовного богатства, наших
исторических и культурных сокровищ, в овладении накопленным опытом
жизни тех поколений, которые формировали нашу Отчизну.
Наша миссия и общий долг — в созидании и приумножении спасительных для новых поколений ценностей
и культурных традиций нашего народа. Нам следует помнить, что без
исторической памяти, не зная своего прошлого, нельзя сделать осознанный
выбор своего будущего.
Прежде всего, мы должны сами
для себя определить приоритеты жизни
общества: в чем мы видим смысл жизни, к чему готовимся
в перспективе вечности, чему учим наших
детей, какой опыт мы передадим последующим поколениям, какого рода ценности
мы стараемся сохранить и преумножить?
Эти вопросы не могут решаться с позиций космополитизма.
Наша патриотическая и гражданская позиция - это нравственно
устойчивое и духовно здоровое общество.
Все это должно ставиться во главу угла в деле образования и воспитания
будущих поколений. В традиционном понимании русской школы термин «образование» включает
в себя и обучение, и воспитание, т.к. образование - это раскрытие в человеке образа Божия. Очевидно, что школа учит
не только наукам, но и приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает,
готовит к взрослой жизни. И родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их
будут воспитывать и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и
культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в
целом, а также расширении знаний
о культурных корнях Православия в содержании гуманитарных учебных
дисциплин в российской школе — это естественная закономерность.
Следует, однако, отметить, что понимание термина «духовность»
неоднозначно, и от той или иной его трактовки зависит содержание
воспитания детей и самовоспитания педагогов. Все толковые словари
трактуют «духовное» как связанное с религией. Время от времени о духовности и бездуховности начинают
говорить и заведомые атеисты, не отдавая себе отчета, что, взывая к
духовности общества, они по существу тоскуют именно о религиозном начале
в человеке. Духовность связана со смыслом, назначением человека, с
его ценностными ориентирами, целями. Это то, ради чего человек живет и действует.
Недооценка значения духовности
может привести к развитию ошибочной позиции и в области воспитания,
и в области обучения, когда человек
превращается в совокупность психофизиологических явлений, лишенных
единого предназначения и целостности.
Духовность существует в неразрывном, целостном единстве с нравственностью. Нравственность - это то,
как человек живет и действует. Педагогическим эквивалентом духовности,
который поддается педагогическому влиянию, является мировоззрение как
целостная картина мира, как основа миропонимания.
Сегодня в гуманитарных науках популярны течения так называемой
«позитивной» направленности, исследующие внутренние резервы человеческой психики с целью определения
путей и средств достижения благополучия и процветания. При этом формируется новая, чуждая традиционным нормам нравственности, система
ценностей. Утверждается, что только при использовании сильных качеств
человека можно помочь ему достичь удовлетворения жизнью, реализовать
возможности. В рамках этого взгляда образцом для подражания становятся
не честность и порядочность, а успешность. Однако установлено, что в
действительности человек, достигший названных результатов, лишь внешне
оказывается погруженным в коммуникативную среду, а его внутреннее
одиночество усугубляется, шаг за шагом опустошается душа. На основе позитивистской шкалы ценностей
невозможно построение нравственно здорового общества.
Создание системы ценностей - это одновременно и основа, и цель воспитательного процесса. Русский философ
И.А. Ильин писал: «Образование не
должно отделяться от духовного воспитания... Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо
для России. И обратно... все, что не
содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято
всеми остальными народами». Разрыв с прошлым народа: его религией,
культурой, национально осознанным
историческим бытием - ведет к разрушению самосознания народа, а затем
к духовной и физической гибели.
Сегодня мы создаем основу будущей России. И от нас во многом
зависит, какой будет наша Родина: великой державой, объединившей
силой веры и преданности Отечеству на своих просторах многие народы и
национальности, или слабой и разобщенной, живущей в мире бездуховности и пороков.
Россия всегда была страной, где
мирно сосуществовали православные
и мусульмане, иудеи и буддисты, где
не было межнациональных и межрелигиозных конфликтов. В наши дни
находятся люди, которые пытаются
представить черное белым, а зло
добром. Но мы не должны забывать
уроков истории, мы должны знать
историческую правду. В настоящее
время нельзя давать волю силам,
которые желают расколоть наше
общество, сознательно обостряя
межрелигиозные и межнациональные
проблемы. Для судьбы нашего Отечества важно, чтобы мы все составляли
единую многонациональную семью.
История России богата примерами,
когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины
во имя блага и процветания страны
открывало путь к укреплению независимости государства и способствовало
развитию цивилизованного общества,
сохранению культурно-исторического наследия. В Послании Федеральному
Собранию РФ (2007 г.) Президент России В.В. Путин указал, что «духовное
единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же
важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…
общество лишь тогда способно ставить
и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».
Современное общество должно осознать, что воспитание человека в религиозной традиции и культуре его
народа не вносит противостояния в общество, но, напротив, позволяет человеку лучше видеть разнообразие и
ценность культуры каждого народа. Наша цивилизация – это христианская цивилизация. Те ценности,
которые мы сегодня разделяем – т.н. общечеловеческие ценности – это в действительности христианские ценности. Нет такой деятельности, такого
поведения, такой сферы бытия, которые были бы чужды религиозному
влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы оценке с религиозных
позиций. Базовым и ценностями православно-христианской культуры
являются воздержание, послушание, терпение, умеренность, трудолюбие, милосердие, смирение.
Я глубоко убежден, что возвращение к духовным истокам – добрым
традициям нашего народа – есть
именно тот путь, который приведет
наше общество к духовному и нравственному оздоровлению. История
России глубока и многогранна. Духовное и культурное наследие, накопленное нашими предками в течение
столетий – вот истинное богатство и тот краеугольный камень, на котором
и следует возводить здание благополучия нашего общества.
Только на основе многовековых
ценностей нашей Родины можно воспитать подлинных патриотов, законопослушных граждан и нравственных
людей. Духовно-нравственные ценности должны стать основными ориентирами в формировании образовательной политики в нашем обществе,
и в этой области существует немало
возможностей для сотрудничества
государства, общества и Церкви.
Перед нами простирается обширное поле совместной деятельности.
Соработничество государства, общественных институтов и Церкви в деле
укрепления духовных традиций нашего
Отечества является добрым знаком
понимания тех проблем, которые
стоят сегодня перед нашей страной.
Мы веруем и уповаем, что Россия с
помощью Божией сумеет справиться
с трудностями нашего времени и обретет духовное единство и государственную мощь.
В канун праздника Св. Пасхи от лица преподавателей и воспитанников
Тобольской Семинарии желаю всем участникам конференции помощи Божией в трудах и заботах на долгие и благие лета жизни.
|