«Видехом свет истинный, прияхом
Духа Небеснаго, обретохом веру
истинную, нераздельной Троице
покланяемся: Та бо нас спасла
есть», – звучит торжественное
песнопение в этот праздник.
История праздника удивительна, она тонкой смысловой нитью связывает Ветхий и Новый завет бытия
человечества, возникновение ветхозаветной и новозаветной Церкви.
Один день объединяет сразу несколько праздников - День Пятидесятницы,
День Святой Троицы, День сошествия Святого Духа на апостолов и День
рождения нашей Церкви.
Вспомним Ветхий Завет. Сорок лет находился народ израильский в
рабстве у египтян. Господь попустил такое испытание, чтобы народ израильский освободился от страстей и
пороков. И, наконец, видя очищение, Он направил к плененному народу
пророка Моисея, дабы он вывел их из Египта. В память об избавлении из
плена позже был установлен праздник Пасхи (что значит «исход», «освобождение»). Спустя некоторое время по
исходе из земли Египетской иудеи остановились в пустыне Синайской.
Именно здесь, у подножия Синая, Моисей открыл народу, что Бог для
того освободил Израиль, чтобы заключить с ним вечный союз, или завет
как оружие в борьбе с человеческими страстями. Владыка жизни устами своего
избранника пророка Моисея установил Святые Заповеди, содержащие основные
черты нравственности. «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет
Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете
у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 5-6).
Таким образом, именно здесь спустя пятьдесят дней по исходе из Египта
происходит рождение народа Божия и ветхозаветной Церкви. А праздник, установленный в память об этом
знаменательном событии, евреи стали называть Пятидесятницей.
Как известно, с рождения Господа нашего Иисуса Христа начинается новая
история или Новый Завет. Более двух тысяч лет назад Иисус Христос родился в
мир как Богочеловек, тем самым сделал людей Своими родственниками. Это начало спасения человечества, обожения,
как говорят святые отцы. Он прожил на земле, не совершив ни одного греха, и
был распят на кресте. Повинуясь общему закону смерти, Он умер, и душа Его пошла
в ад, как было со всеми умершими на протяжении всей ветхозаветной истории. Но
Он Воскрес, Одолел ад и смерть, потому что с человеческим естеством во Христе
соединено Божество. Через сорок дней Он вознесся на небо, завершив обожение
человека. После Вознесения Он послал на землю Духа Святаго, Который из горстки
учеников создал Церковь и сделал ее вратами в Свое Небесное Царство. Как это было?
Прошло пятьдесят дней после Воскресения Господа. По еврейским обычаям
в эти дни праздновалась Пятидесятница. Народ стекался в Иерусалим в великом
множестве, чтобы принести жертву в благодарность Богу за установление Синайского закона. В этот день и апостолы
вместе с Божией Матерью собрались вместе, хотя и не принимали участия в общих торжествах.
Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению. Внезапно с самих
небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающий гул от несущегося
сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться.
Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на
каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым
они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих
языках, прежде им неизвестных… Вот и поется: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненные
языки раздаяше...». Праздник Пятидесятницы обрел новый христианский смысл -
новый вечный завет Бога с человеком. И вновь Господь явил людям непостижимое
триединство Бога – Святую Троицу: Бога Отца, пославшего Святого Духа, Бога Сына
Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа,
сошедшего в виде огненных языков.
Будучи бестелесным, Святой Дух избрал видимое знамение, чтобы ощутимее
явить Свое присутствие. «Ибо, - рассуждает святой Григорий Богослов, - как Сын
Божий явился на земле видимо, то и Духу
Святому надлежало явиться видимо».
Дух Святой дарует нам благодать общения и единства, поэтому и хор поет: «…в
соединение вся призва…». При строительстве вавилонской башни люди, имевшие
единую цель – ее построить, перестали понимать друг друга.
Господь покинул тех, кто воодушевил себя лукавым начинанием,
и оно распалось, как дом, построенный на песке: хлынули потоки
человеческой страсти, гордости и эгоизма, и как могли люди сообща
построить башню, если каждый тянул «одеяло на себя», каждый создавал свою собственную
башню у себя в душе. Об одной общей цели уже речи быть не
могло, ведь каждый видел в ней только средство для достижения
своей личной, эгоистической цели. Так грех разделил людей.
Не следует думать, будто создание вавилонской башни - дело
прошлое, мы строим эти башни и сегодня. Мы создаем мир иллюзий вокруг себя, чтобы «проще»
было жить. Ставим в этом иллюзорном мире для себя какие-то
личные цели, для которых мы
готовы жертвовать многим самым святым и чистым. Вот вам
Вавилон: люди из одного дома
живут каждый в собственном
рукотворном мире фантазий, не
замечая близстоящего человека.
Но «частная вера» немыслима
так же, как частное солнце или
частная луна. Истина одна, и истина Едина, так как цельна и неделима.
После дня сошествия Святого Духа апостолы начали ежегодно праздновать День
Пятидесятницы и заповедали вспоминать
это событие всем христианам (1Кор. 16,
8), (Деян. 20, 16). Святая Церковь же возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали
«Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго
Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».
Сам праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того
как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят
догмат о Троице - триипостасном Боге. Рождение Святым Духом новозаветной
Церкви совершилось именно в день памяти рождения Церкви ветхозаветной, в
день Пятидесятницы. Таким образом, Бог показал преемство Нового Завета Завету Ветхому.
Благодать Святого Духа соделала апостолов из скромных рыбарей галилейских
ревностными проповедниками Евангелия Царствия Божия. Желаю, чтобы эта благодать коснулась каждого из нас, укрепляя
на нашем жизненном пути, подавая силы каждому с честью и достоинством совершать то дело, на которое он поставлен,
которое поручено ему. Так пусть же наша душа будет созвучна церковному хору, который торжественно поет в этот праздник:
«…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух».
Протоиерей Николай Матвийчук,
благочинный Ханты-Мансийского благочиния
|