Господь даровал нам великое богатство
- веру истинную. И мы эту веру
исповедуем в церкви и дома, часто
повторяя Символ веры: "Верую во Единого
Бога Отца, Вседержителя...". Мы
прославляем Христа, Его страдания, Его
воскресение и вознесение на небо, дарование
нам Духа Святаго и стремление
в жизнь вечную.
Богатство веры мы должны хранить,
потому что вера апостольская, вера
отеческая, вера святая не раз спасала
вселенную и спасает всех нас. Если мы
искренне веруем в Господа Иисуса Христа,
если нелицемерно носим святое имя
Христианин, то когда же думать о Боге, о
душе, о будущей жизни, когда же очищать
себя от грехов, если не сейчас, во время
поста в честь первоверховных апостолов
Петра и Павла?
Что такое пост? Пост есть произвольное
воздержание от всякого наслаждения.
Если воздержание поневоле, например,
по болезни или от скудости, то это нельзя
назвать постом, потому что оно происходит
от нужды, а не по доброй воле.
Пост заповедан Самим Богом. Еще в раю
заповедал Господь Бог человеку, говоря:
"от всякого древа в саду ты будешь есть,
а от древа познания добра и зла не ешь
от него, ибо в день, в который ты вкусишь
от него, смертию умрешь" (Быт. 2; 16-17).
Святой пророк Давид говорит о себе: "Я
одевался во вретище, изнурял постом душу
мою" (Пс. 34; 13). Пророк Илия постился
40 дней (3Цар. 19,8). Очень много примеров
о посте мы видим у Ветхозаветных
праведников. Все это, по слову апостола
Павла, происходило с ними, как образы:
"А описано в наставление нам, достигшим
последних веков" (1Кор. 10,11). Господь
освятил для нас пост Своим примером и
вместе с наставлениями о том, как творить
милостыню, как молиться и как прощать
обиды, дал наставление о том, как должно
поститься: "когда поститесь, не будьте
унылы, как лицемеры: ибо они принимают
на себя мрачное лицо, чтобы показаться
людям постящимися. А ты, когда постишься,
намажь голову твою и умой лицо твое,
чтобы явится постящимся не пред людьми,
но пред Отцом твоим, Который втайне, и
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
явно" (Мф.6; 16-18).
Пост есть дело святое и Богу угодное,
пост, совершаемый по заповеди Божией
во смирении, имеет великую благодатную
силу. Пост и молитва повсюду неотлу
чно сопутствовали первоверховным
апостолам Петру и Павлу и укрепляли
их в подвиге проповеди Евангельской.
Если святые апостолы почитали для
себя пост как необходимость, то как
же мы грешные можем обойтись без
него? Апостол Павел говорит о себе и
о других апостолах: "мы во всем являем
себя, как служители Божии, - в великом
терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных
обстоятельствах: под ударами, в темницах,
в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в
постах" (2Кор.6,45). Значит, пост есть
добродетель, необходимая для служителя
Божия, для всякого верующего во Христа,
наравне с терпением и трудами.
Если же мы будем только поститься,
а исправляться не будем, какая польза
нам от этого будет? Одно воздержание
от скоромной пищи называется диетой и
не принесет нам пользы, если мы будем
при этом творить злые дела. Если от
хлеба будем воздерживаться, а при этом
будем гневаться на брата, завидовать,
то мы будем похожи на зверей, ведь они
тоже не едят хлеб. Если мы вдруг захотим
воздержаться от мяса и рыбы, то при
этом необходимо удержать себя от гнева
и злобы, от гордости, клеветы, зависти,
обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого
греха. Поститься - это значит быть
смиренным и послушным святой Церкви,
обуздывать свою чувственность и владеть
своими желаниями, заботиться о спасении
своей души. А кто может воздерживаться
и не делает этого, тот грешит против
Церкви и против себя. Пост, учрежденный
Церковью, в первую очередь, нужен для
человека, так как является сильнейшим
средством к обузданию нашей чувственности.
Святые апостолы Петр и Павел не
могли обойтись без поста. Чем же мы,
грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями,
если не будем поститься? Как конь
без узды носит всадника по своему произволу
и может сбросить его в пропасть,
так и для плоти, если не сдерживать ее
постом, открыты ворота во все стороны;
потому что нет узды, удерживающей от
пути беззакония и направляющей на путь
правды.
Протоиерей Николай МАТВИЙЧУК,
благочинный Ханты-Мансийского округа
|