ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2006 г.         

Наука о Боге (О необходимости теологического образования).

В окружной столице прошла научно-практическая международная конференция "Славянский мир: общность и многообразие". Участники рассуждали о судьбе России, о необходимости возвращения к истокам, своим корням, традициям. Не последнее место в этом процессе играет образование

На гербе Сургутского университета - первосвятители славянские Кирилл и Мефодий. Они считаются небесными покровителями сургутского студенчества. Говорят, в честь этого события возле университета воздвигнут памятник. Есть еще один факт, о котором умолчать невозможно. Три года назад на базе университета на историческом факультете была открыта специальность "теология". На огромнейшей территории от Омска до Северного Ледовитого океана это единственный университет, где дают такое образование.

Смею предположить, что даже сегодня не каждый наш читатель знает, что такое "теология". Наука о Боге, как говорили в древности. История религий, считают сегодня. Хотя понятие Бога сложно вместить в рамки какой-то одной науки. В средневековье в университетах Западной Европы теология считалась центральным предметом, вокруг которого группировались все остальные: право, философия, история, медицина и т.д. Без веры светские предметы не имели смысла, она, как живительный источник, одухотворяла, дополняла, объясняла, в конце концов, считалась отправной точкой смысла жизни и бытия человечества. Сегодня в Западной Европе теология уже не занимает такого места. Тем не менее она считается авторитетной, необходимой и преподается практически в каждом уважающем себя университете. К слову, статистика свидетельствует, что почти все крупные ученые были людьми верующими. К атеистам себя причисляли единицы.

Когда в XVIII веке в Россию пришло образование по западному образцу, теологии, к сожалению, места не нашлось. Только перед революцией начались серьезные исследования в этой области. Но восстание 1917 года кардинально изменило все. Помнится, в не такие уж далекие времена один из руководителей нашей страны Никита Сергеевич Хрущев в дни очередного гонения на церковь обещал по телевизору показать последнего попа. Никиты Сергеевича давно нет в живых. А религии переживают расцвет в России, впрочем, и во всем мире. "Так сложилось, что в ХХ веке в Западной Европе история религий активно изучалась в научном мире, - рассказывает заведующий кафедрой теологии, кандидат исторических наук Владимир Дмитриевич Пузанов. - Мы по понятным причинам остались далеко позади и вынуждены сегодня использовать в работе протестантские, католические учебники. Тема истории религий требует фундаментальных исследований, чтобы вывести русскую науку на уровень осмысления, который достигнут в западно-христианской науке".

На кафедре Сургутского университета мы познакомились с Ивлием Семененюком. Он выпускник Тобольской духовной семинарии. Поступил на специальность "теология" дабы получить светское образование. Ивлия интересует наука. Занимается он ей серьезно и основательно, как все делает в этой жизни. Тому пример - победа в прошлогодней студенческой конференции на секции <философия>. <Религия связывает всю культуру изнутри, - рассуждает студент,- без нее культура нечто раздробленное, как мозаика. Мне вспоминается пример из немецкой классической философии. У рыцаря Дитриха был великолепный конь, черной масти, с огромной шеей, крупными копытами, шелковистой гривой. Он был прекрасен, но у него был один недостаток - он был мертв. Так и культура без религии напоминает того самого мертвого коня. Часто можно слышать от молодых, мол, мы - атеисты, но в астрологию, к примеру, верят. Но ведь астрологию нельзя загнать в определенные математические формулы и высчитать судьбу человека при помощи астрономических инструментов. Это мистика. А мистика всегда связана с верой. Сегодняшнее общество абсолютно безграмотно в религиозных вопросах".

Мы говорим с Владимиром Дмитриевичем Пузановым. Он говорит о том, что многие исторические факты требуют сегодня переосмысления. Нам всем еще предстоит понять, какие мы, что для нас ценно и что сформировало нас как нацию.

"В отличие от ученого мира массовое общественное сознание живет мифами, - считает В.Пузанов. - В каждом обществе есть свой национальный исторический миф, который играет центральную роль в национальном самосознании. Он склонен видеть историю своего народа лучше, чем она есть + помнить о героических эпохах и забывать о фактах неприятных. Особенностью современной России является то, что у нас, напротив, исторический миф представляет прошлое нашей страны во многом хуже, чем оно было в реальности.

Помимо того, сегодня много говорят о приоритетах экономики. Мол, надо лишь правильно выбрать путь экономического развития, и все будет хорошо. До революции Россия входила в пятерку крупнейших по уровню экономического развития государств мира. В 1913 году один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри сделал вывод: "Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 годы идти так же, как они шли с 1900 по 1912 годы, то Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении".

Вместе с тем, Россия проиграла первую мировую войну. Не такую уж сложную и кровопролитную, были в нашей истории войны потруднее - и побеждали. Но перед революцией Россия переживала глубочайший духовный кризис, в высшем свете были распространены неверие, элементы восточного мистицизма, дух бунтарский бродил в умах русских сограждан, царила нравственная деградация.

Кто говорит сегодня, что рост экономики решит все наши проблемы, тот не знает своей истории. Сегодня даже экономист первой волны перестройки Шмелев назвал экономику категорией нравственной в своей глубине, не говоря уже о демографии. До сих пор мы блуждаем без перспективы, без национальной идеи, нет понимания, кто мы, откуда идем. Эти вопросы не материальные, но без них общество жить не может.

Современная секулярная культура отвечает на много второстепенных вопросов, но на главный дать ответ не может. И сегодня мы вновь балансируем перед угрозой глубочайшего духовного кризиса. Не определимся в главном - такой страны, как Россия, просто не будет".

Еще один мой собеседник - студент-теолог Сергей Наревских. Его жизненный путь до поступления в Сургутский университет был полон поиска. Человек думающий всегда ищет, для чего он живет. "Я хотел помогать людям и хотел получить хорошее гуманитарное образование, - рассказывает Сергей, - поэтому поступил на факультет психологический. Оказалось, все не то. Думал о философии. Но у нас в Ноябрьске такую профессию получить было невозможно. Когда узнал о теологии, понял: вот то, что я искал. Теология - удивительное сочетание гуманитарных наук: истории, философии, религии. Я смотрю на своих сверстников. Они не знают своей культуры, но под влиянием западной культуры идет мощнейшая деградация духовная и нравственная. Нам необходимо сегодня вернуться к своим истокам. И теология в этом смысле - тот самый базис для спасения нашей культуры".

В настоящее время духовный вакуум огромного российского пространства заполняют западные секты и религиозные течения. Сергей вспоминает, как знакомая его товарища, преподаватель изобразительного искусства, попав в одну из сект, буквально духовно погибла за полгода, теперь она не выходит из больниц. "Кто-то должен помочь разобраться людям, что это за течения появляются в России, какой вред несут психике и душе, - считает Сергей, - ведь нередко запутавшиеся люди остаются один на один со своими проблемами".

"В России есть объективный заказ на православного человека", - говорит отец Антоний, преподаватель кафедры теологии. - В стране, где недавно купцы заключали сделку под честное слово, сегодня уже никому верить нельзя. Это страшная беда, которая разъедает наше общество. Распространение теологических знаний необходимо и востребовано, даже если смотреть с прагматичной точки зрения. В России в основном безграмотный в национальных вопросах управленческий аппарат. А сегодня, когда все чаще в мире происходят столкновения на религиозной и национальной почве, власть должна быть готова к проведению грамотной национальной политики. Мне приходиться встречаться с представителями других традиционных религиозных конфессий, они не против, к примеру, введения в школьную программу "Основ православной культуры", потому что прекрасно понимают: только человек, уважающий и знающий свою культуру, может с уважением относиться к другим. Мы все время боимся затронуть религиозные чувства других, а в республиках Северного Кавказа, в том числе в Дагестане, входящих в Россию, преподают Коран. Мусульмане не боятся обвинений в разжигании межнациональной розни".

Мы прощались со студентами, они рассказывали о том, как живут и учатся. О том, что Православная Церковь предоставила общежитие для студентов-теологов, и там царят дружба и дух единения (как это мало похоже на современные общежития, где пьянки и гулянки нередко становятся нормой!). О том, что когда 1 сентября девушки приходят на занятия в платочках и длинных юбках, их сверстники смотрят с удивлением. А потом начинают подходить с вопросами, рассуждать о смысле жизни. Молодежь ищет. Кто даст им знания о Боге, о душе, вере? "Хочу послужить церкви и Отчеству", - сказал в разговоре Сергей Наревских. И я подумала: "Пока есть такие парни и девушки - будет жива Россия".

Светлана Поливанова

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.