ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№05 2008 г.         

И вырастут добрые плоды...

Закон РФ об образовании говорит о механизме сохранения и развития национальных культурных традиций. Но, совершенно очевидно, – сегодня этот механизм практически отсутствует.

Наконец, после долгих дискуссий, горячих споров в выше обозначенный Закон Российской Федерации внесена поправка о том, что основная задача образования – это формирование духовно-нравственной личности. Из этого следует, что в нашем государстве подведена законодательная основа под введение во всех общеобразовательных учреждениях предмета «Духовно-нравственное воспитание», в рамках которого российские школьники смогут познакомиться с Православной культурой.

Возникает вопрос: кто введет современных детей в удивительный мир отечественной культуры, неотъемлемой частью которой является Православие? Вопрос кажется противоестественным. Но давайте задумаемся, есть ли еще хоть одна страна в мире, где в школах обучают детей учителя, не знающие культуру своего государства и народа?

Каждый неравнодушный учитель должен опять окунуться в книги и наполнить себя многовековым багажом традиционной культуры, без которого в школе работать уже нельзя. Образование должно опираться на духовные устои, унаследованные от прежних поколений.

В этом году Ноябрьское благочиние более масштабно включилось в образовательную систему подготовки кадров по предмету «Основы духовно-нравственного воспитания».

По согласованию и при действенной поддержке муниципального Управления образования в Ноябрьске прошли курсы повышения квалификации учителей. Сертификат государственного образца, полученный слушателями курсов, дает им право преподавать предмет в общеобразовательных школах.

Благочинный Ноябрьского благочиния иерей Роман Маркелов, предварительно ознакомив с тематическим планом работы курсов, напутствовал собравшихся педагогов на плодотворную работу. О новшестве в процессе образования сообщила Надежда Николаевна Гудкова - начальник ноябрьского Управления образования. Впервые принимая участие в работе авторитетного просветительского форума в Москве, она имела возможность познакомиться с выступлением министра образования А. А. Фурсенко непосредственно.

Участники курсов отметили, что в познавательном плане тематика лекций была четко выверена и последовательна. Председатель отдела образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии, кандидат богословия иерей Дмитрий Кирьянов раскрыл значение термина «культура» в православно-христианском миропонимании, познакомил с иконописной традицией и особенностями русского храмового зодчества, церковным пением и духовной музыкой. Интересной была его лекция на тему «Наука и религия».

Заведующий кафедрой церковной истории Тобольской Духовной семинарии, кандидат богословия иерей Вадим Базылев провел краткий экскурс в историю Православной Церкви. Обилием цитат из книги Притчей, других Учительных книг, посланий святых апостолов отличалось выступление преподавателя семинарии отца Михаила Денисова. Знакомя неискушенных слушателей с основами христианской культуры - Библией и Священным Преданием, отец Михаил ненавязчиво ввел педагогов в мир церковной службы, рассказал о сущности двунадесятых праздников. Затем на основании Священного Писания он раскрыл тему о духовно-нравственных основах семьи. На лекции отца Михаила царила удивительная атмосфера духовности и благодати.

Удивительное дело, но светские педагоги, далекие от Церкви и ее жизни, очень чутко восприняли Слово Божие, обращенное к ним. Взяв труд преподавать новый предмет, они должны идти по пути раскрытия в себе образа Христа, чтобы помочь своим учени- кам раскрыть Его в своих маленьких душах, побудив тем самым желание подражать Христу в добродетелях. В этом и заключается истинная задача образования.

Между лекциями, делясь впечатлениями, педагоги говорили, что такая атмосфера любви и добродетели должна достигаться на каждом уроке духовно-нравственного воспитания. Именно в такой атмосфере можно говорить о любви русского народа к Творцу, что отобразилось в живописи, музыке, народных промыслах, традиционном укладе жизни, то есть в его культуре. Для этого необходимо духовно расти самому педагогу.

Как отмечалось на Рождественских чтениях, новый предмет мыслится, прежде всего, как культурологический. Речь идет не о конфессиональной, а о культурной идентичности. Как известно, культурологический фактор вбирает в себя, кроме всего прочего, и историю религии своего народа.

Но достигнет ли воспитательной цели новая образовательная дисциплина, если в центре ее не будет Образа? – Это зависит от того, кто будет преподавать предмет. Об этом говорила гостья из Белгорода – Алла Владимировна Пересыпкина, сотрудник института повышения квалификации учителей, педагог-методист.

Белгородская область в течение последних нескольких лет стала всероссийской экспериментальной площадкой в области преподавания «Основ православной культуры», являющегося обязательным предметом изучения для всех учащихся. Выход за рамки факультатива обусловлен статусом культурологического предмета. Это способствует реализации права ребенка формироваться в лоне отечественной культуры.

Опытный педагог-методист подчеркнула, что работать в данном случае с детьми должен только человек верующий, не допускающий фальши. Отец Михаил Денисов так же говорил о важности предельно искреннего отношения преподавателя к предмету.

«Сейчас нужна вера, – сказал он, – вера в себя, вера в детей, вера в Промысл Божий, что Господь нас не оставит».

И добрые плоды в духовно-нравственном воспитании детей не заставят себя долго ждать.

Ирина Самойлова, г. Ноябрьск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.