Закон РФ об образовании говорит
о механизме сохранения и развития
национальных культурных традиций. Но,
совершенно очевидно, – сегодня этот
механизм практически отсутствует.
Наконец, после долгих дискуссий,
горячих споров в выше обозначенный
Закон Российской Федерации внесена
поправка о том, что основная задача образования – это формирование
духовно-нравственной личности. Из
этого следует, что в нашем государстве подведена законодательная
основа под введение во всех общеобразовательных учреждениях предмета
«Духовно-нравственное воспитание», в
рамках которого российские школьники
смогут познакомиться с Православной
культурой.
Возникает вопрос: кто введет современных детей в удивительный мир
отечественной культуры, неотъемлемой
частью которой является Православие? Вопрос кажется противоестественным. Но давайте задумаемся,
есть ли еще хоть одна страна в мире,
где в школах обучают детей учителя,
не знающие культуру своего государства и народа?
Каждый неравнодушный учитель
должен опять окунуться в книги и наполнить себя многовековым багажом
традиционной культуры, без которого
в школе работать уже нельзя. Образование должно опираться на духовные
устои, унаследованные от прежних
поколений.
В этом году Ноябрьское благочиние более масштабно включилось
в образовательную систему подготовки кадров по предмету «Основы
духовно-нравственного воспитания».
По согласованию и при действенной
поддержке муниципального Управления
образования в Ноябрьске прошли курсы повышения квалификации учителей.
Сертификат государственного образца,
полученный слушателями курсов, дает
им право преподавать предмет в общеобразовательных школах.
Благочинный Ноябрьского благочиния иерей Роман Маркелов, предварительно ознакомив с тематическим
планом работы курсов, напутствовал
собравшихся педагогов на плодотворную работу. О новшестве в процессе образования сообщила Надежда
Николаевна Гудкова - начальник ноябрьского Управления образования.
Впервые принимая участие в работе
авторитетного просветительского форума в Москве, она имела возможность познакомиться с выступлением
министра образования А. А. Фурсенко
непосредственно.
Участники курсов отметили, что в
познавательном плане тематика лекций
была четко выверена и последовательна. Председатель отдела образования
и катехизации Тобольско-Тюменской
епархии, кандидат богословия иерей
Дмитрий Кирьянов раскрыл значение
термина «культура» в православно-христианском миропонимании, познакомил с иконописной традицией
и особенностями русского храмового
зодчества, церковным пением и духовной музыкой. Интересной была его
лекция на тему «Наука и религия».
Заведующий кафедрой церковной
истории Тобольской Духовной семинарии, кандидат богословия иерей Вадим
Базылев провел краткий экскурс в
историю Православной Церкви.
Обилием цитат из книги Притчей,
других Учительных книг, посланий святых апостолов отличалось выступление
преподавателя семинарии отца Михаила
Денисова. Знакомя неискушенных слушателей с основами христианской культуры
- Библией и Священным Преданием, отец
Михаил ненавязчиво ввел педагогов в
мир церковной службы, рассказал о сущности двунадесятых праздников. Затем
на основании Священного Писания он
раскрыл тему о духовно-нравственных
основах семьи. На лекции отца Михаила
царила удивительная атмосфера духовности и благодати.
Удивительное дело, но светские педагоги, далекие от Церкви и ее жизни,
очень чутко восприняли Слово Божие,
обращенное к ним. Взяв труд преподавать новый предмет, они должны
идти по пути раскрытия в себе образа
Христа, чтобы помочь своим учени-
кам раскрыть Его в своих маленьких
душах, побудив тем самым желание
подражать Христу в добродетелях. В
этом и заключается истинная задача
образования.
Между лекциями, делясь впечатлениями, педагоги говорили, что такая атмосфера любви и добродетели
должна достигаться на каждом уроке
духовно-нравственного воспитания.
Именно в такой атмосфере можно
говорить о любви русского народа к
Творцу, что отобразилось в живописи,
музыке, народных промыслах, традиционном укладе жизни, то есть в его
культуре. Для этого необходимо духовно расти самому педагогу.
Как отмечалось на Рождественских
чтениях, новый предмет мыслится,
прежде всего, как культурологический.
Речь идет не о конфессиональной, а о
культурной идентичности. Как известно,
культурологический фактор вбирает в
себя, кроме всего прочего, и историю
религии своего народа.
Но достигнет ли воспитательной
цели новая образовательная дисциплина, если в центре ее не будет
Образа? – Это зависит от того, кто
будет преподавать предмет. Об этом
говорила гостья из Белгорода – Алла
Владимировна Пересыпкина, сотрудник
института повышения квалификации
учителей, педагог-методист.
Белгородская область в течение последних нескольких лет стала
всероссийской экспериментальной
площадкой в области преподавания
«Основ православной культуры», являющегося обязательным предметом
изучения для всех учащихся. Выход
за рамки факультатива обусловлен
статусом культурологического предмета. Это способствует реализации
права ребенка формироваться в лоне
отечественной культуры.
Опытный педагог-методист подчеркнула, что работать в данном случае
с детьми должен только человек верующий, не допускающий фальши. Отец
Михаил Денисов так же говорил о важности предельно искреннего отношения
преподавателя к предмету.
«Сейчас нужна вера, – сказал
он, – вера в себя, вера в детей, вера
в Промысл Божий, что Господь нас
не оставит».
И добрые плоды в духовно-нравственном воспитании детей не
заставят себя долго ждать.
Ирина Самойлова, г. Ноябрьск
|