«Если мы не будем друг друга
тяготы носить, если мы не будем
изо всех сил поддерживать друг
друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро
относиться друг к другу именно
в моменты, когда нам кажется,
что наш ближний недостоин ни
себя, ни нашей дружбы - мы не
исполним закона Христова»
(Митрополит Антоний Сурожский, из
воскресной проповеди Недели
святых Жен-Мироносиц).
Два праздника в этом году разделяет всего один день: 9-е мая – 63-я
годовщина Великой Победы и 11 мая –
Неделя святых Жен-Мироносиц. Наши
отцы и деды, наши мамы и бабушки
умели «друг друга тяготы носить»,
поэтому и победили в той страшной
войне. Весь народ поднялся в едином
порыве перед лицом внешнего врага.
Русская Православная Церковь
всегда молилась за власти и воинство
государства, а в годину тяжелых испытаний тем более встала на сторону
власти и духовно поддерживала воинов
и участников трудового фронта, не
вспоминая о гонениях на Церковь в
20 – 30 годах. Уже 22 июня 1941 года к
народам Советского Союза обратился
с посланием Патриарший местоблюститель, Митрополит Московский и
Коломенский Сергий.
И. В. Сталин от духовной и молитвенной помощи Церкви не отказался. В
годы войны открылись многие храмы,
был вновь избран Патриарх Московский и всея Руси.
И Господь даровал нам Победу.
Неоценим вклад в нее наших славных женщин.
Накануне Недели святых Жен-Мироносиц мне захотелось рассказать
об одной прихожанке Знаменского
кафедрального собора, которая, несмотря на преклонный возраст, каждое
воскресенье приходит на Литургию,
исповедуется и причащается. Многие
из прихожан собора хорошо знают эту
женщину. Ее зовут Васса Васильевна
Елагина. Она плохо видит, у нее болят
ноги, но от любого предложения подвезти ее на машине к храму Васса
Васильевна отказывается. Говорит,
что и в храм, и из храма надо ходить
пешком.
Таким образом Васса Васильевна
отдает свою посильную жертву Богу.
Вассе Васильевне помогают дойти
от дома до храма и обратно прихожане. Мне удалось познакомиться с
Вассой Васильевной и расспросить о
ее жизни. Вот что она рассказала:
«Я родилась в 1918 году, в деревне
Аксарино Ярковского района. Мой отец
погиб в начале 20-х, когда я была совсем маленькой. От отца осталась маленькая иконка Божьей Матери, которая
хранила его на фронте во время Первой
Мировой войны. У отца и мамы долго
не было детей, и тогда они съездили
в Абалак, чтобы приложиться к святой
Абалакской иконе Божией Матери. После этого у родителей родились четыре
дочери: Ефросиния, Александра, Анна
и Васса. В конце 20-х в деревне стало
голодно, и я уехала вначале в Омск,
а потом в Самарово (теперь это город
Ханты-Мансийск). В Самарово работала
кассиром. В те годы не было возможности ходить в храм, но я постоянно
про себя молилась Богу и Архангелу
Михаилу. В 1948 переехала в Тюмень.
Здесь начала ходить в храм Всех Святых. В этом храме тогда служил отец
Яков, потом пришел служить диаконом
отец Зосима. Однажды отец Зосима
благословил меня петь на клиросе.
Вначале было трудно, но мне помогал
Бог и мои подруги: Нина и Тамара. В те
годы не издавалось никакой церковной
литературы, и все необходимые богослужебные тексты мы переписывали от
руки. Я пела и в храме Всех Святых,
и в Знаменском соборе. У меня две
дочери: Тамара и Лида, два внука:
Игорь и Николай, и две внучки: Оля
и Маша. Игорь и Николай – офицеры.
Игорь служил в авиации, сейчас он в
отставке. Николай – подполковник, это
звание он получил досрочно, за героизм,
проявленный в Чечне…»
Накануне Недели святых Жен-Мироносиц я хотел рассказать и о женщинах, которые работают в храме. Но
все они отказывались давать интервью,
говоря: «…Я недостойна, чтобы обо
мне писали в газете, лучше подойти
к более достойной, мне это будет неполезно». Все отказы сопровождались
такими смиренными и светлыми улыбками, что от них в душе становилось
светло и радостно.
При этом мне вспомнился эпизод
из истории Великой Отечественной
войны, о котором поведал бывший
немецкий военнопленный в одной телепередаче: «…Нашу колонну конвоиры
вели через русскую деревню. Вдруг к
нам подбежали русские женщины. Я
весь сжался, думал, что они сейчас
начнут нас бить. Но вместо этого
русские женщины дали нам хлеба и
картошки».
История творится по воле Божией. Русские женщины, сами голодные
и измотанные непосильным трудом,
несмотря ни на что исполняли заповедь Христову: «…А Я говорю вам:
любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас…»
Низкий поклон вам,
дорогие сестры!
Игорь Филиппенко
|