ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№05 2008 г.         

Храм Гроба Господня

Святая Земля, Иерусалим, Палестина – названия, дорогие для всякого христианина. Земля, по которой ступали пречистые ноги нашего Спасителя. Сегодня мы хотим познакомить читателя с Гробом Господним – самым святым местом на земле, пределом желаний всякого паломника. Именно здесь лежало Святое Тело Господа нашего Иисуса Христа, изъязвленного за наши грехи, отсюда воссиял свет Воскресения Христова, здесь совершились чаяния человечества, жаждущего искупления от греха и смерти. Здесь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Храмовый комплекс, именуемый «Храм Гроба Господня», состоит, помимо множества приделов и престолов, из пяти главных частей: Голгофа с местом Распятия, Ротонда с часовней Гроба Господня, храм Воскресения, где находится «Пуп Земли», подземная церковь Елены и еще глубже под землей, придел Обретения Креста.

...Повернув влево от Камня Помазания и пройдя мимо Кивория Трех Марий и лестницы, ведущей на галерею, в армянский храм, входим в Ротонду. Калитка на армянскую галерею обычно бывает закрыта. Но, если вам удастся найти ризничего или кого-либо из армянского духовенства, которые, как правило, охотно позволяют паломникам взойти на галерею, это стоит сделать. С галереи открывается лучший обзорный вид на всю, снизу доверху, Ротонду и стоящую посреди нее Кувуклию Святого Гроба.

Слово «кувуклия» (греч. «кувуклион») означает «ложница, царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле – в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, «первенец из мертвых», открывая всем нам путь к Воскресению.

О месте Воскресения в Евангелии сказано: «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положи- ли Иисуса ради пятницы Иудейской (т.е. из-за приближения субботы, которая на- чинается у евреев с пяти часов вечера в пятницу), потому что гроб был близко (т. е. близко от места распятия – Голгофы)» (Ин. 19, 17-20, 41-42).

Сейчас, стоя перед Кувуклией, под величественным куполом Ротонды, трудно представить себе, что если бы мы перенеслись в евангельскую эпоху, то оказались бы на месте небольшой горы близ Иерусалима, почти сразу за его стенами, которая еще с IX века до нашей эры служила каменоломней. Скала, которую Евангелист называет Голгофой, несколько возвышалась над нею. К началу нашей эры карьер давно был заброшен и превратился в загородный сад, по его склонам совершались захоронения (в пределах храма обнаружено несколько гробниц). Вход в ту из них, которой суждено было стать Гробницей Господа, находился у подножия западного склона. При саде состоял, очевидно, сторожсадовник, за которого в утро Воскресения Магдалина примет Спасителя. А сама гробница, как указано в Евангелии, принадлежала известному и состоятельному лицу, Иосифу Аримафейскому, члену еврейского Синедриона. Он был тайным («страха ради иудейска») учеником Спасителя, но человеком достаточно влиятельным, чтобы обращаться к римскому прокуратору с личной просьбой. «Он, придя к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело: и, взяв Тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею и положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери Гроба, удалился» (Мф. 27, 58-60).

Иными словами, гробница закрывалась, как принято было у евреев, большим вращающимся, вернее, перекатывающимся по специальному желобу камнем, достаточно тяжелым и громоздким для того, чтобы жены-мироносицы, пришедшие на рассвете к Гробу (а их было не менее трех-четырех), озабоченно спрашивали друг друга: «Кто отвалит нам камень от двери Гроба? А он был весьма велик» (Мк. 16, 3-4). Близкое представление о величине и устройстве камня можно составить по аналогично устроенному входу в так называемые Царские Гробницы на улице Саладина в Иерусалиме. (Они датируются 44 г., т.е. близки по времени к дате Распятия). «Отвальный камень» Иисусова Гроба тоже был первоначально большим. Просто в течение столетий, по простодушному признанию русского купца-путешественника XVI в. Трифона Коробейникова, «тот камень для благословения брали на мощи», т.е. уносили по кусочкам. Оставшаяся часть в приделе Ангела не случайно хранится ныне в запечатанном со всех сторон виде.

По внутреннему устройству Гроб представлял собой высеченную в скале пещеру с ложем-аркосалием в погребальной камере и входным помещением перед ней, называемым обычно на французский манер антишамбром – теперь это придел Ангела.

Но вернемся к Кувуклии – такой, как мы видим ее сегодня. Невысокий, в одну ступеньку, подиум соединяет ее с Триумфальной Аркой и лежащим за ней храмом Воскресения. Перед входом в Кувуклию по обе стороны расположены невысокие мраморные преграды со скамьями, на которых – и за которыми – стоят высокие подсвечники, принадлежащие как православным, так и католикам, и армянам. Они возжигаются последовательно при начале службы каждого из исповеданий.

Над входом в Кувуклию в четыре ряда висят лампады, всего их сорок. Тринадцать – верхний ряд – латинских, тринадцать – нижних – армянские. Столько же – два средних ряда лампад – принадлежит православным. Число лампад строго оговорено и входит в условие общего status quo. Так, например, когда великая княгиня Елизавета Федоровна хотела пожертвовать в Храм в 1905 г. серебряную лампаду в память об убитом великом князе Сергее Александровиче, председателе Императорского Православного Палестинского Общества, Патриарх Иерусалимский Дамиан благословил заменить новой, русской поминальной лампадой одну из прежних греческих. Размеры Кувуклии – восемь с небольшим метров в длину и около шести в ширину. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане – именно в этой части заключается Святой Гроб – и восточной, почти прямоугольной (размером 3,4 на 3,9 квадратных метров). В этой восточной части – антишамбре – расположен, как мы уже сказали, придел Ангела. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег» (Мф. 28, 2-6).

Пьедестал с частью священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит святым престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (при обычной службе Евхаристия совершается на антиминсе, простертом на самом Тридневном ложе). В северной и южной стенах часовни видны овальные отверстия-«оконца» для передачи Святого Огня в Великую Субботу.

Южное оконце – для армян, северное – для православных. Чтобы войти в дверь Святой Гробницы, нужно склонить голову – так не высок вход. Можно быть уверенным, что первоначально, пока высеченный в природной скале Гроб не превратился в священную часовню, вход был еще ниже.

Склонясь перед входом в самое святое на земле место, обратите внимание на мраморное убранство дверей. На левом дверном столпе скульптор изобразил небольшие фигурки жен-мироносиц, на правом – простирающего к ним руку Ангела. А между ними – словно живой мраморный полог тяжелыми складками осеняет вход. Лентой вдоль складок идет греческая надпись со словами Ангела: «Что ищете живого среди мертвых?

Его нет здесь, Он воскрес». Уникальной особенностью изображения в Кувуклии является точное надписание имени Ангела. Оказывается, это Архангел Гавриил. Он no воле Божией должен был возвестить Пресвятой Деве в Назарете светлую радость Богоматеринства, Он же в пасхальное утро в Иерусалиме благовествует Ей и мироносицам тайну Воскресения...

...И мы входим в пещеру Гроба. Небольшое пространство (207 на 193 см) почти наполовину занято справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой. Она впервые появилась в Кувуклии в 1555 г. и нарочно разрезана пополам, будто бы для того, как сказано в источниках, чтобы турки не польстились и не украли ее. Последний человек, который видел в 1810 г. подлинное каменное ложе Спасителя, Максим Симеос, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии.

Почти всегда вереница верующих – разных стран, наций, исповеданий – стоит перед Кувуклией, ожидая своей очереди войти помолиться на святом месте. Размер Гробницы не позволяет поместиться в ней более чем троим-четверым. Поэтому неписанный обычай позволяет каждому провести здесь в коленопреклоненной молитве не больше трех минут. Многие кладут на

Святое Ложе принесенные с собой святыни, крестики, медальоны, которые получают при этом освящение. Православные паломники (особенно паломницы) стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной части ложа. От усердия паломников здесь образовалось, если присмотреться, заметное углубление.

Мало у кого хватит духу в первый момент прикосновения к святыне отвлечься и оглядеть убранство полутемной часовни. Лучше сделать это при втором, третьем посещении Кувуклии. Тогда вы заметите, что на мраморной полочке, идущей по сторонам Тридневного Ложа, помещены три иконы Воскресения – по одной от каждого из христианских исповеданий, которые совместно владеют святыней. Вы увидите греческую надпись на красном бархатном воздухе, под средней иконой: «Христос Анести!» – «Христос Восресе!»

И еще раз подумаете о том, что находитесь в единственном на земле месте, где всегда Пасха, где во все дни года звучит, не смолкая, на всех языках гимн Воскресению:


Христос Воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех
Живот даровав.

Мы называем наш праздник Пасхой, потому что Христос распят был в канун Иудейского праздника Пасхи. Но что значит сам этот ветхозаветный праздник? В библейской книге «Исход» рассказывается, как накануне ухода из Египта, когда Бог готовил казнь египтянам («и поражу всякого первенца земли египетской»), дан был завет Моисею: пусть каждая семья в ночь 14 авива (потом этот месяц у евреев будет называться нисан) съест испеченного на огне ритуального жертвенного агнца, «и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей, в домах, где будут есть его». Эта кровь должна была стать знаком для Карающего Бога – пройти мимо этих дверей, помиловать, не тронуть евреев.

И Бог прошел мимо. Моисей благополучно вывел народ из Египта, перевел, «яко по суху», через Красное море. И учредил праздник, который назвали «Пасха», что в переводе с еврейского и означает: «прошел мимо».

Много веков промчалось после Моисея. Только пришествие Христа, судьба Его при жизни и судьба Его Церкви после Голгофы и Вознесения, – только они показали, как таинственно может «сбываться» в истории смысл непонятных древних слов.

Праздник Пасхи, для которого пришел Иисус с учениками в Иерусалим, стал для Него «пасхой страданий». Само еврейское слово «пасха» было в Церкви осмыслено по-новому.

В греческом языке глагол «пасхо» значит «стражду, страдаю, претерпеваю муку». Христос и есть Пасха, как поется в праздничной стихире, – Крестная Мука и Крестная жертва человечества. Потому Он и Агнец, ибо Его заклали в жертву. И кричали в ритуальном экстазе: «Кровь Его на нас и на детях наших», – думая, что Его Кровь будет снова агнчим знаком для них, для «отмазывания» их грехов, чтобы кара Господня минула, прошла мимо.

Так случилось, что Господь действительно «прошел мимо» избранного народа – к грешникам и язычникам, мытарям и блудницам. «Пришел к своим, – скажет Евангелист Иоанн, – но они Его не приняли». А мы, грешные, глупые, неизбранные, приняли. И увидели Воскресение Его, и пронесли через два тысячелетия в своем сердце.

Продолжая осмотр, вы заметите на западной стене Гробницы, слева от мраморного ложа, икону Богоматери редкой иконографии. Пресвятая Дева изображена на ней как дева- мироносица – с сосудом святого мира в руках. Часовню осеняют пятнадцать лампад, в три ряда, – тоже по числу основных исповеданий.

Выходить из часовни принято спиной, лицом к Святому Гробу. Но если вы позволите себе поднять глаза и прочесть, при выходе, ктиторскую надпись над дверью, вы сможете помянуть в молитве и создателя Кувуклии – архитектора Комненоса из города Митилены. Это он, восстановив в 1810 г. часовню после трагического пожара 1808 года, придал ей тот архитектурный облик, в каком мы знаем ее сегодня: в форме почти правильного параллелепипеда, с балюстрадой наверху и небольшим, но сложным по форме трехчастным куполом.

Любопытной архитектурной деталью Кувуклии является пристроенная к ней с западной стороны маленькая часовня коптов. По легенде, – так, во всяком случае, рассказывают иногда паломникам коптские монахи, – при перестройке Ротонды и Кувуклии после пожара 1808 г. самая ниша Святого Ложа была нарушена и как бы усечена в западной своей части, так что место, где покоилась голова Спасителя, находится будто бы теперь у них, в коптской часовне.

Это, разумеется, легенда. Небольшой престол на этом месте существовал с византийских времен. Крестоносцы называли часовню «Кавет» (на нормандском диалекте французского языка «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. Видимо, к французсконормандскому обозначению и восходят истоки нынешнего коптского предания о «голове».

Что касается самой Ротонды, практически все, что мы видим в ней сегодня, относится к позднейшим эпохам. Но и сейчас, глядя на купол Ротонды, воздвигнутой по образцу римского Пантеона и подобных ему древних зданий, невольно поражаешься архитектурной смелости и полету религиозной мысли древних архитекторов. «Полетность» купола обеспечивается инженерно надежной системой столпов, колонн и перекрытий. Прочный и легкий цилиндр Ротонды состоит по вертикали из трех ярусов. Главный, нижний, держит верхние на шести квадратных столпах и десяти расставленных между ними круглых коринфских колоннах. Столпы попарно размещаются с северной, западной и южной сторон. Колонны – по три между южной и западной и, соответственно, западной и северной парами столпов и по две, с юга и севера – примыкают к Триумфальной Арке в восточной части Ротонды. Эту массивную величественную конструкцию, воздвигнутую Константином IX Мономахом при восстановлении храма в 1048 г., называют еще «Аркой Мономаха».

Первоначально все столпы и колонны стояли отдельно, Ротонда «дышала». После перестройки 1810 г., в целях укрепления надежности конструкций, западные столпы и колонны были соединены стеной. Есть основание думать, что кроме технических, при этом руководствовались и «приватизаторскими» целями: внешнее кольцо Ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища.

Из верхних ярусов Ротонды третий, верхний, полностью принадлежит православным грекам. Второй, средний, представляющий собой как бы балконную галерею с аркадами, разделенную также шестнадцатью колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между армянской и католической общинами. Галереи северной стороны принадлежат католикам, южной – армянам (на армянской стороне, на галереях, расположены две церкви). Над ними – ярус с ложными арками, принадлежащий, как мы уже сказали, грекам. Еще выше, после широкого архитрава, расположена «малая галерея», в шестнадцать арок, в проеме каждой из которых помещено по пять лампад – они уже как бы «врезаны» в полусферу купола.

Купол Ротонды был, быть может, самым уязвимым местом храма во всей его многострадальной истории. Его сожгли персы (и восстановил патриарх Модест в 630 г.), разрушил Хаким Безумный (и восстановил Константин Мономах). В Российском Государственном архиве древних актов сохранились документы о том, как московское правительство в XIV в. посылало деньги на ремонт обвалившегося Купола. О катастрофе 1808 г. мы уже говорили. Но и восстановленный после пожара Купол вскоре прохудился и отчаянно протекал уже в 1840-1860 гг. Тогда возникло даже известное в истории дипломатии «Дело о Куполе». Ведь ремонт в Храме Гроба Господня – всегда не просто ремонт. Кто починит Купол, Тому он и должен принадлежать. После долгих дебатов пришли к «консенсусу»: работа проводилась по проекту русского архитектора М. И. Эппингера, средства дали российское и французское правительства, а когда paботы были окончены, в 1865 г., символические «ключи» от починенного храма французский консул, в присутствии российского, передал турецкому губернатору Иерусалима, а тот вручил их по принадлежности православному Патриарху. Но злоключения Купола на этом не кончились. Он «трясся», вместе с Кувуклией и всем Храмом, при землетрясении, когда Господь тронул земную ось 14 октября 1927 г., горел в 1934 г., пострадал от израильского снаряда в первую израильско-арабскую войну 1948 г.

В 1952 г. была созвана первая из предварительных трехсторонних (православно-армянско-католических) комиссий по выработке проекта радикального ремонта храма. Только в 1977 г., когда ремонтные работы по храму были в основном закончены, решились приступить к реконструкции Купола.

Современный Купол – эта система стальных арок с тонким слоем армированного бетона, со свинцовым (так делалось и прежде) покрытием снаружи и штукатуркой изнутри. Собственно строительные работы, начатые в 1977 г., заняли три года, уже в 1980 г. конструкция Купола была завершена. Леса простояли еще 17 лет – долго не могли прийти к единому мнению о художественной отделке интерьера. Когда перед Пасхой 1997 г. леса были сняты, оказалось, что было найдено самое простое и выразительное решение. Внутренняя поверхность Купола украшена золотой звездой в виде тройной «славы»: двенадцать больших «лепестков», двадцать четыре «малых» и еще 50 более «тонких» и острых лучей. Над ними – короткий цилиндр барабана, украшенный золотыми звездами, и застекленное «око».

Нижний ярус Ротонды имеет три симметричных абсиды – на юг, запад и север. Вся южная часть принадлежит, как мы уже говорили, армянам. В западной абсиде, напротив Коптской часовни, расположен так называемый «придел Никодима», принадлежащий Сирийской (Сиро-Яковитской) Церкви. Теперь и им владеют армяне, разрешающие сирийскому духовенству совершать здесь богослужение по воскресным и праздничным дням. Тогда облачается алтарь, и придел приобретает привычный церковный облик. В другие дни это самый сиротливый и неухоженный из приделов храма. Небольшой проход ведет из него к двум гробницам, с так называемыми «кокким» – маленькими нишами для помещения в них оссуариев – костехранильниц. Церковное предание называет эти гробницы, соответствующие иерусалимской погребальной практике I века и подтверждающие точность евангельского рассказа о наличии погребений в саду у Голгофы, могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. После того как праведный Иосиф уступил свой, заранее уготованный гроб для погребения Спасителя, сам он был похоронен здесь.

Северная часть Ротонды принадлежит Католической Церкви. Первое, что мы видим, это придел, точнее, престол Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне массивного столпа – современная икона, изображающая встречу Магдалины с Воскресшим Спасителем. Динамичное, с удлиненными пропорциями фигур, в резком ракурсе выполненное изображение, хотя и несет на себе безошибочно узнаваемую стилевую печать немецкого экспрессионизма 1920 гг., не лишено своеобразной религиозной одухотворенности.

Католикам принадлежит также церковь Явления Воскресшего Господа Пречистой Его Матери (православная традиция не знает храмов и икон на эту тему). Главной святыней этого францисканского храма является находящийся справа от алтаря в специальной нише фрагмент порфировой, 0,75 м в вышину, «колонны Бичевания» – той колонны, к которой был, по преданию, привязан Христос, когда римские воины по приказу Пилата избивали Его бичами. В этой же церкви почитается место воскрешения умершей женщины от прикосновения Животворящего Креста Господня при его обретении.

Выйдя из капеллы францисканцев, видим слева массивную дубовую дверь, ведущую в сакристию. Здесь главной достопримечательностью являются меч и шпоры Готфрида – командующего армией крестоносцев, освободителя Иерусалима в 1099 г. Меч (в ножнах) и пара шпор находятся в застекленной витрине на стене, слева от входа. Эти реликвии используются и в наши дни при традиционной церемонии посвящения Латинским Патриархом в «рыцари Святого Гроба».

Из книги «Приди и виждь. Свидетельства Бога на Земле» - М.: Информационное агентство Русской Православной Церкви, 2000.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.