Глава Челябинско-Златоустовской
епархии РПЦ митрополит Иов обратился к собратьям-архиереям с
просьбой донести до всех верующих
информацию о недопустимости
почитания лжесвятого «отрока Вячеслава». Мальчик, умерший 15 лет
назад, стал героем нескольких книг,
популярных в православной среде,
и теперь на его могилу съезжаются
паломники со всей России. По мнению экспертов, феномен «святого
Славика» еще раз свидетельствует
о катастрофически низком уровне
религиозного сознания наших сограждан.
Слава Крашенинников, 11-летний
мальчик из города Чебаркуль, страдал
тяжелым заболеванием крови и умер
полтора десятилетия назад. Сегодня над
его могилой сооружена усыпальница,
заставленная иконами, в том числе
самого Славика. Сюда съезжаются со
всей страны паломники, читаются молитвы и поются сложенные в его честь
акафисты. Камешки, насыпанные возле
могилы, раздают приезжим. Не даром – за пожертвования.
Популярность Славика приобрела
такой размах, что митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк)
создал комиссию по расследованию обстоятельств появления этого культа.
А в понедельник, после завершения ее работы, обратился к архиереям РПЦ
с письмом, в котором попросил разъяснить духовенству и мирянам недопустимость поклонения чебаркульскому
лжесвятому.
О мальчике написано несколько книг,
бойко раскупаемых в церковных лавках.
Причем некоторые изданы по благословению духовенства. Самую первую
– «Чудеса и предсказания отрока Славика» – сочинила его мама Валентина
Крашенинникова. В ней повествуется о
том, как однажды крошка-сын признался,
что помнит себя задолго до рождения:
«Знаешь, мамочка, мне много-много
лет. Я очень древний! Была полотняная
дорога, я несся по ней с огромной скоростью и остановился только у глубокой
пропасти... А рядом с собой я увидел высокого человека, одетого как бы в
монашеские одежды». Человек этот
перешагнул через пропасть и велел Славику последовать его примеру. Что он и
сделал. «Потом я остался один, прошел немного вперед, свернул в сторону на
какую-то твердую, темную дорогу... Пресвятая Троица и мои друзья дали мне
понемногу от себя силы. И я отправился к вам, сюда, на грешную Землю».
В раннем детстве Славик упал и получил сотрясение мозга. После чего, по
словам матери, стал «слышать голоса» и
«пророчествовать». Он говорил, к примеру, что «птиц убивать нельзя – птицы
участвуют в сотворении времени», а «в
космос летать нельзя, потому что из
космоса, когда ракета летит на Землю,
несет за собой невидимые кристаллы,
которые упадут на нее и все, что попадет под них, раздавят». Предрекал
Славик и войну в Чечне, и 11 сентября,
и ваучеризацию, и даже «дьявольские»
ИНН. Много рассуждал об устройстве
ада, но о рае почти не упоминал. «Когда
я спросила: «Почему ты рассказываешь
в основном про ад?» – пишет Валентина Крашенинникова. – Славик ответил:
«Чтобы задумались и не попали туда, а
про рай пока недостойны слушать». Еще
он сказал, что скоро почти все бесы
вылезут на поверхность Земли, и в аду
будет спокойнее, чем на Земле».
Экспертная комиссия, изучавшая
книгу г-жи Крашенинниковой, установила, что занимательная демонология
«святого отрока» навеяна коллизиями
американских «ужастиков». Обнаружились и параллели с оккультной и эзотерической литературой.
Трудно сказать, что в этом опусе
фантазии Славика, а что – выдумки
автора. Но, несмотря на все несуразности, книга матери Славика имела
успех. И вскоре за ней последовали
две другие – «Отрок Вячеслав» и «Бог
говорит избранникам своим», автор
которых Лидия Емельянова. В них приводятся многочисленные свидетельства
о посмертных явлениях мальчика и сотворенных им чудесах. Так, в декабре
2002-го к некоему «схимнику N» якобы
пришла Божья Матерь в сопровождении
Славика и, указав на него, сказала:
«Се оставляю вам отрока во спасение
и милость. Многим странам и языкам
от России будет спасение чрез отрока
сего Вячеслава».
Дальше – больше. Оказывается,
камешки с могилы Славика целебные
и умеют размножаться. Целебны также
земля и снег, причем они втираются
в кожу, как мазь. Вот читатели и едут
в Чебаркуль, и поют ему акафисты, и
крестятся на его икону...
Все это было бы смешно, когда
бы не было так грустно. Однако поражают не сказки, сочиненные о «чудомальчике», а то, как легко в них верят
сотни и тысячи людей. Впрочем, если
в православной среде немало тех, кто
почитает за святых Ивана Грозного,
Гришку Распутина и даже Сталина,
нечего и говорить о больном ребенке.
Другое дело – что на нем совсем неплохо наживаются взрослые.
Михаил Поздняев, http://www.news.mail.ru
|