|
Вот уже две недели под сводами
наших православных храмов звучит
радостное приветствие: «Христос
Воскресе!», возвещающее миру
победу добра над злом, света над
тьмой, жизни над смертью. Первым, кто передал человечеству эту
радостную весть о Воскресении
Христовом, были святые жены-мироносицы во главе с Пречистой
Девой Богородицей. И поэтому
Православная Церковь сегодня, в
третью неделю по Пасхе, призывает
всех прославить их память. Между
мироносицами у всех евангелистов
первой упоминается Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов. За ней другая
Мария, матерь апостолов Иакова и Иосии. Саломия, матерь
апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна;
Марфа и Мария, сестры Лазаря.
Все они так искренно были
преданы Господу Иисусу Христу, что служение Ему считали
своей высшей обязанностью и
величайшим счастьем. Марфа
и Мария часто принимали Господа у себя в доме, выражая
ему свою любовь, преданность
и благодарность в заботливом
угощении и усердном слушании
Его слов. Особенно благодарная
любовь Марии проявилась в последнем посещении Господом
семейства Лазаря. Мария возлила фунт драгоценного нардового масла на голову Спасителя
и таким образом еще до смерти и погребения Его вступила в чин мироносиц.
Другие мироносицы были спутницами Спасителя во время Его
странствий с проповедью о Царстве
Божием и учились у Него святой
вере, святой жизни и, владея достаточными жизненными средствами,
служили Ему в земных нуждах от
имений своих.
Из евангельской истории нам
хорошо известно о скорбных часах страданий Господа, когда Его
оставили почти все ученики. И
только жены-мироносицы следовали
за Ним, когда Он, изнемогая под
тяжестью креста, шел на Голгофу.
Эти женщины горькими слезами, не
таясь, соболезновали Ему. Не испугало их землетрясение, не устрашила внезапная тьма, не увлекла их
толпа, расходившаяся с Голгофы после совершенного злодеяния. После
смерти Спасителя тайные ученики
Христовы Иосиф Аримафейский и
Никодим сняли с Креста пречистое Его
Тело и погребли в саду близ Голгофы,
святые жены непоколебимо следовали
за Ним и видели, где и как был погребен Господь. Возвратившись к себе, они
приготовили благовония, которыми намазывали тело погребенного. В субботу
они оставались в покое, как повествует
нам евангелист Лука. В первый же день
недели, еще в предрассветной темноте,
святые жены поспешили с приготовленными ароматами ко Гробу своего
Учителя. Этот подвиг, от исполнения
которого их не удержали ни ночной
мрак, ни злоба иудеев, был вознагражден несказанной радостью. Святые жены
первыми увидели воскресшего Христа,
первыми услышали Его приветствие:
«Радуйтесь!» И первыми возвестили апостолам о Его Воскресении, а через них
всем людям. Святая Церковь, празднуя
Христово Воскресение, призывает своих
чад к радости.
О чем же радоваться? Не о том лишь
призывал Он радоваться Матерь Свою,
что снова увидела Она живым и ходящим по земле Своего Сына, Которого
с такой великой скорбью оплакала уже
как распятого и погребенного. Радость
Богоматери была особенно велика и
свята потому, что Божественный Сын
явился Ей с радостной вестью о том, что
Он открывает через Свое Воскресение
неисчерпаемый источник радости всем
людям. Своим Воскресением Господь
наш Иисус Христос очистил людей от
греха, снял клятву, открыл источник
благословения небесного, ради которого
и земная жизнь людей должна стать
радостнее.
Нам хорошо известно, с какой горячностью чуткие сердца женщин откликнулись на проповедь Спасителя. Эти
святые жены показали на деле глубину
веры, любви и преданности своему
Учителю. Их влекла любовь к Нему как
во время земной Его проповеди, ознаменованной многими чудесами, так и
во время Его уничижения, страданий на
Кресте и тогда, когда Его бездыханное
Тело лежало во гробе. Они остались
верными до конца. Святые жены-мироносицы, проявившие свою любовь
к Спасителю, служили Ему и тем, что
заботились о достойном погребении Его
пречистого Тела, тем самым положив
начало служения женщины в Святой
Церкви, являющейся телом Христовым.
Такое служение стало возможным вследствие дарованного Господом равенства
для всех людей, независимо от пола,
национальных, расовых и общественных
различий. Служение женщины уже в
Древней Церкви приобрело свои особые
формы. Оно выражалось в заботе о
добром христианском воспитании детей,
о сиротах и больных. Известные своей
праведной жизнью диакониссы помогали
пресвитерам при совершении Таинства
Святого Крещения. Первые же христианские общины имели уже в своей среде
и женщин, которые делами милосердия,
заботой о насущных потребностях ближних способствовали христианской проповеди. Их подвиги благочестия вызывали
восхищение язычников.
Святые женщины были среди первых христианских мучеников за веру,
и своей святой кровью запечатлели
истинность евангельской проповеди.
Многие женщины помогали благовестию
Христова учения, известны имена таких
провозвестниц, и мы чтим память равноапостольных: Елены, матери Константина Великого; Нины, просветительницы
Грузии; Ольги, просветительницы наших
предков – славян. Их подвиг самоотверженного служения является продолжением подвига святых жен-мироносиц.
Дорогие братья и сестры! Много и
в нашей среде женщин, подражающих
мироносицам, которые своей глубокой
верой, любовью и преданностью Господу, своей материнской лаской, примером
высоконравственной христианской жизни и добрым словом помогают людям
строить Царство Божие внутри себя, в
своем сердце.
Святой апостол Петр наставляет, к
какой высоте нравственного достоинства
должна стремиться женщина-христианка:
«Да будет украшением вашим не внешнее… но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»
(1 Пет. 3,3-4).
Апостол Павел также призывает
женщин-христианок хранить чистоту и
святость христианской жизни. Жизнь
по христианским заповедям есть путь,
на который зовет нас своим примером
служение святых жен-мироносиц. Для
всех нас открыт этот спасительный путь
– путь правды, путь искренней веры, горячей любви и неизменной преданности
Господу Иисусу Христу в продолжении
всей жизни, во всяком состоянии, среди
всех мирских превратностей, в счастье
и несчастье, в скорби и в радости, в
богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной – путь
наследования вечной жизни.
Нам сегодня не нужно приносить
миро для помазания пречистого Тела
Господа Иисуса Христа, вознесшегося на
небо. Во дни Его земной жизни оно тоже
было не нужно, потому что Само Божественное Тело издавало необыкновенное, чудное благоухание, как источник
святыни, нетления для всех верующих
в Господа. Но так как мы сами – «тело Христово, а порознь – члены» (1. Кор.
12,27), то всем нам нужно приносить
Ему в дар в своем лице и лице ближних
миро добродетели, смирения, незлобия
и послушания; воздержания, чистоты
и целомудрия; милостыни и взаимной
помощи, терпения и великодушия, нелицемерия и правоты.
Дорогие сестры-христианки! В эти
пасхальные радостные дни от всей души
поздравляю вас с вашим светлым праздником жен-мироносиц. Пусть ваша жизнь
во Христе будет приятным благоуханием
Господу нашему Иисусу Христу.
Протоиерей Николай Матвийчук,
благочинный Ханты-Мансийского благочиния
|