ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№05 2007 г.         

Людей любить надо просто потому, что мы люди.

Недавно в Солобоевской средней школе Исетского района состоялся круглый стол по проблемам воспитания детей. В нем приняли участие преподаватель истории ГЕРАСИМОВА Наталия Викторовна (педстаж 26 лет), социальный педагог БАШИРОВА Тамара Семеновна (педстаж 20 лет), заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель русского языка и литературы БЕЛОВА Анна Викторовна (педстаж 9 лет).

Н. В. Герасимова: На мой учительский взгляд, проблемы с детьми возникают там, где есть проблемы с родителями. Сегодня многие отцы и матери в сельской местности не имеют рабочих мест, а значит и не могут заработать средства на содержание семьи. Государство заботы об этих родителях, об их трудоустройстве, социальном благополучии не проявляет, а, значит, не проявляет и заботы о детях. А ведь там, где плохо родителям, детям не может быть хорошо. Что бы ни говорили с высоких трибун, семья у нас не в чести. Да, когда человеку совсем плохо - помогут, а пока семья хронически беспросветно, худо-бедно мается со своей нуждой, до нее дела нет. Вот ученик наш, пятнадцати лет. Знаем, что и поесть-то толком у него дома нечего, и одежды у парня не то что модной, доброй-то нет. Начнешь с ним говорить спокойно - а он все в штыки принимает! Колючий, как еж!

Т. С. Баширова: Мы с учителями, когда подобные ситуации обсуждаем, всегда говорим: "А если поставить в такие условия нас? Дома - все запущено, родители потеряли интерес к жизни, при удобном и неудобном случае стараются горе утопить в бутылке. А ребенку-то надо в школу идти каждый день, учиться, общаться. И никому нет дела, во что ему одеться, обуться, что у него в желудке. И самое главное - что на душе".

А.В. Белова: Да, в селе - не в городе. Нам хорошо знакомы семьи наших учеников. Мы представляем условия, в которых они учатся и растут. Сельский учитель на 100% знает, голоден его ученик или нет.

Т.С. Баширова: Помню, одного нашего ученика (он сейчас в армии), мы просто просили: "Ходи в школу, пожалуйста". И он ни одного дня не пропускал. Да и то сказать, в школе-то он хотя бы горячего поест. Родители пили. Сначала отец умер, потом - мать. Хлопотала об установлении ему гражданства, об оформлений пенсии. Наталья Викторовна у него классным руководителем была - всем парню помогала. И продуктами, и словом добрым...

Или еще одна девочка с непростой судьбой. Мама ее решила в очередной раз устроить личное счастье. Родила ребенка и уехала с его отцом в Новосибирскую область. А дочь-старшеклассница, не принявшая материнского выбора, осталась вне семьи. В детский дом оформляться категорически отказалась. Жила одна, училась, вела хозяйство, печку даже сама починила. Конечно, кормили ее в школе бесплатно, продуктами помогали и из магазина, и из дома. Опять же Наталья Викторовна и молока своего принесет, и соленья-варенья. Опекали, как могли. Боялись за нее очень - ведь одна дома, но, слава Богу, все обошлось. Училась она хорошо, по натуре девочка добрая. Успешно закончила школу и учится сейчас в политехническом колледже в Тюмени.

А.В.Белова: С ребятами мы часто и во внеурочное время, и в рамках изучения курса литературы говорим о том, что людей надо любить просто за то, что мы люди. Мы не властны судить других за проступки на то есть Бог. Но в нашей власти помочь другому, даже просто искреннее ему посочувствовать. Ведь душа согревается теплом другой души! Мы всегда видим, кому плохо из окружающих. Тут надо перешагнуть через свое равнодушие. А если к тебе напрямую обращаются с просьбой о помощи - всегда надо помочь. И найти другому оправдание, если он поступил безнравственно или даже подло. Конечно, когда с ребятами говоришь на подобные темы, они часто возражают - дескать, с такими качествами в современном мире можно пропасть. Мол, чем человек скромнее, отзывчивее, самоотверженнее, чем он более кроткий, тем ему сложнее. Стараюсь им доказать обратное. На примерах из жизни и литературы. Вообще я сама по мере сил пытаюсь жить именно так.

Н.В.Герасимова: Напротив меня жил ссыльные после отбытия срока наказания в тюрьме. Его в деревне чурались, никто даже молока не продавал. Он ко мне, как и ко всем, обратился с просьбой о молоке. Я сразу же согласилась. Он обрадовался: "Спасибо. А то мне вся улица отказала". И знаете, он окозался добрейшей души человек. Всегда вежливый, грамотный, много знал, интересно с ним было поговорить. И всегда вовремя рассчитывался за молоко. Лет 5 назад его убили. Очень было жалко этого несчастного и, несмотря ни на что, хорошего человека. А.В.Белова: В этом году я впервые была на Рождественских образовательных чтениях в Тюмени. Они проходили в областной филармонии. Это совместное мероприятие ТобольскоТюменской епархии, правительства области, департамента образования. Честно сказать, я была поражена масштабом этого события и духом, на нем царящим. Духом нравственного поиска в координатах православия. Я до сих пор нахожусь под большим впечатлением от пережитых открытий и встреч. Я много рассказывала об этом нашим детям. Они очень заинтересовались. Сначала ребята думали, что это просто елка, колядки, подарки. Но когда я им сказала, что в наше время есть такие же, как они, молодые люди, которые не плывут по течению, а избирают для себя совсем иное поприще - жизнь в Церкви, служение высоким идеалам, мои ученики были удивлены. Конечно, сегодня не столь частое явление, когда молодые сознательно строят свою жизнь на духовной основе, постигают ее смысл, начала и концы. Тем более это приятно видеть.И какие они все красивые, чистые, умные, молодые! Это я говорю о ребятах из Тобольской семинарии, которых впервые увидела на Рождественских чтениях. Один мой девятиклассник сказал: "Вот куда надо пойти учиться!"

Н.В.Герасимова: Вообще, у детей чувствуется интерес к христианству, к Церкви. Мы вот делали с нашими краеведами-школьниками макет церковноприходской школы, которая была в нашем селе до революции. Изучали архивные материалы, а потом мастерили. И дети с такой радостью отмечали, какой это был ладный, аккуратный домик, как хорошо в нем, наверное, было учиться...

Т. С. Баширова: Да, ввели хотя бы один час в неделю преподавания детям основ православия. И нас бы этому поучили (улыбается). Все было бы по-другому. Я после школы училась в Тобольском педагогическом училище (под горой). А на горе -Софийский собор. За ним - большой стадион, мы туда на физкультуру бегали мимо храма. Как нас в церковь тянуло! Хоть на минутку, в трико, а забежим по дороге на урок. Бабушки нас, конечно, ругали, что мы в таком виде в храм являлись. А мы в другой раз опять на минуточку да забежим! Свечи горят, с икон на нас такие добрые глаза смотрят, поют что-то красивое, церковное. И так хорошо становилось на душе... Но я тогда не крестилась, меня бы сразу исключили из училища имени Владимира Ильича Ленина.

Н.В.Герасимова: Да, нас воспитывали как атеистов. А наши бабушки и мамы все равно на Пасху красили яйца, вербочки приносили на Вербное воскресенье, птичек пекли на Благовещенье. Но мы и до сих пор по сути ничего не знаем, что стоит за этими символами и обрядами? И когда спрашивают о чем-то церковном дети, ответить им не можем.

Помню, во времена моего школьного детства, одноклассница в праздник Благовещенья пришла в школу с распущенными волосами. А тогда этого не допускалось, мы все ходили в школу с заплетенными косами. Она учителям поясняет, как ее бабушка научила: "Сегодня Благовещение, птица гнезда не вьет, девица косу не плетет". Ее сразу к директору "на ковер", стыдили да ругали, потом отцу на работу сообщили, того тоже воспитывали и стращали. А на следующий день девочка эта пришла в школу с короткой стрижкой. Обстригла косу в знак протеста.

А. В. Белова: Я на уроках стараюсь не углубляться в сугубо духовные вопросы. Не потому, что это мне или детям не интересно, а потому, что не хватает здесь моей педагогической компетенции. Боюсь сказать что-нибудь не то. Учебники литературы Кутузова, в которых как будто бы и есть особый раздел "Духовная литература", по сути никак не интегрируются с духовным образованием, и даже ориентированы больше на зарубежную, чем отечественную литературу. Объем материала по духовному разделу очень схематичен, сжат. Я чувствую, чтоб говорить на эти темы внятно, нужно обладать немалым собственным духовным ресурсом, хорошей подготовкой. А потребность в этом сегодня есть немалая. Тяга у детей и вообще у людей к Богу, к вере вполне ощутима...

Н. В.Герасимова: И поэтому, я считаю, храм, который намерены построить в Солобоево предприниматель Тимофеев с супругой, это именно то первостепенное, что надо людям для души. Заповеди Божии "не убий, не укради, не лги, почитай отца и мать, люби ближнего своего, как самого себя" еще никому не повредили. И если наши дети будут их знать и придерживаться, то от скольких бед они избавят и нас, и себя.

Записала Анна ПАНКОВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2022 г.