Недавно в Солобоевской средней
школе Исетского района
состоялся круглый стол по
проблемам воспитания детей.
В нем приняли участие преподаватель
истории ГЕРАСИМОВА Наталия Викторовна
(педстаж 26 лет), социальный педагог
БАШИРОВА Тамара Семеновна (педстаж
20 лет), заместитель директора по воспитательной
работе, преподаватель русского
языка и литературы БЕЛОВА Анна
Викторовна (педстаж 9 лет).
Н. В. Герасимова: На мой учительский
взгляд, проблемы с детьми возникают там, где есть
проблемы с родителями. Сегодня многие отцы и
матери в сельской местности не имеют рабочих
мест, а значит и не могут заработать средства на
содержание семьи. Государство заботы об этих
родителях, об их трудоустройстве, социальном
благополучии не проявляет, а, значит, не проявляет
и заботы о детях. А ведь там, где плохо родителям,
детям не может быть хорошо. Что бы ни говорили
с высоких трибун, семья у нас не в чести. Да, когда
человеку совсем плохо - помогут, а пока семья
хронически беспросветно, худо-бедно мается со
своей нуждой, до нее дела нет.
Вот ученик наш, пятнадцати лет. Знаем, что и
поесть-то толком у него дома нечего, и одежды у
парня не то что модной, доброй-то нет. Начнешь
с ним говорить спокойно - а он все в штыки принимает!
Колючий, как еж!
Т. С. Баширова: Мы с учителями, когда подобные
ситуации обсуждаем, всегда говорим: "А
если поставить в такие условия нас? Дома - все
запущено, родители потеряли интерес к жизни,
при удобном и неудобном случае стараются горе
утопить в бутылке. А ребенку-то надо в школу
идти каждый день, учиться, общаться. И никому
нет дела, во что ему одеться, обуться, что у него
в желудке. И самое главное - что на душе".
А.В. Белова: Да, в селе - не в городе. Нам
хорошо знакомы семьи наших учеников. Мы
представляем условия, в которых они учатся и
растут. Сельский учитель на 100% знает, голоден
его ученик или нет.
Т.С. Баширова: Помню, одного нашего
ученика (он сейчас в армии), мы просто просили:
"Ходи в школу, пожалуйста". И он ни одного дня
не пропускал. Да и то сказать, в школе-то он хотя
бы горячего поест. Родители пили. Сначала отец
умер, потом - мать. Хлопотала об установлении
ему гражданства, об оформлений пенсии. Наталья
Викторовна у него классным руководителем
была - всем парню помогала. И продуктами, и
словом добрым...
Или еще одна девочка с непростой судьбой.
Мама ее решила в очередной раз устроить личное
счастье. Родила ребенка и уехала с его отцом в
Новосибирскую область. А дочь-старшеклассница,
не принявшая материнского выбора, осталась вне
семьи. В детский дом оформляться категорически
отказалась. Жила одна, училась, вела хозяйство,
печку даже сама починила. Конечно, кормили ее
в школе бесплатно, продуктами помогали и из
магазина, и из дома. Опять же Наталья Викторовна
и молока своего принесет, и соленья-варенья.
Опекали, как могли. Боялись за нее очень - ведь
одна дома, но, слава Богу, все обошлось. Училась
она хорошо, по натуре девочка добрая. Успешно
закончила школу и учится сейчас в политехническом
колледже в Тюмени.
А.В.Белова: С ребятами мы часто и во
внеурочное время, и в рамках изучения курса
литературы говорим о том, что людей надо любить
просто за то, что мы люди. Мы не властны
судить других за проступки на то есть Бог. Но
в нашей власти помочь другому, даже просто
искреннее ему посочувствовать. Ведь душа согревается
теплом другой души! Мы всегда видим,
кому плохо из окружающих. Тут надо перешагнуть
через свое равнодушие. А если к тебе напрямую
обращаются с просьбой о помощи - всегда надо
помочь. И найти другому оправдание, если он
поступил безнравственно или даже подло.
Конечно, когда с ребятами говоришь на подобные
темы, они часто возражают - дескать, с
такими качествами в современном мире можно
пропасть. Мол, чем человек скромнее, отзывчивее,
самоотверженнее, чем он более кроткий, тем
ему сложнее. Стараюсь им доказать обратное.
На примерах из жизни и литературы. Вообще я
сама по мере сил пытаюсь жить именно так.
Н.В.Герасимова: Напротив меня жил ссыльные
после отбытия срока наказания в тюрьме.
Его в деревне чурались, никто даже молока не
продавал. Он ко мне, как и ко всем, обратился
с просьбой о молоке. Я сразу же согласилась.
Он обрадовался: "Спасибо. А то мне вся улица
отказала". И знаете, он окозался добрейшей
души человек. Всегда вежливый, грамотный, много
знал, интересно с ним было поговорить. И всегда
вовремя рассчитывался за молоко. Лет 5 назад
его убили. Очень было жалко этого несчастного
и, несмотря ни на что, хорошего человека.
А.В.Белова: В этом году я впервые была
на Рождественских образовательных чтениях в
Тюмени. Они проходили в областной филармонии.
Это совместное мероприятие ТобольскоТюменской
епархии, правительства области,
департамента образования. Честно сказать,
я была поражена масштабом этого события и
духом, на нем царящим. Духом нравственного
поиска в координатах православия. Я до сих пор
нахожусь под большим впечатлением от пережитых
открытий и встреч. Я много рассказывала об
этом нашим детям. Они очень заинтересовались.
Сначала ребята думали, что это просто елка,
колядки, подарки. Но когда я им сказала, что
в наше время есть такие же, как они, молодые
люди, которые не плывут по течению, а избирают
для себя совсем иное поприще - жизнь в Церкви,
служение высоким идеалам, мои ученики были
удивлены. Конечно, сегодня не столь частое
явление, когда молодые сознательно строят
свою жизнь на духовной основе, постигают ее
смысл, начала и концы. Тем более это приятно
видеть.И какие они все красивые, чистые, умные,
молодые! Это я говорю о ребятах из Тобольской
семинарии, которых впервые увидела на Рождественских
чтениях. Один мой девятиклассник
сказал: "Вот куда надо пойти учиться!"
Н.В.Герасимова: Вообще, у детей чувствуется
интерес к христианству, к Церкви. Мы вот делали с
нашими краеведами-школьниками макет церковноприходской
школы, которая была в нашем селе до
революции. Изучали архивные материалы, а потом
мастерили. И дети с такой радостью отмечали, какой
это был ладный, аккуратный домик, как хорошо
в нем, наверное, было учиться...
Т. С. Баширова: Да, ввели хотя бы один час
в неделю преподавания детям основ православия.
И нас бы этому поучили (улыбается). Все было бы
по-другому. Я после школы училась в Тобольском
педагогическом училище (под горой). А на горе
-Софийский собор. За ним - большой стадион, мы
туда на физкультуру бегали мимо храма. Как нас
в церковь тянуло! Хоть на минутку, в трико, а забежим
по дороге на урок. Бабушки нас, конечно,
ругали, что мы в таком виде в храм являлись. А
мы в другой раз опять на минуточку да забежим!
Свечи горят, с икон на нас такие добрые глаза
смотрят, поют что-то красивое, церковное. И так
хорошо становилось на душе... Но я тогда не
крестилась, меня бы сразу исключили из училища
имени Владимира Ильича Ленина.
Н.В.Герасимова: Да, нас воспитывали как
атеистов. А наши бабушки и мамы все равно
на Пасху красили яйца, вербочки приносили на
Вербное воскресенье, птичек пекли на Благовещенье.
Но мы и до сих пор по сути ничего не знаем,
что стоит за этими символами и обрядами?
И когда спрашивают о чем-то церковном дети,
ответить им не можем.
Помню, во времена моего школьного детства,
одноклассница в праздник Благовещенья пришла
в школу с распущенными волосами. А тогда этого
не допускалось, мы все ходили в школу с заплетенными
косами. Она учителям поясняет, как ее
бабушка научила: "Сегодня Благовещение, птица
гнезда не вьет, девица косу не плетет". Ее сразу
к директору "на ковер", стыдили да ругали, потом
отцу на работу сообщили, того тоже воспитывали
и стращали. А на следующий день девочка эта
пришла в школу с короткой стрижкой. Обстригла
косу в знак протеста.
А. В. Белова: Я на уроках стараюсь не углубляться
в сугубо духовные вопросы. Не потому,
что это мне или детям не интересно, а потому,
что не хватает здесь моей педагогической компетенции.
Боюсь сказать что-нибудь не то. Учебники
литературы Кутузова, в которых как будто бы
и есть особый раздел "Духовная литература",
по сути никак не интегрируются с духовным
образованием, и даже ориентированы больше
на зарубежную, чем отечественную литературу.
Объем материала по духовному разделу очень
схематичен, сжат. Я чувствую, чтоб говорить на
эти темы внятно, нужно обладать немалым собственным
духовным ресурсом, хорошей подготовкой.
А потребность в этом сегодня есть немалая.
Тяга у детей и вообще у людей к Богу, к вере
вполне ощутима...
Н. В.Герасимова: И поэтому, я считаю,
храм, который намерены построить в Солобоево
предприниматель Тимофеев с супругой,
это именно то первостепенное, что надо людям
для души. Заповеди Божии "не убий, не укради,
не лги, почитай отца и мать, люби ближнего
своего, как самого себя" еще никому не повредили.
И если наши дети будут их знать и
придерживаться, то от скольких бед они избавят
и нас, и себя.
Записала Анна ПАНКОВА
|