ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№05 2007 г.         

Перейти в раздел [Образование]

Наступала новая эпоха...

Государство изначально хотело как-то приглушить предстоящий праздник, поэтому официально юбилей 1000-летия Крещения Руси предложено было именовать "1000-летием введения христианства на Руси". Тем самым подчеркивался не добровольный, а принудительный характер христианизации Руси.

Однако из этой затеи ничего не вышло: в обществе возобладал церковный подход к этому событию. Атеистическая идеология в то время уже не была всеохватной, и власть вынуждена была считаться с интересом к предстоящему юбилею во всех слоях советского общества. Многие люди почувствовали дыхание тысячелетней истории своего Отечества, которая сформировалась под влиянием Православной Церкви. Поэтому, фактически, коммунистическая власть вынуждена была отступать. Я хотел бы подчеркнуть, что она именно отступала, а не делала каких-то добровольных подарков. Ибо марксистско- ленинская государственная идеология не допускала никакой религии, а лишь мирилась с ней как с "буржуазным пережитком", который должен был исчезнуть в "светлом будущем". Все так же действовала коммунистическая партия, комсомол, опутывавшие миллионы людей, вся идеологическая система функционировала. Это была машина, запрограммированная двигаться лишь в одном направлении. Но машина начала давать сбои. Те, кто служил этой машине верой и правдой, чувствовали скрежет заржавевших механизмов, это их страшило, они готовы были и к крайним мерам, они готовы были развязать террор.

Однако и в самой партии были люди, которые понимали обреченность коммунистического пути. М.С.Горбачев начал свои реформы не от хорошей жизни. Выбор был, но выбор был очень жесткий: или демократизация жизни и общества, или дальнейший зажим, ужесточение цензуры, репрессии, закрытое общество, идеологическая слежка за населением, подавление бунтов в соцстранах Восточной Европы (ГДР, Румыния, Польша), военное подавление бунтов на окраинах Советской империи (Грузия, Прибалтика), дальнейшее обострение международной напряженности с перспективой глобальной ядерной войны, войны за коммунизм. И это при том, что Восточная Европа уже не хотела быть в Советском блоке. Вот такая сложная обстановка была во время 1000-летия Крещения Руси. И этот праздник открыл людям иные исторические перспективы, иное измерение их жизни. И в этом его великое значение.

В Омско-Тюменской епархии юбилей 1000-летия Крещения Руси отмечался так, как можно его было отмечать в тех условиях. Епархия использовала все возможности для того, чтобы идея Праздника стала близкой как можно большему числу людей. В частности, запомнилось первое миссионерское плавание по Иртышу от Омска до Тобольска в 1988 г. (в Тобольске были самые северные приходы Епархии). Крестные ходы вне церковной ограды были тогда еще запрещены, однако на пристанях духовенство выстраивалось и несло иконы от пристани до корабля, люди впервые увидели собор духовенства вне стен храма; это было большим достижением. Само выделение парохода "Механик Калашников" (плавание было оплачено из церковных средств) было большой уступкой властей. Оно проходило многочисленные согласования на всех уровнях. Уполномоченный Совета по делам религий по Омской области Осипов О.П., в кабинете которого обсуждался этот вопрос, был только видимой частью местного идеологического айсберга, сам уполномоченный разрешить ничего не мог; в глубинах затаились те, с кем он "согласовывал", - идеологический отдел Омского обкома коммунистической партии, структуры комитета государственной безопасности по Омской области (КГБ), специально следящие за верующими, центральный орган совета по делам религий в Москве. Вопрос с плаванием был, прежде всего, вопросом идеологическим, как и все в Советском Союзе.

В городах служились соборные службы, собиралось много народа, службы вызывали большое воодушевление у людей. Но для полноты картины следует заметить, что, например, программку этого плавания на двух листочках напечатать так и не удалось, поскольку требовались многочисленные согласования и разрешение местной цензуры; без разрешения цензуры ни одна типография в Советском Союзе не могла ничего печатать (даже спичечные этикетки). Хотя уполномоченный согласился и написал письмо (разумеется, после означенного "согласования"), однако цензура (действовавшая анонимно государственная структура) установила срок рассмотрения этих листочков - один месяц. Плавание же планировалось ранее этого срока, поэтому программку пришлось рисовать и печатать на фотобумаге. В Епархии, как и во всех епархиях, не издавалось ни одного печатного средства массовой информации, поэтому рассказать об этом плавании было негде (разве что в "Журнале Московской Патриархии", но там информация дозировалась).

В городе Тобольске, в приделе Софийского собора, проходила небольшая конференция, посвященная этому событию. Сам Софийский собор был закрыт и доступа в него не было. Литургия в Тобольске на праздник 1000-летия Крещения Руси служилась на улице, перед вратами Софийско-Успенского собора. Это и понятно: Софийский собор находился в страшном запустении (под охраной государства), и власти тогда отдавать его не намеревались (впервые служба там служилась в 1989 г., тогда и открылась непередаваемая картина разрухи). Большим достижением было то, что власти разрешили крестным ходом обойти вокруг Софийского собора; до этого крестные ходы протискивались между Покровским собором и Колокольней.

Следует сказать, что в год юбилея наступило некоторое облегчение в давлении властей на Церковь. Стало возможным проведение первой церковной выставки в Омске "Связь времен", первые встречи священников со студентами в институтских аудиториях (в Омске первой такой ласточкой был диспут автора этих строк в ветеринарном институте, после которого, правда, администрация института жаловалась в партийные органы на "политическую диверсию").

Очень запоминающимся было огромное количество принимавших Крещение. Никогда после я не видел столько крещающихся: крещения проходили целыми днями, и народ стоял и в ограде храма, и на улице толпами. Многие хотели креститься именно в год юбилея. Все это показывает то, что люди перестали бояться притеснений и гонений; они начинали осознавать себя свободными людьми.

Наступала новая эпоха...

Протоиерей Алексий СИДОРЕНКО,
   проректор по научной работе
   Тобольской Православной Духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.