ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№05 2007 г.         

"Русский язык- государственно образующий фактор..."

Непреложную истину продекларировал глава нашего государства в одном из публичных своих выступлений, обозначив тем самым, что основная задача правительства заключается в народосбережении. Однако достичь этого без сохранения речевой основы просто невозможно.

К великому счастью, есть не только декларирующие, но по-настоящему неравнодушные, ревностные труженики на ниве сохранения родного языка - ученые-языковеды и преподаватели-словесники. Мне посчастливилось познакомиться с деятельностью современных подвижников отечественной филологии в период работы Всероссийского семинара-совещания "Православные духовные ценности в современной общеобразовательной школе". Секция "История родного языка и церковнославянская традиция оказалась для меня, как преподавателя "Основ православной культуры" в общеобразовательной школе, наиболее актуальной.

Ее руководители задались целью объединить два направления современной педагогики - модернизацию и традиционность - в одно целое. Экспериментальной площадкой стала одна из московских школ-новостроек, в воспитательно-образовательный процесс которой заложен принцип формирования у каждого ученика мотивированно- исследовательского интереса к учебе; В школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла прививаются не просто нравственные законы. - многое делается для обогащения духовного мира учащихся, что является категорией "внутренняя культура". Этому способствуют лучшие образцы русской культуры, пропитанные духом православия, исторически определившим весь народный быт.

Открывая семинар-совещание начальник образования Южного округа Москвы, в котором расположена экспериментальная школа, сообщил о полной реорганизации образования в округе по утвержденной программе "Истоки". - Название говорит само за себя. Участники семинара посетили по личному выбору несколько открытых тематических уроков, один из которых - "История возникновения славянской письменности" - проводила лауреат конкурса "Учитель года Москвы" О.Е. Дроздова. Ребята работали по учебнику "Языкознание", автор которого сама Ольга Евгеньевна, совмещающая преподавание с научной работой.

Дисциплина, традиционно преподаваемая на филологических факультетах высших учебных заведений, оказалась сегодня социально востребованной. С падением интереса к русскому языку, его повсеместным извращением возникла необходимость ввести этот предмет в среднее звено общеобразовательной школы, но с измененным названием - "История родного языка". Предполагается оживить преподавание русского языка через историю его возникновения и развития, сделав урок творчески наполненным. Трудно выработать любовь к родному языку через сухое изучение правил, скорее наоборот. Формируя у ребенка представление о тайне каждого слова, его этимологии, формируется осознание самого слова, вырабатывается бережное отношение к нему.

Таким образом, в ходе преподавания Истории языка воспитывает сам язык. Ведь ЛИЧНОСТЬ формируется при изучении родного языка так же, как перед ребенком раскрывается мир, когда он постигает значение нового слова.

Не могу не сказать об уроке, который вела кандидат философских наук из Санкт-Петербурга - Нина Павловна Саблина. Знающая около сорока языков, предметом своей любви и поклонения она выбрала церковнославянский язык. На проводимом ею уроке на тему "Подвиг во славу Отечества небесного и земного", - Нина Павловна сумела высоким слогом церковнославянского языка показать подвиг в Великой Отечественной войне. Сложная философская тема была блестяще раскрыта перед выпускниками посредством слова. "Надо детей окунать в отечественную культуру" - не уставала повторять Саблина. Она была убеждена, что будущее России в руках преподавателя русского языка. К сожалению, в конце февраля этот талантливый педагог окончила свой земной учительский подвиг. Параллельный урок, проводимый завучем школы. преподавателем церковнославянского языка Е.В.Марковой, как раз и был уроком неспешного усвоения родной культуры через усвоение духовных смыслов слова. Практика показывает: когда речь во время занятий идет о духовных смыслах, они легко восстанавливаемы генной памятью ребенка, и вновь ею обретаемы.

Таким образом, участники семинара находились на той стартовой площадке, с которой началось движение иного подхода к преподаванию русского языка, активного творческого поиска нового содержания уроков, не технологий и приемов, а именно содержания. Таким образом, подтверждается пророческая мысль русского философа Лосева, обозначенная в его книге <Языковая структура>: . А именно - духовных смыслов языка. Уход в логос (слово), в его духовные символы - это современное философское направление, над которым работают ученые-филологи.

Как сказал молодой директор школы, на базе которой проходит востребованный эксперимент: "Наступило время, когда история государства переплетается с историей языка и всей культуры". Мы же, участники семинара, наблюдали счастливый тандем в лице прогрессивно-ищущего директора-историка и его заместителя-единомышленника филолога Елены Владимировны Марковой, победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя". Именно в их школе внедряется новое направление в современной педагогике - ориентированный на практику подход. Инициатива получила полную поддержку со стороны руководителей Южного округа Москвы. На базе данного учебного заведения уже несколько лет действуют курсы по изучению истории языка и церковнославянского языка. Курсы проводятся ведущими специалистами в этой области по согласованию с министерством образования. Выступившая в заключение семинара декан филологического факультета Московскою педагогического госуниверситста, доктор педагогических наук А.Д.Дейкина, обозначила: "Как привнести в современную школу ощущение принадлежности к родной культуре - это та задача, над которой стали задумываться прогрессивные педагоги современности".

Мне же хочется присоединиться к словам заслуженного педагога России с 48-летним педагогическим стажем, передавшей ощущения каждого из участников семинара: "Мы получили огромное удовольствие от общения с людьми - носителями правильной, красивой русской речи. Это был день большой нравственности и большой культуры".

Ирина Самойлова, заведующая библиотекой храма в честь Архистратига Божия Михаила г.Ноябрьск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.