ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№05 2007 г.         

Выбирайте вечное - это разумно...

По слову апостола Павла, дурные общества развращают добрые нравы. То же можно сказать о книгах, фильмах, музыке... Но человек сам отвечает за все совершаемое им, за свой выбор.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев насущнейшей задачей наших дней считал введение в круг чтения современного читателя памятников и искусства слова Древней Руси. "Повести и сказания Древней Руси" - издание уникальное. Его создатели внесли весомый вклад в решение обозначенной Лихачевым задачи. Впервые читателю предлагается столь широкий диапазон переводов древнерусских литературных памятников, знакомясь с которыми, убеждаешься, что истинные культурные ценности вне времени. Прошлое не только зримо предстает перед нами. Оно становится органичной частью нас самих. Знакомясь с образами мыслей наших предков, сравнивая их с мышлением современного человека, диву даешься, как деградирует наше общество, как мельчает, опошливается.

Русской литературе без малого тысяча лет, ее начало восходит ко второй половине X века. Из этого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древней русской литературой. Большинство исследователей Запада видит в ней только средство для раскрытия тайн "загадочной" русской души и поэтому древнерусская культура объявляется "культурой великого молчания".

Между тем это молчание в наше время становится все более и более красноречивым. Древнерусская литература не таит эффектов гениальности, ее голос негромок. Авторское начало приглушено. В ней не было ни Шекспира, ни Данте. Это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов, в основном господствует унисон.

То же и в древнерусской живописи. Правда, мы знаем имена Рублева. Феофана Грека, Дионисия и его сыновей. Но их искусство - прежде всего, искусство традиций и лишь во вторую очередь - искусство индивидуальной творческой инициативы. Имен крупных писателей в Древней Руси также немало: Илларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский. Ермолай-Еразм. И все-таки литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество, была искусством надиндивидуальным.

Это было искусство, создававшееся путем накопления коллективного опыта и производящее огромное впечатление мудростью традиций и единством всей, в основном, безымянной письменности. Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее подчиненностью одной теме. Древнерусские писатели - не зодчие отдельно стоящих зданий, а строители общего грандиозного ансамбля. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русский книжников?

Человек, живя в мире и воспринимая его как огромное единое целое, ощущал свое место в нем. Его дом располагался красным углом на восток. Его церкви были обращены алтарями навстречу зарождающемуся дню. Росписи в храме напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости: святых воинов внизу, мучеников повыше: в куполе изображалась сцена Вознесения Христа, либо Господь - Вседержитель. На парусах сводов, поддерживающих купол - евангелисты и т.д. Храм был микромиром, и, вместе с тем, он был макрочеловеком. Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминало человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы каждого человека.

Ощущение значительности и величия мира лежало в основе литературы. Она обладала всеохватывающим внутренним единством, единством темы и единством взгляда на мир. При этом каждое произведение находит свое географическое место и свою хронологическую веху.

В древнерусской литературе, как и в фольклоре, повторяются типы поведения, повторяются отдельные эпизоды, повторяются формулы, которыми определяется то или иное состояние, событие. Как считают известные литературоведы - это не бедность воображения, это литературный и фольклорный этикет, подчиненный единой цели. Подобно тому как в иконописи фигуры святых как бы витают в воздухе, невесомы, так и в литературе многие из ее героев не зависят от действительности. Характеры их не формировались обстоятельствами земной жизни - святые пришли в мир со своей сущностью, со своей миссией. В этом единстве, в стертости границ произведений единством целого, в невыявленности авторского начала и значительности тематики, в этом чувстве величия - заключался основной стилеобразующий элемент древнерусской литературы.

Древняя Русь оставила много кратких похвал книгам, открывающим "розмысл сердечный". Главное направление литературы - не критиковать или развлекать, а показать человека с его добрыми качествами, показать проявление им заботы о других, проявление преданности - родной стране, вере, людям.

Например, в "Повести о Горе-Злосчастии" - поразительное сознание ценности человеческой личности самой по себе - даже человека, опустившегося до крайних пределов падения, проигравшегося, пропившего с себя все, лишившегося друзей и родных, помышляющего о смерти. Повесть стала предшественницей произведений Гоголя и Достоевского.

Главное в древнерусской литературе сильнейшее нравственное начало, воспитание патриотизма, благодаря чему она особенно ценна в наше время. Из многочисленных печатных изданий библиотечного фонда ноябрьского храма в честь Архистратига Божия Михаила, особое место занимает увесистое по объему, уникальное по содержанию издание "Повести и сказания Древней Руси" (памятники литературы XI-XYII веков в избранных переводах, под редакцией Д.С.Лихачева). В паре с не менее интересным и значимым изданием М.Н.Сперанского "История древней русской литературы" их можно рассматривать как хрестоматию и учебное пособие к ней.

Ирина Самойлова, заведующая библиотекой храма в честь Архистратига Божия Михаила г.Ноябрьск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.