По слову апостола Павла, дурные общества развращают добрые нравы. То же можно сказать о книгах, фильмах,
музыке... Но человек сам отвечает за все совершаемое им, за свой выбор.
Академик Дмитрий Сергеевич
Лихачев насущнейшей
задачей наших дней считал
введение в круг чтения современного
читателя памятников и искусства
слова Древней Руси. "Повести
и сказания Древней Руси" - издание
уникальное. Его создатели внесли весомый
вклад в решение обозначенной
Лихачевым задачи. Впервые читателю
предлагается столь широкий диапазон
переводов древнерусских литературных
памятников, знакомясь с которыми,
убеждаешься, что истинные культурные
ценности вне времени. Прошлое не только
зримо предстает перед нами. Оно становится
органичной частью нас самих.
Знакомясь с образами мыслей наших
предков, сравнивая их с мышлением
современного человека, диву даешься,
как деградирует наше общество, как
мельчает, опошливается.
Русской литературе без малого тысяча лет, ее
начало восходит ко второй половине X века. Из
этого тысячелетия более семисот лет принадлежит
периоду, который принято называть древней русской
литературой. Большинство исследователей
Запада видит в ней только средство для раскрытия
тайн "загадочной" русской души и поэтому
древнерусская культура объявляется "культурой
великого молчания".
Между тем это молчание в наше время
становится все более и более красноречивым.
Древнерусская литература не таит эффектов гениальности,
ее голос негромок. Авторское начало
приглушено. В ней не было ни Шекспира, ни Данте.
Это хор, в котором совсем нет или очень мало
солистов, в основном господствует унисон.
То же и в древнерусской живописи. Правда,
мы знаем имена Рублева. Феофана Грека, Дионисия
и его сыновей. Но их искусство - прежде
всего, искусство традиций и лишь во вторую
очередь - искусство индивидуальной творческой
инициативы. Имен крупных писателей в Древней
Руси также немало: Илларион, Нестор, Симон
и Поликарп, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский.
Ермолай-Еразм. И
все-таки литература Древней
Руси не была литературой отдельных
писателей: она, как
и народное творчество, была
искусством надиндивидуальным.
Это было искусство,
создававшееся путем накопления
коллективного опыта
и производящее огромное
впечатление мудростью традиций
и единством всей, в
основном, безымянной письменности.
Перед нами литература,
которая возвышается над своими
семью веками как единое
грандиозное целое, как одно
колоссальное произведение,
поражающее подчиненностью
одной теме. Древнерусские
писатели - не зодчие отдельно
стоящих зданий, а строители
общего грандиозного ансамбля.
Всякая литература создает
свой мир, воплощающий мир
представлений современного
ей общества. Что же это за
единое и огромное здание,
над построением которого
трудились семьсот лет десятки
поколений русский книжников?
Человек, живя в мире и
воспринимая его как огромное
единое целое, ощущал
свое место в нем. Его дом
располагался красным углом
на восток. Его церкви
были обращены алтарями
навстречу зарождающемуся
дню. Росписи в храме напоминали
о событиях Ветхого и
Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости:
святых воинов внизу, мучеников повыше: в
куполе изображалась сцена Вознесения Христа,
либо Господь - Вседержитель. На парусах сводов,
поддерживающих купол - евангелисты и т.д. Храм
был микромиром, и, вместе с тем, он был макрочеловеком.
Большой мир и малый, вселенная
и человек! Все взаимосвязано, все значительно,
все напоминало человеку о смысле его существования,
о величии мира и значительности в нем
судьбы каждого человека.
Ощущение значительности и величия мира
лежало в основе литературы. Она обладала всеохватывающим
внутренним единством, единством
темы и единством взгляда на мир. При этом каждое
произведение находит свое географическое место
и свою хронологическую веху.
В древнерусской литературе, как и в фольклоре,
повторяются типы поведения, повторяются
отдельные эпизоды, повторяются формулы,
которыми определяется то или иное состояние,
событие. Как считают известные литературоведы
- это не бедность воображения, это литературный
и фольклорный этикет, подчиненный единой
цели. Подобно тому как в иконописи фигуры
святых как бы витают в воздухе, невесомы, так
и в литературе многие из ее героев не зависят
от действительности. Характеры их не формировались
обстоятельствами земной жизни - святые
пришли в мир со своей сущностью, со своей
миссией. В этом единстве, в стертости границ
произведений единством целого, в невыявленности
авторского начала и значительности
тематики, в этом чувстве величия - заключался
основной стилеобразующий элемент древнерусской
литературы.
Древняя Русь оставила много кратких похвал
книгам, открывающим "розмысл сердечный". Главное
направление литературы - не критиковать или
развлекать, а показать человека с его добрыми
качествами, показать проявление им заботы о
других, проявление преданности - родной стране,
вере, людям.
Например, в "Повести о Горе-Злосчастии"
- поразительное сознание ценности человеческой
личности самой по себе - даже человека,
опустившегося до крайних пределов падения,
проигравшегося, пропившего с себя все, лишившегося
друзей и родных, помышляющего о смерти.
Повесть стала предшественницей произведений
Гоголя и Достоевского.
Главное в древнерусской литературе сильнейшее
нравственное начало, воспитание патриотизма,
благодаря чему она особенно ценна в
наше время. Из многочисленных печатных изданий
библиотечного фонда ноябрьского храма в честь
Архистратига Божия Михаила, особое место
занимает увесистое по объему, уникальное по содержанию
издание "Повести и сказания Древней
Руси" (памятники литературы XI-XYII веков в избранных
переводах, под редакцией Д.С.Лихачева).
В паре с не менее интересным и значимым
изданием М.Н.Сперанского "История древней
русской литературы" их можно рассматривать как
хрестоматию и учебное пособие к ней.
Ирина Самойлова, заведующая библиотекой храма в честь Архистратига Божия Михаила г.Ноябрьск
|