ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№5 2006 г.         

Перейти в раздел [ Литература ]

"Разгадка РУССКОЙ АЗБУКИ - СМЫСЛ ЖИЗНИ". Ю.П. Минин. (отрывок из книги)

ОТ АВТОРА

Книга предназначена для тех, кто любит детей, кто намерен жить счастливо и долго, жить в добрых мыслях и делах современников и потомков, жить, когда сил нет жить, жить даже после своей физической смерти. А это невозможно без МУДРОСТИ мужчины, с детства ощущающего себя ОТЦОМ, отцом-созидателем, отцом-учителем, отцом-спасителем. Так же невозможно, как и без БЕРЕЖНОСТИ женщины, всегда чувствующей себя МАМОЙ.

Теперь многие перестали понимать и забыли простые русские слова. Мало того, делают коварные подмены. Счастье подменили кайфом, любовь - сексом, труд - РАБотой, добро - "бабками", магазины - "шопами", русских - "россиянами", а великороссов - русскими. Истина оказалась ненужной, а "заветы отцов" - устарели.

Что же означают эти и им подобные понятия и подмены? К чему ведет такая "забывчивость" в личной жизни и общественной?

Оказывается, ответить на все это помогает наша родная русская АЗБУКА. Оказывается, с русским языком можно вести беседу, если знаешь ключ его азбуки. Задавая самые каверзные вопросы можно получать вразумительные ответы. Предки наши это знали и использовали с детства, для нас же это стало тайной...

...В книге, нет готовых рецептов и есть много пробелов, но все это при желании может восполнить сам читатель, освоив предлагаемые подходы. Задача автора - толкнуть и разбудить, сдвинуть с мертвой точки талантливого русского человека, расковать щедрость его души. Ведь русский - это имя прилагательное, награда за русскую душу, неведомую иностранцам. Багратион был русский грузин, а Жуков - русский великоросс. Русский и в Израиле русский, даже если он еврей. А вот "россиянин" - оскорбление, отнимающее у достойного награду, заслуженную предками. Оскорбление похлеще, чем "жид" для еврея. Современного русского создали Пушкин и русская духовность, а "россиянина" (жителя вымышленной рассеянной "Россиянин") - Горбачев и чернуха телеящика.

Однако, окрас своей души каждый выбирает сам, сея соответствующие зерна. Автор всего лишь помогает каждому спросить и получить ответ у русского языка: когда и какой будет "урожай"...

...Поэтому, чтобы долго и счастливо жить, особенно в наше время, надо знать механизм жизни. Знать его целостно и в мелочах, наиболее важных. Знать, что происходит случайно, а что закономерно. Знать, чтобы использовать закономерность иногда вопреки очевидному, но случайному. Надо знать сильные и слабые стороны людей и свои. Многое надо знать и знать так, чтобы эффективно использовать, не совершая тяжелых и непоправимых ошибок даже с отдаленными последствиями. Многие теперь и за руль автомашины боятся сесть без соответствующих знаний и навыков, а за "руль жизни" - не боятся.

Ну а то, что использовать нельзя, то и знать не надо. Избыток информации вреден. Забивая память человека злобным шумом и пустяками, средства массовой информации вселяют страх и злобу на уровне подсознания, делая из человека потенциального самоубийцу или убийцу.

Знаний, получаемых в обычной средней школе без всяких "уклонов", вполне достаточно, чтобы понимать жизнь на должном уровне. Правда, программа школы составлена так, чтобы у ребенка не создавапось целостного представления о жизни. Важное затушевывается, менее важное и ничтожное подчас выпячивается. Опытные учителя по мере сил восполняют эти пробелы, но задерганные бытом и другими житейскими проблемами, не успевают отслеживать некоторые важные тонкости современного понимания жизни. Так, в частности, современная материалистическая наука с приходом в нее информационных технологий АБСОЛЮТНО не противоречит, например такому религиозному верованию, как христианское православие. Однако часто учитель имеет не только смутное, но и извращенное представление и о религии, и об информатике. Он просто боится касаться самых животрепещущих вопросов бытия. Дети "варятся в собственном соку", насыщаясь "духовно" от телевизора.

Настоящая работа - не учебник и не научный трактат. Она написана с целью обратить внимание людей и, в частности, учителя, на то, что на пороге третьего тысячелетия сформировалось целостное научное представление о мире, не противоречащее религиозному и способное противостоять даже развращающему влиянию телевидения. В этом представлении человек естественно включен в биосферу - каждый в отдельности и все человечество в целом. Все процессы, происходящие в человеческом обществе, следуют законам, относящимся ко всем живым организмам...

I. РУССКАЯ ИДЕЯ


"Даешь русскую идею!" - брошен клич власть предержащими в России 1997 года. Такого масштаба идеи не создаются "на - ура!". Нужны столетия и тысячелетия. Но, к счастью, русская идея уже есть. Ее достаточно полно осмыслили и сформулировали русские мыслители из далекого и не столь далекого прошлого.

А формировалась русская идея многие тысячелетия нашими предками в толще русского (славянского) языка. Праславяне, индоевропейцы, руссы, русичи, славяне, русские через Русь, Россию, Советский Союз уточняли, развивали и донесли эту идею до нас. Обеспечил это, прежде всего, русский язык. Именно язык, человеческий язык - та первичная среда, в которой создается саморазвивающееся сознание человека. Создается мировоззрение как результат миросозерцания и деятельности народа, обеспечивающее его длительное выживание. Можно утверждать, что чем дольше живет язык, тем более жизненные понятия несут слова и структуры этого языка, тем более жизненное мировоззрение формируется этими понятиями. У человека нет клыков, бивней, когтей и теплой шкуры. Сознание - это единственное орудие его длительного выживания. Язык - это главное орудие сознания. Мировоззрение как система идей выживания - это главное орудие выживаемости народа, создаваемое на языке этого народа. Народ - тело, сознание и язык - его душа, а мировоззрение - дух. Это неразрывное триединство, обеспечивающее главное - устойчивое длительное выживание...


...Автора еще в 70-х годах удивляло, почему семидесяти - восьмидесятилетние деревенские старушки столь мудры, хотя подчас почти неграмотны. В те годы коллектив спортсменов-альпинистов крупнейшего столичного вуза много лет подряд зимой снимал на выходные дни комнату в Подмосковье. Коллектив составляли люди высокого интеллектуального уровня: студенты, преподаватели, инженеры, включая кандидатов и докторов наук. Хозяйка, бабушка лет восьмидесяти, почти неграмотная, обычно молча сидела за печкой или занималась своими делами. Но иногда и она вступала в разговор, высказывая при этом столь мудрые мысли и точные оценки, что поражала не только студентов, но и маститых ученых. Мало того, язык ее был ярким, образным и кратким. И это не случайно. Так говорило и соответственно мыслило поколение вошедшее в жизнь до и вскоре после революции. Мать автора и три ее сестры, родившиеся в начале века, имея всего лишь среднее образование, в своих бытовых письмах являли не только почти абсолютное отсутствие грамматических ошибок, но и совершенно свободное, живое и образное владение словом. Автор, учившийся, и не плохо, почти тридцать лет, в советское время, кажется себе косноязычным по сравнению с ними. Фильмы, песни тридцатых - сороковых годов подтверждают это наблюдение. Тогда жили просто, весело и интересно, хотя подчас трудно и очень трудно. Творили все вместе, поэтому и каждый ощущал себя творцом.


В годы советской власти грамотность в смысле набора книжных знаний росла, но что-то неуловимо тонкое уходило. И это действительно так, хотя бы потому, что за несколько лет "перестройки" в основной массе населения, включая любителей "толстых" журналов, исчез интерес к чтению и культуре вообще. Если, конечно, не считать "порнуху" и "чернуху" культурой. Собранные, подчас достаточно полные, библиотеки классики не востребываются, песни не поются, живопись не интересует. "Дебильник" с поп музыкой на ушах, телеящик с поп культурой в квартире и "Московский комсомолец" ("сексомолец") в метро - вот и все для "культурного" горожанина.

Почему так случилось? А главное, КАК достаточно быстро перейти от всеобщей "дебилизации" к духовному подъему? Есть ли "золотой ключик", который откроет заветную дверцу? И есть ли вообще эта дверца?

Так вот дверца существует - это сам русский язык. Существует и ключик - русская азбука.

1.1. Русские буквы (азбука)

В настоящее время базовой основой русского языка почему-то принято считать слова или части слов: корень, приставку, суффикс, окончание. Однако в недалеком прошлом базовой основой, прежде всего, считалась буква. Вспомним из повести М. Горького "Детство', как дед обучал внука грамоте: "Буки-аз - БА, буки-аз - БА. Получается БАБА". "Буки-он-живете-есть. Получается БОЖЕ". "Буки-он-глаголь. Получается БОГ". Так учили в церковноприходских школах. Было ли это эффективно? С точки зрения быстроты освоения чтения - нет. Чтение человек осваивал за два года. А с точки зрения освоения смысла читаемого? Ведь не были же наши предки круглыми дураками, не понимая, что научиться читать по слогам можно проще и быстрее.


Действительно. Даже начинающему психологу понятно, что если ежедневно в течение двух-трех лет учебы десятки раз повторять: "Буки-Он-Жизнь-Есть - БОЖЕ", "Буки-Он-Глаголь - БОГ", то в сознании и в подсознании отложится, что Боже, Бог - это, прежде всего Буки, а Буки - это знания, как в словах-призывах: Ба, Баба. Бабу (бабушку, бабу-няню, бабу Маню, Дуню, Фросю и так далее) все дети любили за песенки, за сказки, за любовь к детям. Эта любовь подсознательно и естественно переносилась на понятие Бога, о котором как о личности говорилось в школьных текстах, поминалось в частых молитвах. Бог входил в душу и с уровня подсознания через совесть управлял нравственным поведением человека и не столько страхом, сколько любовью. Баба, Библия, библиотека - вот первичные источники БУКИ, источники душевно-духовного знания, согретого теплом человеческого чувства. А Боже, Бог - это уже знания БУКИ, принимающие во внутреннем мире человека образ, достойный и любви, и поклонения. Естественно предположить, что смысл слова к человеку приходил в значительной степени через смысл каждой буквы. Но обо всем этом ведется разговор дальше.

Напишем наш современный русский алфавит по порядку букв с церковно-славянскими названиями: А (аз), Б (буки), В (веди), Г (глаголь), Д (добро), Е (есть), Ж (живете), 3 (земля), И (иже), Й(и с краткой), К (како), Л (люди), М (мы-слете), Н (наш), О (он), П (покой), Р (рцы), С (слово), Т (твердо), У (ук), Ф (ферт), X (хер), Ц (цы), Ч (червь), Ш (ша), Щ (ща), Ъ (ер), Ы (еры), Ь (ерь), Э, Ю, Я:

Буква А, первая в алфавите, называется "Аз". Почему она первая? А - самый простой звук. Его первым рефлекторно издает только что родившийся ребенок. "А... а... а!" кричит попавший в безнадежное положение человек. Функционально букву "А" можно назвать "Зов" или "Зов изначальный".


Вторая буква Б - Буки. Ребенок своим криком обращает на себя внимание. Его обихаживают, и он засыпает. Почувствовав неудобство, он опять кричит. Его опять обслуживают. Завязывается первый условный рефлекс: <покричишь А - обслужат"... Со временем оказывается, что ребенок может бодрствовать и не кричать. Тогда он рефлекторно, с голосом или без голоса, непроизвольно двигая губками, иногда воспроизводит звук "Б" или "П". Русская мать или бабушка воспринимала это как просьбу пообщаться и начинала петь песенку, рассказывать сказку или просто беседовать. У ребенка вырабатывается второй условный рефлекс: "пошлепаешь губками с голосом (скажешь "ба") - подойдет кто-то приятный, ласковый". А подойдет к русскому ребенку "баба". В дворянских семьях это чаще всего была кормилица, которая кормила и своего ребенка и господского. Отсюда, видимо, презрительное - баба.


Следующая буква "В" - "Веди". "Вед" - корневая часть слов "ведение", "ведение", "поведение". "В" обозначает, как и "Б", знания, но уже не созерцательно-познавательного плана, а действенного. Ведение дает возможность вести по жизни себя и других, создавать варианты программ поведения. По буквам В(веди)-Е(есть)-Д(добро)-И(иже)... Союз И требует подсоединения к следующей букве азбуки - Г. Понятие "буква" позволяет общие знания буки, во многом подсознательные, превращать в осознанное ведение (буки-у-како-веди-аз). Буква - это атом (или элемент) СОЗНАния, подобный атому веЩеСТва...

Г - Глаголь - расшифровывается просто: "главный голос". В душе у человека (или в его внутреннем мире) звучат разные голоса, рождающие намерения, например: обязан, хочу, могу, должен, люблю. Какой голос слушать, выбирая одну из возможных программ поведения? Как решать возникающие противоречия? Для этого существует базовое знание о решающем голосе - "буки о глаголе", т. е. БОГ. В базовые знания входят и люБОВЬ, и БОЖЕ, и "почить во БОЗЕ", и такие обыденные понятия, как "царствуй, лежа на БОКу", БОРЩ, БОЛЬ, БОР, гадание на БОБах... Окончательно определим: буква Г (глаголь) обозначает главный, решающий внутренний голос, осмысливающий (формулирующий) намерение.

Д - Добро от слова "добрать". Добрать до выживания, до счастья, до нормы. Одинаково плохо и недобрать, и перебрать. Плохо для счастья, а, в конечном счете, и для выживания в широком смысле. Так, например, воды человеку надо столько, сколько надо, не больше и не меньше. Одинаково плохо: потоп и засуха. Пищи надо столько, сколько нужно, иначе будет дистрофия, ослабление, или наоборот ожирение, рак, сердечно-сосудистое заболевание, подагра. Русская азбука говорит прямо: "Добро есть Жизнь" или "Добро - Жизнь", или "Творением Добра (и правды) Жив человек", а главное добро - это ДЕТи (добро-есть-твердо).

Ж - Живете. Альтернативой жизни может быть только смерть. Если человек не творит в достаточной степени добро, чтобы выжить самому и чтобы выжили его потомки, чтобы выжило все живое, обеспечивающее это выживание, (не заботится о выживании в широком смысле, не служит Богу), то он убийца или самоубийца в той или иной степени (ловит кайф, служит дьяволу)...

3 - Земля. "Земля-есть-мышление-людей,-имеющих свойство зова" - не очень вразумительно. Но, во всяком случае, ясно, что земля - это та база, та основа, на которой реализуется жизнь и мышление людей. ЗЛО - земля-людей-общая(!). А, чтобы был по-кой-о-людях, т. е. ПОЛе, надо постоянно его "полоть", творить добро, творить благодать. Русское приветствие ЗДРАВСТВУЙТЕ означает целое послание (по крайней мере для выпускника церковно-приходской школы), если его расшифровать по буквам.


Первая строка русского алфавита недвусмысленно дает формулу (алгоритм) выживания. Действительно, субъект (человек, летучая мышь, радиолокатор, дельфин, и т. п.) посылает в окружающее пространство зондирующий сигнал (Аз - зов). Сигнал может быть мысленным, т. е. просто сосредоточено внимание. Получая ответы на этот сигнал и используя базовую информацию, субъект создает понятный ему образ (модель) обстановки (Буки), далеко не во всем осознанный. Имея начальную информацию, субъект осмысленно вырабатывает несколько возможных программ (альтернатив) своего осознанного поведения (Веди). Теперь надо принять решение. Для этого служит решающий блок (Глаголь), выбирающий по критерию наибольшего ожидаемого добра одну программу. На этом заканчивается информационная часть работы субъекта (Аз Бук и Вед и Глаголь). Далее субъектом творится Добро, которое и обеспечивает его Жизнь на Земле.

Первую строку алфавита можно отнести к детскому периоду жизни человека: от первого крика до способности к саморазвитию уже на человеческом, социальном уровне. Именно здесь Червь преобразуется в Человека. Именно здесь он окончательно выходит из Чрева Матери и здесь происходит оплодотворение уже не генетическое, а духовное...

Можно считать эту строку и циклом жизни воинского подразделения: А - поиск, зондирование; Б - обучение и результаты разведки; В - штаб, разработка альтернатив; Г - командир, принятие одной альтернативы, решение; Д - боевые действия; Ж - живите (на); 3 - земле. Ошиблись - умрете (см. во второй строке Н - наоборот и О - завершение в зависимости от того, К - како Л - люди М - мыслете).

Таким образом, порядок букв в азбуке не случаен, а церковнославянские названия букв явно имеют смысл (достаточно однозначный и функциональный в целях обеспечения выживаемости социума)...

...Чтобы родить человека, не обязательно рожать телесно. Можно родить и самого себя, поднявшись на более высокую ступень душевности и духовности. Так поступают, например, люди, постригающиеся в монахи. Воззвав ко Господу (АЗ), они обретают духовного отца и как новорожденные осваивают начальные образные знания (БУКИ) и так далее по нашей русской азбуке. Бывает, что мирянин, сорвавшийся с круга нормальной мирской жизни в результате пьянства, наркомании и т. п., обращается к духовному пастырю. В конечном счете, он рождается и начинает жить заново, более праведно. Есть случаи, когда целые шайки отпетых бандитов неожиданно для всех начинают новую жизнь, ЖИЗНЬ по АЗБУКЕ, даже в наше беспутное время...

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.