С Максимом Торопыгиным мы познакомились на колокольне Софийско-Успенского собора в Тобольске - на фестивале звонарей.
Худенький подросток, его такой же худенький напарник Миша Петров выводили мелодию на пятнадцати колоколах. Дело это сложное: рук у человека всего две, в зубах веревку держать не принято, потому звонари увязывают колокола в сложную паутину, которую перебирают пальцами по ходу звона. Самые большие колокола работают от ног - их веревки привязаны к деревянным педалям. Рассказывают, что в монастырях, где колоколов много, а звонарей мало, некоторые веревки привязывают к телу, и такой получается комплекс гимнастических упражнений, что уже ясно, почему среди звонарей нет толстых. Впрочем, как шутил мой тобольский коллега 54-го размера, "я выше первого уровня просто не пролажу - лестницы-то там узкие!"
С Максимом мы встретились в Тюменском духовном училище, где он оканчивает среднюю школу и готовится к поступлению в семинарию - высшее учебное заведение.
- У меня верующая мама, так что стремление к церковному образованию - из семьи. С пятого класса учился в православной гимназии, потом - в духовное училище. После училища собираюсь в семинарию поступать.
- А звонить в колокола давно начал?
- Лет с двенадцати, но тогда, конечно, просто учился. Учителем был Даниил Павлович, сын священника Александра Павловича, он вообще с девяти лет звонит. Я тоже с детства об этом мечтал. А самостоятельно первый раз дали позвонить на архиерейском богослужении - так получилось, что кроме меня, тогда некому было. Батюшка благословил - и я пошел. Хотя ощущения были очень тревожные. Но обошлось без срывов.
- А вообще-то ошибки бывают при звоне?
- Конечно, как и при любой другой работе, хотя нечасто. Обычно бывает ситуация, когда поскользнешься, упадешь, сорвешься - и звон сорвется, либо на педаль наступишь - большой колокол ударит.
- Что за это бывает звонарю?
- До революции розгами секли. Сейчас в худшем случае просят написать объяснительную.
- Удалить с колокольни могут?
- Могут, но для этого должны быть серьезные основания. Скажем, если в Великий пост звонарь "красным звоном" начал звонить. Но для этого надо как минимум быть нетрезвым; я про такие случаи не слышал.
- У тебя какое-то музыкальное образование есть?
- Да, я окончил музыкальную школу по классу фортепиано. И, кстати, помогает, хотя считается, что для церковного пения это наоборот минус, слишком разные принципы построения мелодии. Но ведь вообще-то классическую музыку создавали люди верующие - Бах, Бетховен, Моцарт - они все писали произведения для богослужений, поэтому и музыка эта такая сильная, духовная.
- Правда, что звонаря учат звонить для определенной колокольни? Если это так - то как вы все тогда в Тобольске умудрились на незнакомой колокольне звонить?
- Конечно, своя колокольня, так сказать, ближе к телу. Но к любой можно подстроиться. Скажем, я привык зазвоны (маленькие колокола) держать в левой руке - так у нас на колокольне Знаменского собора. А на большинстве других колоколен зазвоны сделаны под правую руку, и это логично - ведь для правшей удобнее перебирать колокола правой рукой. Приходится звонить медленнее, чтобы не сбиться.
- А сами колокола на разных колокольнях сильно отличаются?
- Конечно! Зависит и от завода-изготовителя, и от высоты колокольни, и от того, насколько бережно обращались с ними, и от набора колоколов. Скажем, в какой-то бедной деревенской церкви может быть всего три колокола, а в монастырях и двадцать штук. В Тюмени я был не на всех колокольнях, но из тех, что был - мне больше всего понравился набор на Всехсвятской церкви. Он не самый большой, там девять колоколов, а вот в Знаменском, например, тринадцать. Но там самое красивое звучание.
- А как высота колокольни связана с красотой?
- Чем выше колокольня - тем крупнее делают колокола, чтобы звук был слышнее. То есть теряются оттенки звука. Так что когда говорят, что большая колокольня лучше - это еще вопрос. Хотя слышно с нее дальше. Конечно, многое зависит от мастерства изготовителей. Сейчас только один завод колокола льет, но бывает - вроде все одинаково, и колоколов столько же, и все новые - а вот один набор красиво звучит, а другой - как корабельные рынды. У нас на Знаменском висит один колокол, нам его из Томской епархии подарили - 1907 года изготовления; его можно даже с земли увидеть, если посмотреть с северной стороны, он уже черный от времени. У него красивый бархатистый звон! Конечно, и от искусства звонаря много зависит. Ведь бывает, что колокол треснувший, надколотый, звонить в такой нужно нежно, несильно, чтобы дефект при звучании был незаметен.
- В одной дореволюционной книжке читала, как звонарь, запоминая мелодию, наигрывал какой-то плясовой мотив. Вы такого не используете для запоминания рисунка? Ведь нот для звонарей не бывает:
- Как-то не принято записывать мелодию, хотя вполне реально. Звонарь из другой епархии может мне прислать запись в виде классических нот - и я пойму. Но обычно передача опыта происходит лично. Если же говорить о мелодиях: В общем, да, теоретически можно и "Бумера" сыграть. Но это же будет заметно! И может смутить даже благочестивого атеиста, который подумает: "ну вот, и здесь что попало играют". Так что лучше придерживаться классики.
- Не страшно на колокольне?
- Первый раз страшно - как в океан заходишь. Конечно, простыть можно легко, я часто простывал. Одеваться надо теплее! А высоты я не боюсь, поэтому проблем особых нет.
- Если человек решил поучиться звонить, либо его просто пустили на колокольню на экскурсию, так сказать (ведь в Светлую седмицу, неделю после Пасхи, позвонить может любой желающий) - как это сделать покрасивее? Дай рекомендации начинающим.
- Самое главное - держать такт. Чаще люди забираются на колокольню не в одиночку, звонят парами. Напарник должен бить в большой колокол ритмично, держать темп. А второй звонарь должен подстроиться под ритм и вывести мелодию - звон сам собой сложится, если ритм держать. Конечно, нужно звонить нежно, особенно, если есть дефекты в колоколах. Лично я в Светлую седмицу именно по сбоям ритма отмечаю, на какой колокольне звонит ребенок, а где - профессионал.
Кстати, женскому полу путь на колокольню открыт, и в женских монастырях даже вопроса такого не возникает - можно ли девушкам звонить? Конечно, можно! У них и слух порой лучше мужского. В стране есть несколько школ, где за три месяца дают азы колокольного дела: в Москве, Архангельске, Каменске-Уральском (где льют колокола).
беседовала
Елена Майсюк
|