К современным казакам относятся
по-разному. Одни считают это явление неким историческим анахронизмом, другие
же, наоборот, взирают на казачество с
надеждой, видя в нем признаки возрождения Православного Отечества. Такое
расхождение во мнениях происходит из-за
явного недостатка достоверной информации. И, поскольку подробный анализ всех
аспектов современного служения казачества в рамках одной статьи невозможен,
мы ограничимся рассказом о Казачьем
учебном центре города Тюмени.
- Смысл существования современного
казачества, – говорит начальник Центра
вахмистр В. Б. Зенков, – возрождение
православного духа русского воинства. Это
очень непростое дело и требует большой
кропотливой работы. Поэтому одно из самых
приоритетных направлений деятельности
Центра – казачий кадетский класс. Возник
он три года назад по обоюдному желанию
Воскресной школы при Тюменском Свято-Троицком мужском монастыре и 8-го отдела Сибирского Казачьего Войска (СКВ).
Директор школы диакон Димитрий Майоров
и действующий атаман 8-го отдела казачий
полковник С.Б.Смирнов издали соответствующие приказы, произвели первый набор. По
древней казачьей традиции становление
воина начиналось с раннего детства, поэтому мы принимаем в класс ребят почти без
возрастных ограничений. Минимальный курс
обучения рассчитан на четыре года с правом
продолжения занятий по личному желанию
кадета и его родителей до 18-летнего возраста, когда, согласно Уставу, он имеет право
принять казачью Присягу и войти в наше
казачье сословие.
Корр.: Почему вы сотрудничаете только с Воскресной школой, а не с обычными
общеобразовательными?
- На сегодняшний день это самый оптимальный вариант. Мы считаем, что Церковь
и казачество – это единое целое, поэтому
духовная и военная составляющие наших
учебных программ находятся в полной гармонии. Что же касается светских школ, то
введение даже такого предмета, как «Основы православной культуры», встречают там
серьезное сопротивление. Что уж говорить
о Законе Божием, который у нас является
одним из главных предметов! С Воскресной
же школой у нас одни цели и задачи, и мы
рука об руку делаем общее дело.
Кстати, в других казачьих Войсках кадетские классы также чаще всего возникают
именно на базе Воскресных школ, например,
в Челябинске и Нижнем Тагиле. Воскресная
школа имеет единственный недостаток – это
ограничение во времени, так как проводить
занятия более чем 2 раза в неделю мы не
имеем возможности. Лучшим вариантом
стало бы сотрудничество с Тюменской Православной гимназией, где кадетский класс мог
бы существовать на постоянной основе, тем
более что большая часть наших кадетов
являются гимназистами.
Корр.: Каковы условия приема в ваш
класс и каким навыкам Вы обучаете своих
подопечных?
- Мы принимаем отроков из православных семей, причем родители должны становиться нашими союзниками и сотрудниками.
Без их активного участия в воспитательном
процессе одних наших усилий может оказаться недостаточно. В процессе обучения
в первую очередь мы стараемся воспитать
в кадетах чувство братства. Научить жить
в большой многодетной казачьей семье,
где традиционное обращение друг к другу
«брат» не является формальностью. Ведь и
взрослые казаки называют друг друга братьями, а атамана отцом. Братские отношения
в личной жизни и железная дисциплина в
строю – первооснова казачьего воинского
воспитания. Кто способен вместить в себя
два этих ключевых понятия, тот воистину
будущий воин-христианин.
Из основных предметов нашего учебного
центра можно назвать Закон Божий, Историю казачества, Казачьи Уставы, Уставы
ВС РФ, Династическая история России. Из
военных дисциплин – современное стрелковое оружие, основы владения традиционным
казачьим оружием, строевая, огневая и
тактическая подготовка, элементы рукопашного боя, автодело, общая физическая
подготовка.
Завершается учебный год летними
военно-полевыми сборами совместно с кадетским классом казачьего хутора Слобода-Бешкиль Исетского района, которым руководит мл. вахмистр В.Л. Пермин. На этих
сборах отрабатываются и закрепляются
знания, полученные за год. Кроме того,
ежеквартально у нас проводятся однодневные полевые сборы на базе православного
лагеря «Владимирская слобода» Ялуторовского прихода.
Корр.: Во многих военно-спортивных
клубах города наряду с мальчиками занимаются и девочки. Как в казачьем
учебном центре относятся к этому?
- Крайне отрицательно, ибо это противоестественно. Господь сотворил женщину,
предусмотрев ей особое, вселенское предназначение. Это рождение и воспитание детей.
Альтернативой может быть только иночество,
«среднего» состояния быть не может. Как
известно, имя первой женщины, данное ей
Богом, – Ева, что означает «жизнь». Девочку
с юных лет необходимо приучать к делам
милосердия, домашнему труду, рукоделию.
Повзрослев, она должна уметь создать и
сохранить семью своей любовью, добротой
и терпением. В Царской России никому не
пришло бы в голову отдавать своих дочерей
для обучения военному делу. Таких родителей просто сочли бы безумными. Идеальным
примером для нас является Царская Семья.
Государь и Цесаревич – военные, Государыня и Великие Княжны – сестры милосердия.
Каждый должен делать именно свое дело.
Женщина-воительница – это образ, навязываемый нам западной культурой, приводящей
женщину в противоестественное ее природе
состояние. Если девочка берет в руки оружие, пусть даже учебное, это накладывает
неизгладимый отпечаток на ее душу и психику. Происходит некая «переполюсовка» сознания, изменение духовно-психологического
облика. И эта мина замедленного действия
рано или поздно даст о себе знать. К сожалению, это недооценивается современной
педагогикой и психологией. Военизация девочек – это насилие над женской природой и
посягательство на волю Творца. Поэтому в
нашем классе девочек нет и не будет.
Корр.: Кто сотрудничает с вами на этом поприще?
- Основной костяк нашего инструкторско-преподавательского состава – казаки 8-го
отдела СКВ. Это сотник С.Ю. Найденко,
сотник М.С. Яблоков, хорунжий Д.Н. Дурыгин, мл. урядник М.С. Найденко, казак В.Н.
Рыбалов. В разовом порядке участвуют и
другие казаки, вплоть до атаманов. Всем
хочу выразить сердечную благодарность за
их труды, которые они несут, невзирая на
огромную занятость. И если хотя бы один
из наших воспитанников в дальнейшем смог
достойно занять свое место в строю христианского воинства, труды наши можно считать
не напрасными. Слава Богу за все!
Беседу вел М. Сотников
|