ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№04 2009 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Семейная политика, основанная на христианских ценностях, нуждается в особой поддержке государства

Социально-экономические преобразования, осуществляемые в России с 90-х годов ХХ века, со всей остротой высветили проблему выживания, социального и духовного благополучия личности и семьи в постоянно меняющемся социуме начала ХХI века. Почему произошло то, что многие семьи перестали осуществлять свою миссию воспитания и социализации детей? На данном этапе совершенно очевидно, что никакие социальные институты не могут заменить воспитательной функции, которую издревле выполняла семья.

В современных условиях ценностнонормативные факторы семьи имеют релятивную (изменчивую) основу. Быстро изменяющиеся нормы и ценности вносят хаос в общественную жизнь, вызывая аномические (ненормативные) процессы в обществе и в семейных отношениях.

Совершенно иной подход представляет собой христианская семья. Сформированные христианским мировоззрением ценности остаются в основе своей неизменны, поэтому христианская семья в современном мире наиболее соответствует требованиям, предъявляемым к семье как важнейшему социальному институту общества. Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви ( 1 ). Известны поучения святого отца Православной Церкви Иоанна Златоуста, касающиеся ответственности родителей за духовное воспитание детей.

Иоанн Златоуст говорит о том, что домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

Опыт семейного общения в христианской семье научает человека преодолевать греховный эгоизм и закладывает основы здоровой гражданственности. Важным условием в данной модели семьи является преемственность поколений, выражающаяся в любви к предкам и Отечеству.

Нормы христианской морали однозначно определяют лидирующую роль мужа в ответственности за семью, не принижая положения женщин. По православному учению, Пресвятая Дева Мария явила собой вершину женского благочестия и чистоты и освятила своим образом материнство и важность женского начала.

Неправильный подход к пониманию ответственности мужа и жены за воспитание своих детей ведет к искаженному пониманию роли родителей, которые пекутся о том, чтобы их дети получили непременно высшее образование, были богатыми, имели хорошую квартиру и т.д. Но при этом не уделяют никакого внимания духовному воспитанию, не видя и не замечая духовного состояния своих детей. Родители поступают при этом неправильно, игнорируя слова Господа, который говорит о том, что «ищите прежде Царствия Божия, и сие приложится вам» (Мф. 6, 33).

Иоанн Златоуст по этому поводу говорит, что «ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение». По его мнению, «стараться нужно не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях».

Иоанн Златоуст, размышляя о роли родителей и детей в семье, вопрошает: Не спросит ли нас Господь о том, что Он дал место сим детям в семействе нашем? Не Он ли вверил их нашему попечению, поставив нас владыками, попечителями судьбы? Не Он ли дал родителям полную власть над своими детьми; не Он ли возложил на нас все заботы об их воспитании?

Иоанн Златоуст довольно резко говорит о невыполнении родителями своих обязанностей, утверждая, что нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия. «Откуда преждевременные смерти? Откуда тяжкие и продолжительные болезни и у нас и у наших детей? – вопрошает Златоуст, – откуда потери, несчастья, откуда огорчения, откуда бесчисленное множество зла?»

Не оттого ли, говорит он, что мы не стараемся направлять порочных детей своих. Иоанн Златоуст также утверждает, что «развращение детей происходит не от другого чего, как от безумной привязанности отцов к житейскому (материальному); обращая внимание только на это и не считая ничего выше этого, они поневоле уже не радят о детях и о душе их». При этом, по мнению святого отца, в душе юношей возникают такие страсти, как сребролюбие и тщеславие, которые делают душу бесплодной и неспособной ни к чему доброму.

Если душа у детей наших будет нехороша, учит святитель, то они не будут иметь ни малейшей пользы от денег, и, наоборот, если им дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит им. Ибо для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства, она даже мимо их воли удерживает их в пределах добродетели; между тем, последнее, хотя бы даже кто и желал сего, не позволит вести жизни целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений. Матерям Иоанн Златоуст также дает совет о том, чтобы их дочери сидели дома, были, прежде всего, благочестивы, скромны, презирали деньги и не слишком заботились о нарядах. К сожалению, в ценностное пространство постмодерна (современного этапа жизни) данные ценности не входят, а культивируются противоположные: страстное желание иметь престижную должность либо хорошо оплачиваемую работу, которая забирает много энергии и времени, поэтому нет времени для душеполезной деятельности; желание иметь «крутую» машину, ходить в рестораны и бары, в которых зачастую творится развращение и опьянение людей духовно беспризорных; желание красиво наряжаться, жить в красивом доме и т.д. Безусловно, это благие пожелания, и человек часто не может это все иметь, выбирая честный и трудный жизненный путь, некоторые, к сожалению, выбирают для себя другой путь – преступный, когда человек идет на преступление против гражданских законов и против своей совести, при этом быстро наживая богатство неправедным путем. Но такое богатство не может принести счастье, оно может быть растрачено за короткий срок не воспитанными в добродетели детьми или превратиться в средство для удовлетворения своих похотей. Именно такое богатство дается человеку в наказание, а не в радость.

Гендерные противоречия в эпоху постмодерна резко обострились и продолжают развиваться явно не в христианском направлении. Искусственное уравнивание женщин и мужчин во всех сферах общественной деятельности отражается на семье. Данный перекос приводит к извращенному пониманию правил, изложенных апостолом Павлом, предупреждающего об особой ответственности мужа, который призван быть главой жены, любящим ее, как Христос любит свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Эф. 5, 22, 23; Кол 3, 18). Не следует также забывать о том, что все христиане призваны к взаимному повиновению друг другу в страхе Божием (Эф. 5, 21). Поэтому ни мужа без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же от Бога (1 Кор. 11, 11-12).

Совершенно очевидно, что гендерные различия часто являются фактором, влияющим на количество разводов, поскольку у супругов нет ответственности перед Богом и зачастую преследуются эгоистичные и плотские мотивы вступления в брак. Но в православной традиции развод не только осуждается Церковью как грех, но и не дозволяется, ибо он приносит тяжкие душевные страдания не только супругам, но и детям. Для разводов в православном браке нужны веские основания.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых: прелюбодеяние, отпадение супруга или супруги от православия, заболевание проказой или сифилисом, снохачество, сводничество, неизлечимая тяжкая душевная болезнь. В настоящее время к таким поводам относятся заболевание СПИДОМ, медицински засвидетельствованного хронического алкоголизма или наркомании, а также совершение женой аборта при несогласии мужа.

Настоящим бичом в условиях постмодерна явилась порнография, обильно изливаемая с голубых экранов, продающаяся в виде книг, журналов, газет во многих киосках на улице и довольно доступная для подростков. Это в свою очередь подпитывает развитие такого порока, как проституция, которая превращает человеческое тело в предмет унизительной эксплуатации и торговли. Такое явление, как аборты, которые присущи современному обществу, с религиозной точки зрения, рассматриваются как угроза будущему человечества и явный признак моральной деградации общества. В условиях христианской семьи аборт полностью исключается, кроме случаев, связанных с угрозой для жизни матери, поэтому такие семьи, как правило, многодетные, что в условиях современной демографической ситуации служит положительным фактором в российском обществе.

Такие пороки, как гомосексуализм, транссексуализм, однополые браки Церковью рассматриваются как бунт против Творца и, согласно религиозным нормам, расцениваются как тяжкие грехи. Главным источником всех этих бед является помраченное состояние человеческой души. Поврежденность природы человека, возникшая вследствие грехопадения и исказившая его сознание, не позволяет ему принять Божественный закон во всей полноте. Но именно такая полнота исполнения Божественного закона возможна в условиях христианской семьи. Исполнение всех Таинств Церкви, соблюдение постов и установлений Церкви ведут к исполнению воли Божией, а, следовательно, к добру через многие тернии, расставленные материальной природой мира, распознать и преодолеть которые возможно только путем научения христианскому образу жизни с юных лет, отказа от своего «эго», смирения и целомудрия, что возможно только в условиях христианской модели семьи. Именно поэтому семейная политика, основанная на христианских ценностях, на современном этапе жизни нуждается в особой поддержке государства. Сегодня совершенно очевидно, что возвращение к традиционным устоям существования общества, его корневой системе будет способствовать укреплению института семьи. А это, в свою очередь, будет способствовать возрождению нравственной и духовной культуры современного общества.

1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001, с. 77.

В.А. Торгашов, начальник управления
социальной защиты населения
г. Ялуторовска и Ялуторовского района

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.